logo
Хрипкова

Глава XVI Профилактика вредных привычек

    Привычные действия (привычки) с точки зрения достигаемых результатов могут быть полезными и вредными. Например, выполнение гигиенических процедур полезно, так как приносит пользу здоровью. Важно, чтобы оно было регулярным, обязательным, в определенное время, в определенной последовательности, т. е. привычным. Напротив, если учащийся разбрасывает свои вещи вместо того, чтобы складывать их в определенном месте, и делает это постоянно, то это привычка вредная, так как ведет к определенной потере времени на их поиск в случае, когда в этих вещах возникает необходимость.     Болезненные пристрастия — особая группа вредных привычек. Они подрывают сначала психическое, а затем и физическое здоровье человека. Это — употребление алкоголя и других наркотических веществ, включая и никотин, содержащийся в табаке. Наркотические вещества (от греч. наркотикос — приводящий в оцепенение, одурманивающий) — вещества, вызывающие вначале своеобразное возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы. Помимо этилового спирта и никотина к ним относятся вещества, содержащиеся в опийном маке, индийской конопле, южноамериканском растении кока и некоторых других растениях. Подобными же наркотическими свойствами, выраженными в различной степени, обладают эфир, хлороформ, органические растворители, используемые в химчистке, а также бензин.     В результате приема наркотических веществ возникает особое состояние психики — эйфория, для которого характерны приподнятое настроение, отрешенность от тревог и забот, прилив ложной уверенности в себе, основанной на переоценке своих сил и возможностей; может наблюдаться также «приятная расслабленность», «умиротворенность», сонливость. Опасность эйфории заключается в том, что у человека, несколько раз испытавшего это состояние, постепенно развивается стремление испытывать его вновь и вновь, сначала при каждом подходящем случае, а затем не считаясь ни с чем,— это состояние становится для него дороже всего остального в жизни. Когда стремление к состоянию эйфории, к доставанию и приему вызывающего ее вещества полностью подчинит себе мысли и поступки человека, он уже тяжело психически болен, и болезнь эта называется наркоманией. Таким образом, алкоголизм — это разновидность наркомании.     Алкоголизм, как и любая наркомания (за исключением курения, которое вредно сказывается не столько на психике, сколько на состоянии различных органов и систем органов), делает человека социально неполноценным, а нередко и опасным для общества, так как при этом заболевании полностью изменяется отношение человека к окружающему, разрушается вся его потребностно-эмоциональная сфера, развивается слабохарактерность, недобросовестность, лживость, неспособность к умственным и физическим усилиям.     Особенностью наркомании является прогрессирование заболевания с усилением зависимости больного от приема наркотического вещества. По характеру взаимодействия организма и психики с наркотическими веществами различают несколько стадий.     Наркотические вещества оказывают на организм токсическое действие, поэтому первоначально прием алкоголя и других наркотических веществ вызывает защитную реакцию организма: возникает тошнота, рвота, головокружение, головная боль и т. д. Никаких приятных ощущений при этом, как правило, не бывает. При повторных приемах защитная реакция ослабевает и на смену ей приходит уже описанная выше эйфория. Постепенно развивается навязчивое влечение человека к алкоголю, которое заключается в том, что человек (теперь уже больной) постоянно думает о выпивке и вызываемом ею эффекте. Уже при мысли о предстоящем приеме наркотического вещества у него повышается настроение. Представление о наркотике и его эффекте становится постоянным элементом сознания и содержанием мыслей. О чем бы человек ни думал, чем бы ни занимался, он уже не забывает об алкоголе. Как благоприятные он начинает расценивать ситуации, способствующие добыванию спиртных напитков, как неблагоприятные— препятствующие этому. (Все это — проявления психической зависимости от наркотического вещества.) Вместе с тем на этой стадии заболевания окружающие, как правило, ничего особенного в его поведении еще не замечают.     Постепенно зависимость человека от алкоголя усиливается. В отсутствие его наркотического эффекта человек не только ощущает, что ему чего-то не хватает, но и начинает испытывать болезненное и трудно переносимое состояние, называемое абстиненцией. Она проявляется общим недомоганием, снижением работоспособности, дрожанием конечностей, ознобом, болями в различных частях тела и т. д. Это—проявления физической зависимости от наркотического вещества. При этом многие болезненные симптомы хорошо уже различимы для окружающих. Наиболее известное и хорошо изученное состояние абстиненции — алкогольное похмелье.     Постепенно влечение больного к наркотику приобретает неудержимый характер, со стремлением немедленно, как можно скорее, во что бы то ни стало, вопреки любым преградам достать и принять наркотическое вещество. Это стремление подавляет все другие потребности и полностью подчиняет себе поведение человека. Он готов снять с себя и продать последнюю одежду, все унести из дома и т. д. Именно в таком состоянии больные идут на любые антисоциальные действия, в том числе и преступные.     На этой стадии развития болезни человеку требуются значительно более высокие дозы наркотического вещества, чем в начале заболевания, потому что при систематическом употреблении его нарастает устойчивость организма к яду (т. е. развивается толерантность) . В результате для достижения желательного наркотического эффекта больному приходится употреблять все большее количество алкоголя (соответственно другого наркотика).     Под влиянием систематического приема наркотических веществ происходит выраженная в той или иной степени (в зависимости от особенностей употребляемого вещества) психосоциальная деградация личности.Она включает эмоциональную, волевую, интеллектуальную деградацию. Эмоциональная деградация заключается в ослаблении, а затем полном исчезновении наиболее тонких и сложных эмоций, в эмоциональной неустойчивости, проявляющейся в резких и беспричинных колебаниях настроения, а одновременно с этим и в нарастании дисфории — устойчивых нарушений настроения (к ним относятся постоянная озлобленность, подавленность, угнетенность). Интеллектуальная деградация проявляется в снижении сообразительности, неспособности сосредоточиться, в забывчивости, в неумении выделить главное и существенное в разговоре, в повторении одних и тех же банальных или глупых мыслей. Волевая деградация проявляется в неспособности сделать над собой усилие, начатое дело довести до конца, в быстрой истощаемости намерений и побуждений. Наркоман способен проявить настойчивость только в стремлении раздобыть наркотическое вещество.     У учащихся, склонных к употреблению наркотических веществ, в значительном числе случаев имели место: остаточные явления родовой травмы, длительная задержка дыхания при родах, нейроинфекции, черепно-мозговые травмы и т. д. Уже в начальных классах у них отмечаются такие особенности поведения, как чрезмерная возбудимость, расторможенность, немотивированные колебания настроения и т. д. Однако в настоящее время отчетливо выражена тенденция к приему тех или иных наркотических веществ и среди вполне здоровых подростков, которые начинают использовать их под влиянием более старших по возрасту товарищей из своей группы, компании. При этом наименее устойчивы к такому влиянию учащиеся социально незрелые, повышенно внушаемые, неспособные к направленным волевым усилиям и не имеющие твердых моральных устоев; с завышенным уровнем притязаний, с претензиями на исключительность; не имеющие развитых интересов и ориентированные главным образом на потребление и развлечения.     Мотивами начала употребления наркотических средств являются подражание более «опытным», любопытство; у девочек этому способствует наличие истероидных черт характера в условиях стрессорных или психотравмирующих ситуаций. Подростки, употребляющие наркотические вещества, оказывают интенсивное давление на неупотребляющих: этому способствуют свойственные подростковым группам и компаниям установки типа «делай как все», и противостоять этому давлению может лишь какой-либо иной вид активной деятельности, общий для группы и привлекательный для нее, а не просто бездействие.     Поскольку, как говорилось выше, стремление к доставанию и приему наркотического вещества субъективно неудержимо и полностью подчиняет себе деятельность наркомана, определенные лица могут использовать это с корыстной целью, вовлекая неискушенную молодежь в употребление токсических веществ и подчиняя их себе в материальном, физическом, психологическом плане.     Поскольку наркомания полностью подчиняет себе деятельность человека и сводит тем самым на нет результаты любого раздела воспитания, будь то идейно-политическое, трудовое, нравственное, ее профилактика и активная борьба с нею должны рассматриваться работниками народного образования как неотъемлемая часть всех этих разделов воспитания, как их гражданский и профессиональный долг, а не узкое дело гигиенистов и медиков. Вместе с тем   особая   роль   в   профилактике   наркомании   среди   учащихся принадлежит классному руководителю, поскольку он лучше других учителей знает  (или должен знать)   круг общения учащихся своего класса, а следовательно, и характер референтной  группы подростка, юноши. Это позволяет оценить характер, который оказывает данная группа на учащегося. Кроме того, классный руководитель знает (или должен знать) семейное положение учащихся.  Известно,  что  если   родители  курят,  употребляют   алкоголь, принимают психотропные препараты, их дети оказываются более других предрасположенными к наркомании. Способствуют этому и неблагоприятные семейные условия   (конфликты, развод). Знание всех этих микросоциальных, экзогенных факторов позволяет выявить группу  риска  по наркомании,  алкоголизму.  В  качестве эндогенных факторов  риска  наркомании   выступают  отмеченные выше неблагоприятные особенности — пред болезненный фон (остаточные явления родовой травмы и т. д.), отклонения в психическом развитии. О них учитель может судить по данным медицинских карт, а также на основании анализа некоторых особенностей поведения    учащихся     (расторможенность,    неуравновешенность и т. д.).     Учителю необходимо уметь распознавать особенности поведения учащегося, подозрительные в плане употребления им наркотических веществ. Это колебания активности и настроения на протяжении короткого времени (несколько часов), охлаждение к прежним занятиям, смена круга общений, отчужденность, необычные возбуждение или заторможенность.     Задачей школы в профилактике наркомании является своевременное выявление учащихся, склонных к употреблению или употребляющих те или иные наркотические вещества, и направление их в соответствующие подразделения создаваемой в стране наркологической службы — для окончательной диагностики, выявления референтной группы, выяснения, где было сформировано заинтересованное отношение к наркотическому веществу, установления источников получения наркотика. Учащийся, употребляющий наркотическое вещество, должен быть взят на учет и направлен на лечение; в обычной школе он оставаться не должен: наркотическая склонность требует лечения.     В работе по профилактике вредных привычек учитель должен действовать совместно с родителями. Учащимся же следует разъяснить лишь сущность пьянства и алкоголизма, наркомании как особого явления, ее безнравственность, несовместимость с осуществлением жизненных планов человека, разрушительность для психики и здоровья, но не раскрывать свойств конкретных наркотических веществ (кроме всем известных алкоголя и табака), так как это может лишь послужить расширению наркотического «кругозора» учащихся. По этой же причине, с учетом региональных условий, следует проводить занятия и беседы с учащимися лишь об известных в данной местности веществах, не упоминая те из них, которые там не известны. Необходимо активное сотрудничество школы с педагогами-организаторами при ЖЭКах и ДЭЗах микрорайонов, примыкающих к школе, при выявлении отдельных подростков и подростковых компаний, употребляющих наркотические вещества.     Поскольку к употреблению наркотических веществ учащихся толкает в ряде случаев не только любопытство, раздражение или давление группы, но также и неудовлетворительное по тем или иным причинам их психологическое состояние, необходимо вести в школе работу по психогигиене, с помощью медицинских работников, психологов обучать школьников снятию психического напряжения путем переключения на новые виды деятельности, способствующие психической разрядке, вовлекать их в активные занятия физической культурой, в художественную самодеятельность и т. д. Главное при этом — подобрать индивидуально учащемуся такой вид активной деятельности, который, во-первых, был бы посилен для него и, во-вторых, результаты которого способствовали бы достижению положительных эмоций.     Вред курения. В табачном дыме содержится большое количество различных вредных веществ — окись углерода (до 5%), углекислый газ (9—10%), синильная кислота, аммиак, формальдегид, а также радиоактивные вещества (полоний, свинец, висмут) и канцерогенное вещество, способствующее возникновению злокачественных опухолей,— бензопирен. Во время курения происходит сухая перегонка табака, образуются смолы и деготь. Вредное влияние курения на органы дыхания связано с прямым раздражающим действием веществ табачного дыма на слизистую оболочку дыхательных путей, с ухудшением насыщения крови кислородом, с канцерогенным действием бензопирена и радиоактивных веществ. Голосовые связки курящих находятся в состоянии хронического   воспаления   (отсюда   и   типичное   для   курящих   огрубение   и осиплость голоса, особенно заметные у женщин). Слизистая оболочка трахеи и бронхов раздражена и воспалена, активность мерцательного эпителия значительно снижена, вследствие чего дренажная функция бронхов ослаблена. Это, в свою очередь, способствует застою грязно-серой  мокроты  курящих, и удаление ее из дыхательных путей становится возможным лишь путем кашля, так как   обычный  путь — за   счет  движения   ресничек   мерцательного эпителия оказывается недостаточным.     Курение ведет к гипоксии, поскольку угарный и углекислый газы табачного дыма блокируют часть гемоглобина и дыхательная функция крови нарушается. Отсюда — уже описанные выше проявления угорания, гипоксии, правда, не острые, угрожающие немедленной смертью, а хронические, постепенно приближающие ее. Хроническое гипоксическое состояние в молодом возрасте ведет к отставанию в физическом развитии, ухудшению показателей умственной и физической работоспособности, снижению производительности учебного труда, повышенной утомляемости.     По статистике различных стран, курящие заболевают раком легких в 10—30 раз чаще некурящих, раком гортани в 6—10 раз, раком пищевода в 2—6 раз. Значительно чаще курящие болеют бронхиальной астмой и туберкулезом. В среднем продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6—8 лет. Смертность курящих в молодом возрасте на 30—40% выше, чем среди некурящих. «Голос курильщика», «кашель курильщика», «бронхит курильщика» — все это плата за курение. В легких курящих людей накапливаются частицы сажи и дегтя — несмотря на частый кашель, полного очищения легких не происходит. Поэтому их легкие своим грязно-черным цветом резко отличаются от розовых легких некурящих.     Курящий наносит большой вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих. Установлено, что примерно 2/3 дыма от сгоревшей сигареты попадает во внешнюю среду и загрязняет ее вредными веществами. Человек, который находился в течение часа в сильно накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как и выкуривший четыре сигареты. Особенно плохо переносят табачный дым дети. Они становятся бледными, беспокойными, плохо спят, у них снижен аппетит. Для самочувствия «пассивных курильщиков» характерны головная боль, головокружение, повышенная утомляемость, учащенное сердцебиение. Подсчитано, что жены активных курильщиков живут в среднем на 3—4 года меньше, чем жены некурящих.     В чем же заключается вредное действие курения на сердце и сосуды? Одно из распространенных заболеваний сосудов — облитерирующий эндартериит и его осложнение — сухая гангрена стопы. Другой вид гангрены — газовая — вызывается особыми анаэробными микроорганизмами, но исход их один — некроз конечности. При этом гангрена — не обычный некроз, а распространяющийся, захватывающий все новые участки ткани. Это заболевание поражает нижние конечности. Признаками являются синюшный до черноты цвет, нарастающий от пятки к пальцам, стопа холодная на ощупь, некроз (омертвление) от частичного, по типу трофических язв, до полного и резкая болезненность при прикосновении, особенно на границе между еще живой и уже мертвой тканью. Внешний вид больных тоже различен: от здорового и несколько недоуменного (откуда среди полного, казалось бы, здоровья такая неприятность) до страдальчески-болезненного.     Начинается все неожиданно. Во время ходьбы курильщик вдруг ощущает судорожную боль в икроножной мышце одной или обеих ног, начинает хромать и вынужденно останавливаться, боль через 1—2 мин проходит. При продолжении ходьбы все это повторяется. С течением времени расстояние, которое безболезненно может пройти такой человек (отныне — больной), неуклонно сокращается, а промежутки вынужденного отдыха увеличиваются. Затем болезненность в икроножных мышцах проявляется даже при вставании. Эти симптомы дали основание назвать заболевание также «перемежающейся хромотой».     Иногда заболевание начинается с несколько иных признаков. Курильщик замечает, что у него сильно зябнут ноги и даже при длительном пребывании в тепле стопы не согреваются. Они постоянно холодные на ощупь, пульсация в их сосудах очень слабая, почти неуловимая. Затем начинается гангрена (обычно с большого пальца). Нередко наблюдается сочетание болезненных проявлений в мышцах голени и в стопах.     Таким образом, вредное воздействие никотина на сердечнососудистую систему заключается в развитии под его влиянием спазма сосудов, а также постепенного перерождения их стенки (преимущественно внутренней оболочки), что ведет к склерозу и уменьшению просвета (облитерации) сосуда, с соответствующим ухудшением кровоснабжения определенного участка тела. Следует учитывать также, что курение способствует ускорению свертывания крови и соответственно развитию тромбозов, особенно у полных людей, у которых вообще свертываемость крови повышена. Никотин ухудшает течение обменных процессов в сердечной мышце, что ослабляет ее. Не случайно при одной и той же физической нагрузке у курящих пульс учащается значительно больше, чем у некурящих,— это верный признак недостаточной мощности сердца и низкой экономичности его работы.     Вредное влияние курения на органы пищеварения проявляется в раздражении слизистой оболочки пищевода и желудка, в повышении кислотности желудочного сока. Никотин увеличивает склонность к спазмам желудка, кишечника, а в больших дозах способен вызвать кишечную непроходимость вследствие пареза кишечника. Исходом ее может быть смерть. Курение извращает вкус, ухудшает аппетит и различение вкусовых свойств пищи, частично это происходит вследствие ухудшения обоняния. Курение увеличивает также частоту и выраженность поражений сосудов при сахарном диабете, а также при других заболеваниях, связанных с нарушением обмена веществ. Ухудшается цвет лица, что особенно заметно у женщин.     Токсикомания — употребление, как правило, подростками самых разнообразных одурманивающих веществ, не относящихся к группе наркотических, однако высокотоксичных. Эти вещества включают и широкий ассортимент средств бытовой химии, органических растворителей. Профилактика и меры борьбы с токсикоманией среди школьников такие же, как и с другими дурными социально опасными привычками.