Примечания индийская философия
1 Веда Вед — грамматика. — 79.
2 Во власть бога смерти. — 81.
3 Тамас, раджас и саттва — три основных компонента или качества (гуны) материального мира, первоматерии (пракри-ти), означающие: косное, инертное начало (тамас); страстное, деятельное, возбуждающее (раджас); возвышающее, просветленное, светлое, сознательное (саттва). Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета. — 85.
4 Отец питает своего ребенка, поскольку содержит жену. - 86.
5 Сын. — 86.
6 Атман отца, покидающий тело после смерти. — 86.
1 Разум (буддхи) — способность постижения общего; ум (манас) — главное внутреннее чувство, управляющее внешними чувствами (индриями). — 87.
8 Семь членов — различные части тела; девятнадцать ртов — пять органов восприятия, пять органов действий, пять дыханий (см. примечание 32 к стр. 112), ум (манас), разум (буддхи), самосознание (ахамкара) и сознание (читта); грубое — материальные предметы; вайшванара — название всей первой стопы, т. е. первого, бодрствующего состояния атма-на. -87.
9 Тонкое — нематериальное, психическое; тайджаса — название второго состояния атмана. — 87.
10 Лишь истина побеждает — satyam eva jayate — это изречение стало девизом на государственном гербе независимой Индии. — 88.
11 Чандала — сын шудры и брахманки, причислялся к одной из низших каст — ниже шудры. — 92.
12 Т. е. душа (атман, пуруша). — 95.
13 Карма-йога — йога действия, включающая и выполнение ведических обрядов и ритуалов. — 98.
911
14 Дела, не посвященные богу, эгоистические — 98.
15 Саньясин — святой, отшельник. — 98.
16 Муни — мудрец, святой. — 99.
17 Юга — один из четырех периодов мирового цикла Брахмана. —100.
18 Бхакти — преданность богу. — 101.
19 Т. е. тонкая, невоспринимаемая чувствами сущность материальных элементов. —101.
20 Пять объектов чувств — звук, запах, свет и т. д. —101.
21 Гуны — основные компоненты материального мира (см. примечание 3 к стр. 85). — 103.
22 Т. е. душу, обитающую в теле. — 104.
23 Майя — видимость, иллюзия, обман. — 106.
24 Пять закреп — пять стихий; джива — индивидуальная душа; все сочетание — тело, человек. — 107.
26 Спасет меня эта корова — корова, принесенная в дар жрецу. —107.
26 В Индии трупы умерших оставляются на съедение пти-. цам, или сбрасываются с утеса, или сжигаются на костре. — 707.
27 Бхригу — учитель Бхарадваджи, отстаивавший идеалистическую точку зрения. —108.
28 Каждая варна имела свой цветовой символ: брахманы — белый, кшатрии — красный, вайшви — желтый, шудры — черный. —109.
29 В карме. — 109.
30 А гамы — священные писания: имеются в виду Упани-шады. — ПО.
31 Отрицатели (настика) — противники учения оБрахмане-атмане как высшей истине. — 111.
32 Прана-апана — вдыхание и выдыхание. Индийская психология насчитывает пять видов дыхания: общее дыхание, выдыхание, вдыхание, дыхание в легких и дыхание всего тела. —112.
33 Шастры — ученые трактаты. — 115.
34 Шрути — священное писание, Веды. — 115.
36 Бхиккху (пали) — нищенствующий монах. — 117>
36 Татхагата (букв, достигший совершенства) — эпитет Будды. —118.
37 Гандхарвы, якши, бхуты — мифические обитатели небесного и подземного царства. — 121.
38 Комма (пали) — то же, что карма. — 126.
39 дхамма (пали) — то же, что дхарма. — 127.
40 Мара — олицетворение мирских страстей; злой дух, владыка смерти. —129.
41 Пратимокша — правила поведения в буддийской общине. -131.
42 Дхамма — здесь буддийское учение; санеха — буддийская община, буддийский орден. — 132.
42а ЧеТЫре слова — четыре благородные истины. — 132.
43 Бхикшу — нищенствующий монах, праведник; то же, что бхиккху (см. примечание 35 к стр. 117). —132.
912
44 Имеются в виду совершённое движение и движение, которое должно быть совершено. — 756.
45 Упадхи— в системе веданта условие, ограничивающее сущность, придающее ей конкретную форму. Например, кувшин ограничивает пространство, поскольку в нем оно принимает ограниченную, чувственно воспринимаемую форму, будучи само по себе бесконечным и нечувственным. Точно так же и человеческий разум есть упадхи атмана, ограничивающее его всепроникающую природу отдельным индивидом. — 159.
46 Пять вместилищ — пища, дыхание, ум (манас), знание (виджняна) и земное блаженство. — 159.
47 Бхрамаракита— насекомое. Сравнение здесь не вполне ясное. —162.
48 Перевод Ф. И. Щербатского (см. Ф. И. Щербатской. К истории материализма в Индии. В сборнике «Избранные труды русских индологов-филологов». М., 1962, стр. 251). —165.
49 Кинва — вид растительных семян, использовавшихся в качестве бродильного начала при изготовлении алкогольных напитков. —165.
50 Триданда — тройственный самоконтроль: над своими мыслями, словами и поступками. — 167.
51 Ф. И. Щербатской дает такой перевод последних двух строк: «Богослужение, священное писание, аскетизм — доходы лишь безгрешные для дураков и трусов» (цит. соч., стр. 246). — 167.
62 Раху — в индийской мифологии демон, состоящий из одной только головы, которая летает по небу и время от времени пытается заглотать солнце и луну, чем объясняли их затмения. —167.
53 Понятие въяпти (букв, проникновение, распространение) играет большую роль в индийской логике; оно означает обязательную, всеобщую связь («неизменное сопутствование») двух классов вещей или свойств, как, например, между дымом и огнем («где дым, там и огонь», «нет дыма без огня»). В целом ряде отношений понятие въяпти аналогично понятию импликации в современной логике. — 168.
54 «Таттвавивека» — индийский средневековый трактат по логике. —169.
55 Канада — легендарный основоположник системы вайше-щика. —169.
56 Ману — мифический первочеловек, существования которого чарваки не признавали. — 169.
57 В выводе «для себя» (svärtha) не требуется формального соблюдения всех последовательных этапов пятичленного силлогизма, тогда как в выводе «для другого» (parärtha), предназначенном для выведения истины перед оппонентом, такого сокращения делать нельзя, т. е. эта классификация вывода носит психологический характер. — 169.
58 Самасама — равный — неравный, совпадающий — несовпадающий (объемы понятий). — 170.
59 Варнашрама — деление на четыре варны (брахманы,
913
кшатрии, вайшьи и шудры) и соблюдение ими четырех этапов жизни (ученик, домохозяин, созерцатель и удалившийся в лес для благочестивых размышлений). — 170.
60 Джьётиштома — поклонение свету (ведический обряд). -171.
61 Шраддха — поминовение усопших (ведический обряд); религиозная вера вообще. — 171.
62 Гхи — топленое масло. — 171.
62а Пандит — ученый брахман. — 171.
63 Ашвамедха — пышный и сложный обряд принесения в жертву коня, совершавшийся обычно царями. — 171.
64 Сандхи (букв, связь, соединение) — промежуток, соединяющий два отрезка времени, заря (утренняя и вечерняя). — 172.
65 Меру — высочайшая гора в Гималаях; вершина мира.— 177.
66 Лакшми — богиня счастья. — 178.
67 Саманты — вассалы. — 178.
68 Шамбху — бог Шива. — 179.
ЛАО-ЦЗЫ
1 Даосы полагали, что лишь возврат людей к естественному единству с природой, отказ от орудий труда в ремесле и земледелии, от сложной общественной организации — государства и сословного деления, от мудрствований ученого сословия позволят людям снова зажить безмятежной, счастливой жизнью. Лао-цзы считал виновниками социальных потрясений честолюбивых мудрецов, алчущих власти, почтения к себе, сеющих раздоры среди людей, и потому отказ от почитания мудрецов он рассматривал как условие умиротворения народа («не будет ссор»), — 187.
мо-цзы и поздние монеты
1 Ван — правитель, царь, принц, наместник — титул господствующей аристократии в Древнем Китае. Гун — высший титул господствующей аристократии. — 197.
2 Цин — струнный инструмент. Шэн — китайская разновидность свирели. —197.
3 Поднебесная — древнее самоназвание Китая, основанное на представлении китайцев о том, что их страна — центр мира. —197.
4 Тянъцзы (букв, сын неба) — титул высшего правителя в Древнем Китае. Согласно официальной идеологии, власть даровалась ему небом. — 217.
сюнь-цзы
1 Яо — легендарный император «золотого века» Китая; согласно традиции, жил в XXIV в. до н. э.; считался образцом мудрого, добродетельного правителя. — 224.
914
2 Чжоу — последний царь Иньской династии, свергнутый в 1122 г. до н. э.; синоним крайней жестокости. —- 224.
3 «Книга обрядов» («Лицзи») — один из конфуцианских канонов, содержащих описание различных обрядов и ритуальных правил. Сложился этот канон в IV—III вв. до н. э. — 227.
ВАН ЧУН
1 Хуан Ди — мифический император Китая, правивший, согласно традиции, в XXVII в. до н. э. Символ мудрого правителя.
Тан, или Тан ван, — основатель династии Инь (XVIII— XI вв. до н. э.), правил в 1766—1754 гг.
Цинь — название династии в Древнем Китае, объединившей страну в централизованную деспотическую империю. Существовала в 221—206 гг. до н. э.
Хань — название династии в Древнем Китае. Делится на раннюю, или западную, Хань (206 до н. э. — 8 н. э.) и позднюю, или восточную, Хань (25—220 н. э.). — 246.
ЧЖУ СИ
1 «Учение о золотой середине» («Чжунюн») — первоначально глава из конфуцианского канона «Лицзи» («Книга обрядов»), в XII в. н. э. была обособлена Чжу Си и стала наряду с книгами «Луньюй», «Мэн-цзы», «Дасюэ» составлять конфуцианское «четверокнижие». — 259.
2 «Великое учение» («Дасюэ») —первоначально, так же как и «Чжунюн», глава из книги «Лицзи». Чжу Си в XII в. обособил ее, она вошла в конфуцианское «четверокнижие». — 259.
- 1969 Г. Формат бумаги 84х108'/зг, м 1. Усл. Печатных листов 18,9.
- Августин
- Ареопагитики
- Об именах божиих
- Глава I
- § 6. И вот, поняв это, богословы восхваляют его как безымянного и в то же время как носителя всякого имени...
- § 7. Это благо прославляется... И как прекрасное и красота, как любовь и возлюбленное, и другими божественными именами, которые подобают украшающему и благодатному великолепию...
- § 10. Обобщая, скажем, что всякое бытие [происходит] из прекрасного и благого, все же не-бытие сверх-сущностно [пребывает] в прекрасном и благом.
- Глава IX
- Иоанн дамаскин
- Михаил пселл
- Иоанн итал
- Езник кохбаци
- Опровержение ересей
- Давид анахт
- Аноним (VI в.)
- Анания ширакаци
- Космография
- О вращении небес
- Иоанн саркаваг
- Мхитар гош
- Проповеди
- Ваграм рабуни
- Иоанн воротнеци
- Об элементах
- Григор татеваци
- Книга вопрошений
- Некресели
- Ефрем мцире
- I. К первой части («философские главы»,
- II. Ко второй части («точное изложение
- Петрици
- Предисловие
- Руставели
- Слово о полку игореве
- Кирилл туровский
- О первой философии
- Существо вопросов
- Книга спасения
- О душе Раздел о растительной душе
- Раздел о животной душе
- Раздел о разумной душе
- Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией
- Источник жизни
- Маймонид
- «Пролог» к «Да и Нет»
- Давид динанский
- Сигер брабантский
- III. Каким образом разумная душа
- Фома аквинский
- [Затруднения]
- Глава 1
- Глава I
- Глава III, в которой разумными основаниями
- Глава 1
- Глава II
- Раздел XII
- Примечания индийская философия
- Эмпедокл
- Аристотель
- Марк аврелий
- Секст эмпирик
- Русская философия
- Давид динанский
- Фома аквинский
- Роджер бэкон
- Дунс скот
- Содержание