logo
Хрипкова

§1. Гигиенические требования к режиму дня школьников

    Значение правильного режима дня. Правильный режим дня— это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.     Правильно организованный режим дня благоприятствует со­хранению относительно высокой работоспособности организма в те­чение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определен­ного ритма в деятельности организма.     Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьез­ным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического раз­вития. В более старшем возрасте —раздражительность, неадекват­ные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность тем­пературы. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением. Профилактика: строго про­водимый режим с самого раннего возраста, правильный педагоги­ческий подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия: воздушные и солнечные ванны, купание, хвой­ные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физиче­ской культурой, максимальное пребывание на свежем возду­хе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон. Целесообразно, особенно в подростковом возрасте, воздейст­вие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторите­том, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка (подростка) какого-либо серьезного заболевания.     Внеклассные и внешкольные занятия. Внеклассные и внешколь­ные занятия с учащимися проводят в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в воскресные дни и во время каникул. Работа школьников в различных кружках внешкольных учреждений должна находиться под непосредственным наблюде­нием и руководством опытных педагогов-воспитателей и пионер­вожатых, разумно направляющих деятельность детей и подрост­ков в соответствии с их развитием, возрастными возможностями и при правильном чередовании работы и отдыха.     На внеклассную и внешкольную работу учащимся II—IV клас­сов рекомендуется затрачивать не более 1—2 ч, V—VIII клас­сов — 3—4 ч, IX—XI классов — 4—5 ч в неделю.     Планируя внеклассную и внешкольную работу, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.     Организация свободного времени учащихся. В режиме дня сле­дует предусмотреть время, которое используется учащимися сооб­разно их индивидуальным наклонностям и интересам: для уча­щийся младших классов 1—1,5 ч, а средних и старших классов — 1,5—2,5 ч. Это время учащиеся могут использовать для чтения художественной литературы, конструирования, рисования, про­смотра телевизионных передач, прослушивания радиопередач.     В свободное от занятий время школьники должны помогать семье, выполняя ту или иную работу по собственной инициативе или по указанию родителей. Посильный труд не только способ­ствует правильному воспитанию детей, но и содействует наилуч­шему их физическому развитию и укреплению здоровья.     Специальное время предусматривают для пребывания на от­крытом воздухе. Всякий час, проведенный школьниками на откры­том воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях, бла­гоприятно влияет на здоровье. Исследования показали, что ,1—1,5-часовой отдых, сопровождающийся подвижными играми, дающими умеренную физическую нагрузку, повышает работоспо­собность учащихся.     В тех случаях, когда активный отдых учащихся превышает 1,5 ч или проводится с интенсивной нагрузкой, работоспособ­ность резко падает, увеличивается количество ошибок, уменьша­ется объем выполняемой работы, на приготовление уроков после такого отдыха уходит больше времени, чем после рационально организованного.     Спортивные игры, такие, как волейбол, баскетбол, футбол, не рекомендуются учащимся в промежутке между учебными за­нятиями в школе и приготовлением уроков. Связанные с большой подвижностью, а следовательно, интенсивной нагрузкой, они мо­гут оказать отрицательное влияние на работоспособность.