logo
Хрипкова

§1. Организация трудовой деятельности учащихся

    Влияние труда на организм детей и подростков. Различные виды труда, особенно работы, выполняемые на земельном участке школы, в садах, огородах и на полях колхозов (совхозов), организованные с учетом возрастно-половых особенностей учащихся и требований гигиены, оказывают положительное влияние на физическое развитие и функциональное совершенствование основных физиологических систем организма детей и подростков.     Наиболее частые виды сельскохозяйственных работ, выполняемых в летнее время — прополка, прореживание, обрыв метелок кукурузы, пасынкование томатов, окучивание, окапывание, уборка сена и урожая зерновых, сбор фруктов, уборка овощей. При соблюдении требований гигиены ко времени начала работ и их продолжительности, организации больших и малых перерывов, оптимальной плотности рабочего времени сельскохозяйственный труд не оказывает отрицательного влияния на детей и подростков.     В тех же случаях, когда работа не соответствует возрастным возможностям, неблагоприятные реакции организма регистрируются у 14—15-летних учащихся после 3—4-часовой работы: снижается жизненная емкость легких и сила сжатия кистей рук, возрастает частота сердечных сокращений, падает ударный объем и до 40 мин затягивается восстановительный период гемодинамических сдвигов.     Девушки к работе адаптируются труднее, реагируют более резким снижением работоспособности и неблагоприятными изменениями гемодинамических показателей, чем их сверстники — 15—17-летние юноши. Эта особенность девушек проявляется не только при выполнении сельскохозяйственных работ, но и при выполнении работ в промышленном производстве.     Неблагоприятные изменения в состоянии здоровья возникают не только от тяжести труда, режима (чередования работы и отдыха), плотности рабочего времени, но и от сопутствующих труду факторов внешней среды: шума, вибрации, высокой температуры, содержания в воздухе пыли и токсических веществ в пределах допустимых нормативов и концентраций для взрослых рабочих. Даже подростки 16 лет по сравнению с юношами 17—18 лет оказываются к указанным факторам весьма чувствительны. Изменения выступают тем быстрее и глубже, чем моложе подростки.     Влияние вибрации обычно сопутствует воздействию шума. При этом проявляется комбинированное действие, более сильное, чем действие каждого фактора в отдельности. Наиболее опасна вибрация с частотой колебаний от 50 до 200 Гц. Лица до 25-летнего возраста, а особенно подростки и юноши более чувствительны к местной и общей вибрации, чем лица старшего возраста.     На воздействие вибрации у подростков   15—18 лет в сравнении со взрослыми регистрируется своеобразная реакция сердечно-сосудистой системы. Так, у взрослых при трехминутном воздействии  вибрации  частотой   100 Гц,   амплитудой  0,21 мм   артериальное давление повышалось: среднее в 80%  случаев, максимальное в 59%  и минимальное в 48%  случаев. У  15—18-летних подростков преобладало снижение артериального давления: максимального в 32% случаев, среднего в 47% случаев и минимального в 32%  случаев. Полагают, что такое своеобразие является выражением присущей подростковому возрасту дезинтегрированности реакций на раздражение. Организм отвечает максимумом своей   возможности,   мобилизуя   весь   резерв   капиллярной   сети. В результате увеличивается емкость периферического сосудистого русла и снижение артериального давления.     Совокупному воздействию шума, вибрации, теплового излучения, высокой запыленности и загазованности воздуха кабины подвергаются водители тракторов и комбайнов. У юных 16—18-летних механизаторов — учащихся СПТУ от начала к концу производственной практики диагностированы различные отклонения в состоянии здоровья. К концу 3-часового вождения тракторов у юных механизаторов регистрировались: снижение пульсового давления, снижение ударного объема сердца, падение выносливости к статическому напряжению, слуховой чувствительности на высоких частотах с длительным периодом восстановления.     У девушек-трактористок наблюдалось еще и расстройство менструальной функции.     Все это свидетельствует о важности учета состояния здоровья, о соблюдении нормирования труда, об ограниченном привлечении девушек к тяжелым работам, сопряженным с неблагоприятным влиянием факторов, сопутствующих работе.     Установлено неблагоприятное влияние на подростков 14— 17 лет химических веществ (хлоропрен, диметилацетат, бензин, бензол, окись углерода, аммиак) в концентрациях ниже предельно допустимых. С увеличением возраста начала контакта работы с этими веществами чувствительность организма к ним понижается.     Наиболее чувствительны подростки, начавшие обучение в  14 лет, близки к ним 15-летние и менее чувствительны 17—18-летние.     При столярных, слесарных и садово-огородных работах необходимо чередовать труд с отдыхом, а также использовать инструментарий, по массе и размерам соответствующий силам, размерам рук и амплитуде основных движений учащихся. Это является необходимым условием, так как работы, сопровождающиеся большим напряжением мышц, могут вызвать растяжение связок, воспаление сухожилий с последующим нарушением функции отдельных суставов.     Положение тела во время труда должно содействовать развитию силы мышц, совершенствованию координации движений, нормальному физическому развитию и не затруднять функционирование отдельных органов, систем и всего организма в целом.     Положительное влияние урока труда на работоспособность организма может также отсутствовать, если учащиеся непрерывно выполняют однообразную операцию и условия работы не отвечают требованиям гигиены. Методически правильно построенный урок труда предусматривает рациональное чередование нескольких операций с тем, чтобы каждая из них, особенно если производится обработка металла, не требовала много времени. Оптимальная непрерывная длительность слесарных и столярных операций составляет соответственно: у учащихся V класса — 6 и 8 мин, в VI классе — 9 и 11 мин, в VII классе—10 и 12 мин. Допустимая длительность непрерывного выполнения основных операций ограничивается 16 мин.     Ограничивается также непрерывная длительность работы девочек на швейных электрических машинах: в Vклассе— 10 мин, в VI—VIII— 12 мин. Допустимая продолжительность непрерывного выполнения отдельных операций с использованием швейных машин может достигать 12—15 мин у школьниц V и VI—VII классов.     Важное гигиеническое значение имеет и плотность урока труда (отношение чистого времени работы — основной и вспомогательной— к общей длительности урока). На занятиях техническим трудом оптимальной является плотность работы около 80%, а для выполнения швейных операций — 50—70%. В процессе выполнения любых трудовых операций не следует учащимся даже седьмых классов навязывать определенный ритм и темп работы.     В классах, рабочих комнатах и мастерских, где происходит урок труда, обеспечиваются оптимальные условия микроклимата и достаточное естественное и искусственное освещение. Рабочие места (специальные рабочие столы, верстаки и станки) отводятся каждому школьнику с учетом его роста. Руководство школы ежегодно должно осуществлять проверку технического состояния оборудования, инструмента, изоляции электропроводки, надежности заземления. Разрешение на проведение занятий в школьных мастерских (по техническому и обслуживающему труду) выдается перед началом каждого учебного года специальной комиссией, в составе которой обязательно должен быть врач по гигиене детей и подростков или санитарный фельдшер.     Преподаватели по труду обеспечивают профилактику возникновения у учащихся травм при выполнении работ на слесарных и столярных верстаках, а также на различных станках (сверлильном,  токарном  и др.).  при выполнении швейных  и кулинарных работ. Учащиеся должны знакомиться как с общими, так и с частными правилами по технике безопасности при выполнении работ с деревом и металлом. В слесарной, столярной или универсальной мастерской на стенах развешивают плакаты с полным текстом правил. Это способствует закреплению у школьников знаний и правил по технике безопасности и постоянно напоминает о важности их выполнения. В мастерских и на рабочем месте соблюдаются порядок и чистота, что является одним из условий, снижающих  частоту ушибов,  ранений,  засорений  глаз   и других  травм у учащихся.     Перед началом выполнения отдельных операций по обработке дерева или металла, тканей и других материалов тщательно проверяют исправность инструментария, швейных машин, электроплит и др.     Опилки, образующиеся в процессе обработки деталей (деревянных или металлических), сметают с верстаков щеткой-сметкой, но ни в коем случае не сбрасывают рукой и не сдувают, так как при этом можно занозить руку или засорить глаза.     Для уроков ручного труда, производительного труда, работы в столярных и слесарных мастерских учащиеся должны иметь специальную одежду. По окончании работ каждый школьник убирает свое рабочее место и выполняет необходимые правила личной гигиены.     На учебно-опытном участке и в сельском хозяйстве учащиеся V—VII классов могут выполнять такие садово-огородные и полевые работы, как обработка почвы (вскапывание, рыхление земли, устройство грядок), посадка огородных культур, различных растений и кустов, поливка, прополка, прореживание овощных культур, мотыжение, ворошение и сгребание сена, уборка овощей и плодов, уничтожение сельскохозяйственных вредителей без применения ядохимикатов, уход за кроликами и птицей, если на учебно-опытном участке школы организован животноводческий отдел.     Наиболее благоприятными для сельскохозяйственного труда учащихся в весенне-летний период являются ранние утренние часы, когда еще слаба интенсивность солнечной радиации.     При организации труда в колхозе (совхозе) дорога к месту работы при спокойной ходьбе не должна занимать более 30 мин, а общая продолжительность труда не должна превышать 3 ч в день для учащихсяV—VI классов и 4 ч в день для учащихся седьмых классов (имеется в виду класс, в котором учащиеся обучались в текущем учебном году). При этом труд учащихся У—VI классов необходимо чередовать с короткими (5-минутными) перерывами через каждые 25—30 мин работы. Для учащихся седьмых классов рекомендуется устраивать перерывы через каждые 50 мин работы.     Садово-огородный инвентарь, используемый при работе (лопаты, грабли, мотыги, лейки, ведра, носилки и др.), так же как станки и инструменты в мастерских, должен соответствовать росту и физическим возможностям школьников.     Помимо правильной организации труда должно быть предусмотрено: оказание учащимся в необходимых случаях квалифицированной медицинской помощи, создание условий для соблюдения правил личной гигиены, обеспечение доброкачественной питьевой водой.