§4. Режим дня воспитанников школ-интернатов
Круглосуточное пребывание детей и подростков в учебно-воспитательном учреждении позволяет рационально организовать режим дня: выдержать установленную продолжительность учебных занятий, правильно организовать трудовую и творческую деятельность, обеспечить четырехразовое питание, достаточную длительность сна и активного отдыха на открытом воздухе, широко поставить физическое воспитание, повседневно прививать детям навыки личной и общественной гигиены. Распорядок дня как в период учебных занятий, так и в каникулы строится для воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста с учетом их возрастных анатомо-физиологических особенностей. Все воспитанники встают в 7 ч, выполняют гимнастику, принимают водные процедуры, убирают кровати, затем завтракают. В некоторых интернатах из-за отсутствия условий утренний туалет и завтрак невозможно проводить для всех воспитанников в одно время. Тогда целесообразно младших детей поднимать не в 7 ч утра, а в 7 ч 30 мин. В этих случаях гимнастика, утренний туалет и завтрак будет проводиться в две смены и соответственно позже будут начинаться учебные занятия. В учебные занятия воспитанников I—IV классов следует ввести ежедневную (кроме дней, когда расписанием предусмотрен урок физической культуры) часовую динамическую паузу или спортивный час, как это предусмотрено в режиме школы продленного дня. Эти занятия должны включать физические упражнения и подвижные игры, знакомые учащимся по предыдущим урокам физической культуры. Воспитанники II—IV классов после третьего урока получают второй завтрак. Время после окончания уроков в классе и до обеда, а также после обеда и до начала самостоятельных учебных занятий воспитанникам следует проводить на воздухе. После вторых уроков в начальных классах и третьих уроков в старших классах можно организовать перерыв, после которого возобновить учебные занятия (пение, рисование, черчение, приготовление уроков, работа в мастерских). Ежедневно не более 30 мин во вторых классах, 1 ч в III—VIII классах и 1,5—2 ч в старших классах в режиме дня воспитанников нужно предусмотреть время для общественно полезного и бытового труда. Режим дня детей 6 лет —воспитанников первых классов строится так же, как в школах продленного дня. Для занятий в различных кружках, спортивных секциях и свободных занятий воспитанникам II—VI классов необходимо предусмотреть 1,5—2 ч, а VII—IX классов — 2—2,5 ч. Свободное время воспитанники проводят сообразно своим интересам и наклонностям: читают художественную литературу, рисуют, играют на музыкальных инструментах и т. д. Прием пищи устанавливается четырехразовый: утренний завтрак, второй завтрак на большой перемене во время занятий, обед и ужин. По возможности организуется полдник в перерыве между самостоятельными учебными занятиями. Для каждого возраста воспитанников соблюдаются установленные нормативы ночного сна. Дневной сон в 1 — 1,5 ч предусматривается обязательно для воспитанников первых классов и по заключению врача для отдельных воспитанников II—IX классов. В выходные и каникулярные дни воспитанники, остающиеся в школе-интернате, соблюдая в основном режим дня, больше времени уделяют спортивным играм и развлечениям на открытом воздухе, посещают музеи, выставки и т. д. В период летних каникул в режиме дня воспитанников всех возрастов увеличивается время на выполнение общественно полезной работы, а в режиме старших воспитанников — производительного труда на производстве или в сельском хозяйстве, предусматривается 1—1,5 ч для проведения оздоровительных мероприятий.
- Глава I Общие закономерности роста и развития детей и подростков
- §1. Закономерности роста и развития организма§2. Возрастная периодизация
- §1. Закономерности роста и развития организма
- §2. Возрастная периодизация
- Глава II Физиология нервной системы
- §1. Общий план строения и значение нервной системы
- §2. Основные свойства и функции элементов нервной системы
- §3. Рефлекс как основная форма нервной деятельности
- §4. Возбуждение и торможение в цнс
- §5. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы
- §6. Вегетативная нервная система
- Глава III Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности
- §1. Условные и безусловные рефлексы
- §2. Качественные особенности высшей нервной деятельности человека
- §3. Типы высшей нервной деятельности
- §4. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций
- §5. Интегративные процессы в цнс как основа психических функций
- Глава IV Возрастная физиология и гигиена анализаторов
- §1. Общая характеристика сенсорных систем§2. Зрительный анализатор§3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков§4. Слуховой анализатор
- §1. Общая характеристика сенсорных систем
- §2. Зрительный анализатор
- §3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков
- §4. Слуховой анализатор
- Глава V Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе и пту
- §1. Работоспособность детей и подростков
- §2. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности
- §3. Гигиена письма и чтения
- §4. Совершенствование условий обучения и воспитания учащихся пту
- Глава VI Режим дня детей и подростков
- §1. Гигиенические требования к режиму дня школьников
- §2. Гигиена сна
- §3. Режим групп (классов) и школ с продленным днем
- §4. Режим дня воспитанников школ-интернатов
- §5. Особенности организации режима дня в учреждениях санаторного типа
- §6. Режим дня учащихся пту
- §7. Режим дня в пионерском лагере
- Глава VII Возрастная эндокринология. Общие закономерности деятельности эндокринной системы
- §1. Эндокринная система§2. Половое созревание
- §1. Эндокринная система
- §2. Половое созревание
- Глава VIII Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ и пту
- §1. Общие сведения об опорно-двигательной системе
- §2. Части скелета и их развитие
- §3. Мышечная система
- §4. Особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды
- §5. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом
- §6. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков
- §7. Школьная мебель и ее использование
- §8. Гигиенические требования к организации труда учащихся
- Глава IX Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания
- §1. Строение и функции органов пищеварения§2. Обмен веществ и энергии§3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
- §1. Строение и функции органов пищеварения
- §2. Обмен веществ и энергии
- §3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
- Глава X Возрастные особенности крови и кровообращения
- §1. Кровь и ее значение
- §2. Система кровообращения
- §3. Движение крови по сосудам
- §4. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности
- §5. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
- Глава XI Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
- §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности§2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
- §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности
- §2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
- Глава XII Возрастные особенности органов выделения. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви
- §1. Строение и функция почек§2. Строение и функция кожи§3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви§4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
- §1. Строение и функция почек
- §2. Строение и функция кожи
- §3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви
- §4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
- Глава XIII Состояние здоровья детей и подростков
- §1. Понятие о здоровье§2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии§3. Инфекционные заболевания§4. Защита организма от инфекции
- §1. Понятие о здоровье
- §2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии
- §3. Инфекционные заболевания
- §4. Защита организма от инфекции
- Глава XIV Гигиена физического воспитания
- §1. Задачи, формы и средства физического воспитания§2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания§3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
- §1. Задачи, формы и средства физического воспитания
- §2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания
- §3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
- Глава XV Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
- §1. Организация трудовой деятельности учащихся§2. Профессиональная ориентация учащихся
- §1. Организация трудовой деятельности учащихся
- §2. Профессиональная ориентация учащихся
- Глава XVI Профилактика вредных привычек