logo search
Философия_1 / Антология мировой философии

Глава 1

Усмотрев источники мудрости латинян в знании языков» -математики и оптики, я хочу показать источ­ники ее 'в опытной науке, ибо без опыта ничего нельзя познать в достаточной мере.

Имеются ведь два способа познания, а именно с по­мощью доказательств и из опыта. Доказательство при-

872

водит нас к заключению, но оно не подтверждает и не устраняет сомнения так, чтобы дух успокоился в со­зерцании истины, если к истине не приведет нас путь опыта. Ведь многие располагают доказательствами от­носительно предмета познания, но так как не обла­дают опытом и пренебрегают им, то не избегают зла и не приобретают блага.

Ибо если какой-нибудь человек, никогда не видав­ший огня, докажет с помощью веских доводов, что огонь сжигает, повреждает и разрушает вещи, то душа слушающего не успокоится, и он не будет избегать огня до тех пор, пока сам не положит руку или вос­пламеняющуюся вещь в огонь, чтобы на опыте прове­рить то, чему учат доводы. Удостоверившись же на опыте в действии огня, дух удовлетворится и успо­коится в сиянии истины. Следовательно, доводов недо­статочно, необходим опыт.

Это же очевидно и в математических науках, где доказательство неопровержимо. Но кто располагает, [например], неопровержимым доказательством относи­тельно равностороннего треугольника, не имея опыта, никогда не приобщит разум к заключению, если не позаботится и пренебрежет тем, что ему дает опыт при пересечении двух кругов, от одной из точек пересече­ния которых проводятся две линии к крайним точкам данной линии. Только в этом случае человек прини­мает заключение с полным удовлетворением.

Об этом же говорит и Аристотель: силлогистиче­ское доказательство обучает знанию, понимание же должно сопровождаться опытом, а не голым доказа­тельством. Если же он говорит в первой книге «Мета­физики», что те, кто знает основания и причины, бо­лее мудры, чем обладающие опытом, то там речь идет о тех, кто из опыта знает только голую истину без [знания] причин. Я же говорю здесь о таком об­ладающем опытом человеке, который из опыта знает и основание, и причину. И такие люди совершенны в мудрости, как говорит Аристотель в шестой книге «Этики», и их простым речам следует верить, как если бы они привели доказательства, как он говорит там же...

873

Но опыт бывает двоякий. Один — приобретаемый с помощью внешних чувств. Так мы исследуем небес­ные явления с помощью изготовленных для этого инструментов, и земные вещи мы испытываем с по­мощью зрения. А о том, что отсутствует в тех местах, где мы находимся, мы узнаем, от других сведущих лю­дей, знающих это по опыту. Так поступил Аристотель, послав властью Александра [Македонского] две тысячи человек в разные края, чтобы они изведали на опыте все, что находится на поверхности земли, как о том свидетельствует Плиний в «Естественной истории» 10. Это опыт человеческий и философский, которым мо­жет обладать человек благодаря дарованной ему бла­годати. Но этого опыта недостаточно человеку, ибо он не вполне удостоверяет нас относительно телесных ве­щей из-за трудностей познания и совсем не касается духовных вещей. Поэтому необходимо, чтобы ум чело­веческий поспешествовал и по-иному, и поэтому свя­тые отцы и пророки, которые первыми дали м.иру науки, обрели внутреннее озарение, а не ограничились ощущениями. Подобным же образом поступали многие верующие после Христа. Ибо часто озаряют благодать веры и божественное вдохновение не только в духов­ных вещах, но и в телесных и в философских науках, как говорит Птолемей в «Centiloquium» и: двояк путь познания вещей, один — через философский опыт, дру­гой, который, по его словам, гораздо лучше, — через божественное вдохновение...