logo
Философия_1 / Антология мировой философии

Аноним (VI в.)

Деятели так называемой эллинофильской школы в Арме­нии уделяли большое внимание разработке логического учения Аристотеля. С этой целью они создали ряд комментаторских трудов, посвященных «Категориям» и «Об истолковании» Ари­стотеля, а также «Введению» Порфирия. Данное «Толкование «Категорий» Аристотеля» написано неизвестным автором. Оно значительно отличается от одноименного труда Давида Непо­бедимого и акцентирует материалистические тенденции аристо­телевского учения. «Толкование» Анонима оказало большое влияние на последующих армянских философов, в особенности на номиналистов Ваграма Рабуни (XIII в.) и Иоанна Ворот-неци (XIV "в.), которые обильно использовали его в своих логических трактатах. Древнеармянский текст «Толкования «Категорий» Аристотеля» Анонима вместе с русским перево­дом и комментариями С. С. Аревшатяна издан в Ереване в 1961 г. Приводимые ниже отрывки печатаются по этому изданию.

ТОЛКОВАНИЕ «КАТЕГОРИИ» АРИСТОТЕЛЯ

Кто же не знает, что существование -видов склады­вается из отдельных индивидов, но не из одного инди­вида, а всех в целом; и если виды образуются из них,

639

то при их упразднении должно упраздняться и образуе­мое. Следовательно, при упразднении всех индивидов упраздняются и виды. А если нет последних, то не бу­дет и родов, ибо как виды образуются из индивидов, так и роды — из видов. Значит, он (Аристотель) спра­ведливо назвал индивид сущностью главнейшей, пер­вичной и преимущественной, которая является причи­ной образования видов и родов...

Для существования ррдов и видов необходимо, что­бы были индивиды, из которых образуются роды и ви­ды. Точно так же и для существования привходящих признаков необходимо, чтобы были их носители, ибо сам привходящий признак в отдельности никогда не бывает... Индивиды в своем существовании не испыты­вают необходимости в том, чтобы существовали их роды и виды, ибо, например, если имеется всего один ин­дивид, то что же является его видом или же что на­зывается родом; достаточно будет привести в пример солнце, луну и землю...

Если ты точно исследуешь, то найдешь, что сперва существует познаваемое и лишь затем знание...

Если не существует ощущаемого, то не будет су­ществовать и ощущения, так как в таком случае о чем же будет судить ощущение. Если же нет ощущения, то ничто не мешает существовать ощущаемому... ибо ни­что не может помешать существовать вещам, если даже нет их ощущений...

Однако ощущение не может существовать ранее живого существа, но, как считает наш философ, живое существо и ощущение возникают совместно, тогда как ощущаемое существует ранее, чем живое существо... Таким образом·, ясно, что раньше ощущения сущест­вует [само] ощущаемое. Подобным же образом при от­сутствии ощущаемого не будет и ощущения, ибо при отсутствии огня, воды и тому подобных [элементов], из коих свойственно слагаться живому существу, не будет существовать и живое существо, а если нет живого существа, то нет и ощущения. Следовательно, ощущае­мое вместе с собой упраздняет и ощущение, тогда как ощущение [при своем упразднении] не упраздняет ощущаемое.

640