logo
Хрипкова

§1. Задачи, формы и средства физического воспитания

    Организация физического воспитания. Физическое воспитание имеет оздоровительные и воспитательные задачи, которые решаются одновременно и призваны всемерно содействовать физическому развитию детей и подростков, укреплять их здоровье и подготавливать их к будущей трудовой деятельности.     Средства физического воспитания для успешного решения связанных с ним задач разделяются на две группы. К первой группе относятся различного рода физические упражнения, подвижные и спортивные игры, спорт во всех его видах. Во вторую группу наряду с соблюдением режима дня, правил личной гигиены входит закаливание путем использования естественных факторов природы. Правильная организация физического воспитания невозможна без одновременного использования средств, входящих в первую и вторую группы, при строгом учете состояния здоровья, возрастных (анатомо-физиологических), половых и индивидуальных особенностей детей и подростков, их физической подготовленности.     Органы народного образования призваны расширить внеклассную спортивно-массовую работу при непосредственной связи ее с учебным процессом по физическому воспитанию, организовать занятия по физической культуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.     Комплексная программа физического воспитания содержит все формы школьной физической культуры, составляющие целостную систему, основанную на Всесоюзном физкультурном комплексе «Готов к труду и обороне СССР!» (ГТО).     Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Они вызывают изменения не только в мышцах, суставах, связках, но и во внутренних органах и их функциях, а также в обмене веществ. Под влиянием физической работы и однократных физических упражнений резко (в 8—10 раз по сравнению с состоянием покоя) воз растает потребление тканями кислорода. Повышенная потребность тканей в кислороде при мышечной работе рефлекторно вызывает значительные изменения в деятельности дыхательной и сердечнососудистой систем: частота дыхания увеличивается в 2—2,5 раза, пульса — в 2—3 раза. Резко возрастает выделение углекислого газа с выдыхаемым воздухом и продуктов обмена веществ с потом и мочой.     Занятия детей и подростков физическими упражнениями. Различные упражнения, направленные на развитие и совершенствование ходьбы, бега, лазанья, уже широко представлены в режиме детей дошкольного возраста.     Положительно сказываются на осанке, формировании свода стопы, на состоянии сердечно-сосудистой системы занятия детей (допускаются с 5-летнего возраста) в группах фигурного катания. Однако и в этом виде физкультурных занятий следует применять специальные упражнения в целях профилактики уплощения стоп. Начинающим кататься на фигурных коньках рекомендуется проводить по два 20-минутных занятия 3 раза в неделю. Между тренировочными занятиями организуется 15—20-минутный перерыв. По мере овладения навыком и совершенствования функциональных возможностей организма детей длительность занятий увеличивается.     Очень полезны для развития детей, совершенствования их дыхательной и сердечно-сосудистой систем, закаливания организма, формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений занятия плаванием. Приучить детей к воде, выработать у них умение держаться на воде и проплывать небольшие расстояния рекомендуется еще в дошкольном возрасте.     Обучение плаванию следует начинать с упражнений, которые помогают ребенку привыкнуть к воде, почувствовать, что тело человека при полном вдохе обладает большой плавучестью. Занятия должны быть непродолжительными — 5—10 мин. В открытых водоемах начинать обучение плаванию нужно только с наступлением теплых летних дней: температура воздуха 25—26°С, а воды — не ниже 22°С.     При проведении физических упражнений с детьми младшего школьного возраста на уроках физической культуры и в спортивных секциях учитываются необходимость смены упражнений, исключения однообразных движений, очень ограниченное использование силовых напряжений, неблагоприятно влияющих на сердечно-сосудистую систему и дыхание. Сроки начала тренировочных занятий детей разными видами спорта различны (табл. 23).

Таблица 23: Зачисление детей и подростков в учебно-тренировочные группы по видам спорта

    В подростковом возрасте ограничивают применение упражнений, которые способствуют развитию мышечной силы и могут задерживать рост костей в длину. В этот возрастной период, не исключая необходимости дальнейшей всесторонней физической подготовки, можно начинать занятия по таким специальным видам, как велосипед, тяжелая атлетика, бокс, стрельба стендовая. Однако с учетом анатомо-физиологических особенностей, присущих этому возрастному периоду, особенно таких, как несоответствие в развитии сердца и сосудов, с одной стороны, массы сердца и массы тела — с другой, к назначению физических упражнений для подростков следует подходить осторожно.     В юношеском возрасте на уроках физкультуры и специальных спортивных занятиях выполняются физические упражнения с определенной последовательностью: скоростные, затем на выносливость и в последнюю очередь силовые.     Особенности организма девочек (расположение органов малого таза, относительная слабость мышечной системы и др.) диктуют необходимость уменьшения общей нагрузки, исключения резких прыжков (с высоты на твердую поверхность), сокращения количества упражнений в упорах на снарядах. На время менструаций девушек освобождают от занятий физкультурой и спортом.     Детей и подростков на основании данных углубленного медицинского осмотра и степени физической подготовленности разделяют на три группы: основную, подготовительную и специальную (табл. 24).

Таблица 24: Медицинские группы для  занятий физическим  воспитанием (извлечение   из   методических   указаний: Физическое   воспитание   детей и  подростков  с  отклонениями  в  состоянии  здоровья.— М.:   МЗ   РСФСР,   1981)

    Примечание. В отдельных случаях при выраженных нарушениях функций опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата и значительных нарушениях здоровья, лрепятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, учащихся направляют на занятия лечебной физкультурой в лечебно-профилактические учреждения. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного обследования.

    Основную группу формируют из здоровых и физически подготовленных детей, подростков и юношей (Iгруппа здоровья). Подготовительную группу составляют из учащихся с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но недостаточно физически подготовленных (II группа здоровья). Детям, подросткам и юношам, отнесенным к подготовительной группе, вводят ограничения в учебных занятиях по физической культуре, особенно в упражнениях на снарядах, в беге и прыжках. Им противопоказаны длительные пешие и лыжные походы, занятия футболом, хоккеем и всеми видами физических упражнений, требующих значительного усилия. Дети и подростки, включенные в подготовительную медицинскую группу, нуждаются для улучшения своего физического развития в дополнительных занятиях, повышении двигательной активности в режиме дня. С этими учащимися следует организовывать подвижные игры в перерыве между занятиями в школе и подготовкой уроков и дополнительные занятия во внеклассное время в секциях общей физической подготовки. Все дети, отнесенные к подготовительной группе, должны проходить медицинский осмотр 2 раза в год, а также после всякого изменения в состоянии здоровья и в связи с длительным (месяц) заболеванием. Дети, подростки и юноши, входящие в специальную группу, имеют значительные отклонения в состоянии здоровья и занимаются физкультурой по особым программам.     Корригирующая гимнастика. Руководствуясь данными медицинского осмотра, врач назначает детям и подросткам с нарушениями осанки и искривлениями позвоночника специальную корригирующую гимнастику для занятий дома под наблюдением родителей. В отдельных случаях дети и подростки с особенно значительными нарушениями осанки и резко выраженными искривлениями позвоночника направляются в кабинеты лечебной физкультуры при поликлиниках или врачебно-физкультурных диспансерах, или их обучение и воспитание проходит в специальных школах-интернатах.