Космография
Для меня и для всех, кто занимается разумным познанием, кажутся истинными изречения славных предков, и ничто [из сказанного ими] не остается неизъяснимым в словах и недоступным для разума.
И вот, поскольку мы повели разговор о разумном, необходимо [сперва] обратиться к бестелесному виду. Затем надлежит приступить к познанию того, что имеет начало. Ведь то, что имеет начало, происходит от чего-то безначального, а это безначальное неизъяснимо и непостижимо для разума, однако оно познается с помощью того, что доступно познанию...
Земля с четырех сторон установлена в середине неба, которое быстротой своего вращения не позволяет ей спуститься к нижнему полушарию [неба]. Ибо земля своей тяжестью стремится спуститься вниз, а ветер своей силой старается поднять ее вверх. И ни тяжесть земли не позволяет подняться [ей] вверх, ни сила ветра не позволяет [ей] спуститься вниз. И так она пребывает в точке равновесия.
641
Если же кто-нибудь пожелает получить от языческих философов наглядный пример, воспроизводящий положение земли, то мне кажется подходящим [пример] с яйцом: подобно тому как в середине [яйца] расположен шарообразный желток, вокруг него — белок, а скорлупа заключает в себе все, точно так же и земля находится в середине, а воздух окружает ее и небо замыкает собой все.
Языческие философы говорят, что живые существа населяют землю с этой и с той стороны и что на нижней стороне земли имеются люди и другие существа — наши антиподы, которые расположились вокруг земли подобно мухам, облепившим яблоко со всех сторон. Упорствуя, они твердят, что если бы не было антиподов, населяющих нижнюю часть, то кому же солнце давало бы свой свет половину суток, когда мы ночью погружаемся в тень, ибо невозможно утверждать, что солнце всуе совершает свой бег...
Однако я должен рассказать вам, что по этому вопросу в моих размышлениях имелись сомнения. Я слышал, что, согласно пророкам, всему Священному писанию и церковным учителям, нет вообще существ, обитающих на нижней стороне [земли], однако я признавал существование антиподов. Я полагал, что это соответствует божественному слову. И ныне не осуждайте меня, любимые. Знает тайноведец, что не лгу я...
Халдеи не могут понять, что если звезды действительно, как они говорят, причина зол, то причина их злой природы восходит к тому, кто создал их, ибо если они злы от природы, то более злым должен быть творец, создавший их... Велика глупость заблудших наставников плоского, невежественного и пустого искусства [звездочетов]. Ибо они наделяют [людей] добром и злом не по их достоинству, а по случайному расположению звезд...
Возникновение есть начало уничтожения, а уничтожение в свою очередь есть начало возникновения. И из этого неуничтожимого противоречия мир приобретает вечность...
И вот, все сущее находится под властью становления и уничтожения. И в этом немалая доля божествен-
642
ного провидения, дабы никто, увидев творения неуничтожимыми, не принимал их за создателей и, постоянно видя служение созданных светил земному бытию, превыше всего ставил творца всего сущего...
- 1969 Г. Формат бумаги 84х108'/зг, м 1. Усл. Печатных листов 18,9.
- Августин
- Ареопагитики
- Об именах божиих
- Глава I
- § 6. И вот, поняв это, богословы восхваляют его как безымянного и в то же время как носителя всякого имени...
- § 7. Это благо прославляется... И как прекрасное и красота, как любовь и возлюбленное, и другими божественными именами, которые подобают украшающему и благодатному великолепию...
- § 10. Обобщая, скажем, что всякое бытие [происходит] из прекрасного и благого, все же не-бытие сверх-сущностно [пребывает] в прекрасном и благом.
- Глава IX
- Иоанн дамаскин
- Михаил пселл
- Иоанн итал
- Езник кохбаци
- Опровержение ересей
- Давид анахт
- Аноним (VI в.)
- Анания ширакаци
- Космография
- О вращении небес
- Иоанн саркаваг
- Мхитар гош
- Проповеди
- Ваграм рабуни
- Иоанн воротнеци
- Об элементах
- Григор татеваци
- Книга вопрошений
- Некресели
- Ефрем мцире
- I. К первой части («философские главы»,
- II. Ко второй части («точное изложение
- Петрици
- Предисловие
- Руставели
- Слово о полку игореве
- Кирилл туровский
- О первой философии
- Существо вопросов
- Книга спасения
- О душе Раздел о растительной душе
- Раздел о животной душе
- Раздел о разумной душе
- Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией
- Источник жизни
- Маймонид
- «Пролог» к «Да и Нет»
- Давид динанский
- Сигер брабантский
- III. Каким образом разумная душа
- Фома аквинский
- [Затруднения]
- Глава 1
- Глава I
- Глава III, в которой разумными основаниями
- Глава 1
- Глава II
- Раздел XII
- Примечания индийская философия
- Эмпедокл
- Аристотель
- Марк аврелий
- Секст эмпирик
- Русская философия
- Давид динанский
- Фома аквинский
- Роджер бэкон
- Дунс скот
- Содержание