logo
Философия_1 / Антология мировой философии

О вращении небес

Верхнее небо, которое греки называют эфиром, а халдеи — плотным огнем, называется также пылаю­щим огнем, ибо этот огонь, лишенный материи, свобо­ден от чужеродных соединений, так как он не произо­шел ни от кого, а возник из ничего; и ничто из сущего не возникло из него, и нет ничего выше его... Оно рас­простерлось вокруг шарообразной земли своим непре­станным, и неодолимо быстрым вращением, невидимой материальностью, познаваемой лишь разумом, и состо­ит оно из двух полушарий, нижнего и верхнего, рас­положенных друг против друга подобно положению полушарий земли. И внутри себя оно замкнуло этот огромный мир...

Человеческая мысль не в состоянии проникнуть в глубины божественной сущности. Что же касается по­стижения мира, то этому люди учатся на опыте, и де­лают они это трояким образом — путешествуя, обозре­вая и слушая, не желая оставаться в полном неведе­нии о сущем.

АРМЯНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ (АШХАРАЦУЙЦ)

Не найдя в Священном писании ничего обстоятель­ного о землеописании, кроме редких, разбросанных и в то же время труднопостигаемых и темных сведений, мы вынуждены обратиться к языческим писателям, которые установили географическую науку, опираясь на путешествия и мореплавания, и подтвердили ее гео­метрией, которая обязана своим происхождением астрономии.

Я верю рассказу Птолемея, чьи люди прошли на юг, начиная с жаркого пояса, с точностью описали на­роды, там живущие, измерили их пределы...

Я описываю только то, что око человеческое видело и на что нога человеческая ступала.

643