§2. Система кровообращения
Значение кровообращения. Кровь может выполнять жизненно необходимые функции, только находясь в непрерывном движении. Движение крови в организме, ее циркуляция составляет сущность кровообращения. К системе кровообращения относятся сердце, выполняющее роль насоса, и сосуды, по которым циркулирует кровь. Кровь, выбрасываемая сердцем, по артериям, их разветвлениям (артериолам) и капиллярам поступает к тканям и органам, затем по мелким венам (венулам) и крупным венам возвращается к сердцу. Таким образом, благодаря кровообращению ко всем органам и тканям поступают кислород, питательные вещества, соли, гормоны, вода и выводятся из организма продукты обмена. Из-за малой теплопроводности тканей передача тепла от органов человеческого тела (печень, мышцы и др.) к коже и в окружающую среду осуществляется главным образом за счет кровообращения. Деятельность всех органов и организма в целом тесно связана с функцией органов кровообращения. Общая схема кровообращения. Сосудистая система состоит из двух кругов кровообращения — большого и малого (рис. 37).
Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка сердца, откуда кровь поступает в аорту. Из аорты путь артериальной крови продолжается по артериям, которые по мере удаления от сердца ветвятся и самые мелкие из них распадаются на капилляры, которые густой сетью пронизывают весь организм. Через тонкие стенки капилляров кровь отдает питательные вещества и кислород в тканевую жидкость, а продукты жизнедеятельности клеток из тканевой жидкости поступают в кровь. Из капилляров кровь поступает в мелкие вены, которые, сливаясь, образуют более крупные вены и впадают в верхнюю и нижнюю полые вены. Верхняя и нижняя полые вены приносят венозную кровь в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка сердца легочной артерией. Венозная кровь по легочной артерии приносится к капиллярам легких. В легких происходит обмен газов между венозной кровью капилляров и воздухом в альвеолах легких. От легких по четырем легочным венам уже артериальная кровь возвращается в левое предсердие. В левом предсердии заканчивается малый круг кровообращения. Из левого предсердия кровь попадает в левый желудочек, откуда начинается большой круг кровообращения. С системой кровообращения тесно связана лимфатическая система. Она служит для оттока жидкости из тканей, в отличие от кровеносной системы, создающей как приток, так и отток жидкости. Лимфатическая система начинается с сети замкнутых капилляров, которые переходят в лимфатические сосуды, впадающие в левый и правый лимфатические протоки, а оттуда в крупные вены. На пути к венам лимфа, протекающая из разных органов и тканей, проходит через лимфатические узлы, выполняющие роль биологических фильтров, защищающих организм от инородных тел и инфекций. Образование лимфы связано с переходом ряда растворенных в плазме крови веществ из капилляров в ткани и из тканей в лимфатические капилляры. За сутки в организме человека образуется 2—4 л лимфы. При нормальном функционировании организма существует равновесие между скоростью лимфообразования и скоростью оттока лимфы, которая через вены вновь возвращается в кровеносное русло. Лимфатические сосуды пронизывают почти все органы и ткани, особенно много их в печени и тонком кишечнике. По структуре лимфатические сосуды похожи на вены, так же как вены, они снабжены клапанами, создающими условия для перемещения лимфы только в одном направлении. Ток лимфы через сосуды осуществляется благодаря сокращению стенок сосудов и сокращению мышц. Передвижению лимфы способствует также отрицательное давление в грудной полости, в особенности во время вдоха. При этом грудной лимфатический проток, лежащий на пути к венам, расширяется, что облегчает поступление лимфы в кровеносное русло. Поверхность лимфатических капилляров у детей относительно больше, чем у взрослых. Строение сердца и его возрастные особенности. Сердце представляет собой полый мышечный орган, расположенный слева в грудной клетке. Масса его 220—300 г у мужчин и 180—220 у женщин. Размер сердца и его масса изменяются с возрастом. Сердце у детей относительно больше, чем у взрослых. Его масса составляет примерно 0,63—0,80% массы тела, а у взрослого человека — 0,48—0,52%. Наиболее интенсивно растет сердце на первом году жизни: к 8 месяцам масса сердца увеличивается вдвое, к 3 годам утраивается, к 5 годам увеличивается в 4 раза, а в 16 лет — в 11 раз. Масса сердца у мальчиков в первые годы жизни больше, чем у девочек. В 12—13 лет наступает период усиленного роста сердца у девочек и его масса становится больше, чем у мальчиков. К 16 годам сердце девочек вновь начинает отставать в массе от сердца мальчиков. Сердце разделено на четыре камеры (два предсердия и два желудочка). Левая и правая половины разделены сплошной перегородкой, каждая из этих половин включает одно предсердие и один желудочек, имеет перегородку с отверстием. Через эти отверстия, снабженные клапанами, кровь из предсердий поступает в желудочки (рис. 38). Клапаны образованы смыкающимися створками и потому называются створчатыми клапанами. В левой части сердца клапан двустворчатый, в правой — трехстворчатый. Клапаны сердца обеспечивают движение крови только в одном направлении: из предсердий в желудочки, а из желудочков в артерии.
На границе между левым желудочком и выходящей из него аортой и между правым желудочком и легочной артерией имеются полулунные клапаны. К моменту рождения ребенка его сердце уже имеет четырехкамерную структуру, однако между двумя предсердиями еще имеется отверстие, характерное для кровообращения плода, которое зарастает в первые месяцы жизни. Рост предсердий в течение первого года жизни опережает рост желудочков, затем они растут почти одинаково, и только после 10 лет рост желудочков начинает обгонять рост предсердий. Свойства сердечной мышцы. Основную массу стенки сердца составляет мощная мышца — миокард,состоящий из особого рода поперечнополосатой мышечной ткани. Толщина миокарда разная в различных отделах сердца. Наиболее тонок он в предсердиях (2—3 мм), левый желудочек имеет самую мощную мышечную стенку, она в 2,5 раза толще, чем в правом желудочке. Основная масса сердечной мышцы представлена типичным для сердца волокнами, которые обеспечивают сокращение отделов сердца. Их основная функция — сократимость. Это рабочая мускулатура сердца. Кроме того, в сердечной мышце имеются атипические волокна. С деятельностью атипических волокон связано возникновение возбуждения в сердце и проведение его от предсердий к желудочкам.
Эти волокна образуют проводящую систему сердца. Проводящая система состоит из синусно-предсердного узла, предсердно-желудочного узла, предсердие желудочкового пучка и его разветвлений (рис. 39). Синусно-предсердный узел расположен в правом предсердии, является водителем сердечного ритма, здесь зарождаются автоматические импульсы возбуждения, определяющие сокращение сердца. Предсердно-желудочковый узел расположен между правым предсердием и желудочками. В этой области возбуждение из предсердий распространяется на желудочки. В нормальных условиях предсердно-желудочковый узел возбуждается импульсами, поступающими из синусно-предсердного узла, однако он способен и к автоматическому возбуждению и в некоторых патологических случаях провоцирует возбуждение в желудочках и их сокращение, не следующее в том ритме, который создается синусно-предсердным узлом. Возникает так называемая экстрасистола. Из предсердно-желудочкового узла возбуждение передаемся" по предсердно-желудочковому пучку (пучок Гисса), который, проходя по межжелудочковой перегородке, разветвляется на левую и правую ножки. Ножки переходят в сеть проводящих миоцитов (атипичных мышечных волокон), которые охватывают рабочий миокард и передают ему возбуждение. Сердечный цикл. Сердце сокращается ритмично: сокращения отделов сердца чередуются с их расслаблением. Сокращение отделов сердца называют систолой, а расслабление — диастолой. Период, охватывающий одно сокращение и расслабление сердца, называют сердечным циклом. В состоянии относительного покоя сердечный цикл продолжается около 0,8 с. Каждый сердечный цикл состоит из трех фаз: первая — сокращение предсердий — систола предсердий (длится 0,1 с), вторая-систола желудочков (длится 0,3 с), третья — общая пауза (0,4 с). Когда сердце сокращается, кровь нагнетается в сосудистую систему. Основной силы сокращение происходит в период систолы желудочков, в фазу изгнания крови из левого желудочка в аорту. Частота сердечных сокращений, систолический и минутный объем. Частота сердечных сокращений обычно измеряется по пульсу, поскольку каждый выброс крови в сосуды приводит к изменению их кровенаполнения, растяжению сосудистой стенки, что ощущается в виде толчка. В норме у взрослого человека частота сердечных сокращений — 75 раз в 1 мин. У новорожденного она значительно выше — 140 в 1 мин. Интенсивно снижаясь в течение первых лет жизни, она составляет к 8—10 годам 90—85 ударов в 1 мин, а к 15 годам приближается к величине взрослого. При сокращении сердца у взрослого человека, находящегося в состоянии покоя, каждый желудочек выталкивает в артерии 60—80 см3 крови. Количество крови, выбрасываемое желудочком за одно сокращение, называют ударным, илисистолическим объемом. Левый и правый желудочки выталкивают одинаковое количество крови. Количество крови, выбрасываемое в аорту сердцем новорожденного при одном сокращении, всего 2,5 см3. К первому году оно увеличивается в 4 раза, к 7 годам — в 9 раз, а к 12 годам — в 16,4 раза (табл. 17).
Таблица 17: Изменение частоты сердечных сокращений и ударного объема
Показатель | Новорожденные | Возраст (в годах) | ||||||||||
1 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||
Частотасердечныхсокращений (пульс в 1 мин) | 140-135 | 120 | 95 | 92 | 90 | 88 | 86 | 84 | 82 | 80 | 78 | 76 |
Ударныйобъем сердца (в см3) | 2,5 | 10,2 | 20,6 | 23,0 | 25,0 | 27,0 | 29,2 | 31,6 | 33,4 | 35,7 | 38,5 | 41,4 |
Количество крови, выбрасываемое сердцем в 1 мин, называют минутным объемом. Зная количество крови, поступившее из желудочка во время систолы, и частоту сокращений сердца в 1 мин, можно рассчитать величину минутного объема. Если систолический объем равен 70 см3, а частота сердцебиения — 75 раз в ] мин, то минутный объем равен 70x75 = 5250 (см3). Увеличение минутного объема у тренированных людей происходит главным образом за счет величины систолического объема. Сердечные сокращения при этом учащаются незначительно. У людей нетренированных минутный объем крови увеличивается в основном за счет учащения сердечных сокращений. Известно, что при увеличении частоты сердечных сокращений укорачивается продолжительность общей паузы сердца. Из этого следует, что сердце нетренированных людей работает менее экономично и быстрее изнашивается. Не случайно сердечно-сосудистые заболевания встречаются у спортсменов значительно реже, чем у людей, не занимающихся физкультурой. У хорошо тренированных спортсменов при больших физических нагрузках ударный объем крови может возрастать до 200—250 см3. Электрические явления в сердце. Деятельность сердца, как и деятельность любой возбудимой ткани, сопровождается электрическими явлениями. Метод регистрации электрических явлений в работающем сердце получил название электрокардиографии. Чувствительный прибор, с помощью которого регистрируют электрические явления в возбужденном сердце, называют электрокардиографом. Разница потенциалов, возникающая в возбужденном сердце, регистрируется в виде электрокардиограммы(ЭКГ). В сердце здорового человека на электрокардиограмме отчетливо видны пять зубцов, из которых три обращены вверх (PRT), а два вниз (QS). Зубец Р отражает электрические явления в предсердиях, а зубцыQRST характеризуют движение волны возбуждения в желудочках сердца (рис. 40).
Электрокардиография — один из наиболее важных методов объективной регистрации деятельности сердца у взрослых.
- Глава I Общие закономерности роста и развития детей и подростков
- §1. Закономерности роста и развития организма§2. Возрастная периодизация
- §1. Закономерности роста и развития организма
- §2. Возрастная периодизация
- Глава II Физиология нервной системы
- §1. Общий план строения и значение нервной системы
- §2. Основные свойства и функции элементов нервной системы
- §3. Рефлекс как основная форма нервной деятельности
- §4. Возбуждение и торможение в цнс
- §5. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы
- §6. Вегетативная нервная система
- Глава III Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности
- §1. Условные и безусловные рефлексы
- §2. Качественные особенности высшей нервной деятельности человека
- §3. Типы высшей нервной деятельности
- §4. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций
- §5. Интегративные процессы в цнс как основа психических функций
- Глава IV Возрастная физиология и гигиена анализаторов
- §1. Общая характеристика сенсорных систем§2. Зрительный анализатор§3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков§4. Слуховой анализатор
- §1. Общая характеристика сенсорных систем
- §2. Зрительный анализатор
- §3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков
- §4. Слуховой анализатор
- Глава V Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе и пту
- §1. Работоспособность детей и подростков
- §2. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности
- §3. Гигиена письма и чтения
- §4. Совершенствование условий обучения и воспитания учащихся пту
- Глава VI Режим дня детей и подростков
- §1. Гигиенические требования к режиму дня школьников
- §2. Гигиена сна
- §3. Режим групп (классов) и школ с продленным днем
- §4. Режим дня воспитанников школ-интернатов
- §5. Особенности организации режима дня в учреждениях санаторного типа
- §6. Режим дня учащихся пту
- §7. Режим дня в пионерском лагере
- Глава VII Возрастная эндокринология. Общие закономерности деятельности эндокринной системы
- §1. Эндокринная система§2. Половое созревание
- §1. Эндокринная система
- §2. Половое созревание
- Глава VIII Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ и пту
- §1. Общие сведения об опорно-двигательной системе
- §2. Части скелета и их развитие
- §3. Мышечная система
- §4. Особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды
- §5. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом
- §6. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков
- §7. Школьная мебель и ее использование
- §8. Гигиенические требования к организации труда учащихся
- Глава IX Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания
- §1. Строение и функции органов пищеварения§2. Обмен веществ и энергии§3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
- §1. Строение и функции органов пищеварения
- §2. Обмен веществ и энергии
- §3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
- Глава X Возрастные особенности крови и кровообращения
- §1. Кровь и ее значение
- §2. Система кровообращения
- §3. Движение крови по сосудам
- §4. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности
- §5. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
- Глава XI Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
- §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности§2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
- §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности
- §2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
- Глава XII Возрастные особенности органов выделения. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви
- §1. Строение и функция почек§2. Строение и функция кожи§3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви§4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
- §1. Строение и функция почек
- §2. Строение и функция кожи
- §3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви
- §4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
- Глава XIII Состояние здоровья детей и подростков
- §1. Понятие о здоровье§2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии§3. Инфекционные заболевания§4. Защита организма от инфекции
- §1. Понятие о здоровье
- §2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии
- §3. Инфекционные заболевания
- §4. Защита организма от инфекции
- Глава XIV Гигиена физического воспитания
- §1. Задачи, формы и средства физического воспитания§2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания§3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
- §1. Задачи, формы и средства физического воспитания
- §2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания
- §3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
- Глава XV Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
- §1. Организация трудовой деятельности учащихся§2. Профессиональная ориентация учащихся
- §1. Организация трудовой деятельности учащихся
- §2. Профессиональная ориентация учащихся
- Глава XVI Профилактика вредных привычек