logo
Философия_1 / Антология мировой философии

О душе Раздел о растительной душе

Когда элементы смешаны более соразмерно, то есть более уравновешенно, чем в упомянутых телах4, из них благодаря силам небесных тел возникают и дру­гие виды сущего, и в первую очередь растения. Одни растения вырастают из семени и выделяют некое те­ло, с тем чтобы оно служило субстратом для силы раз­множения, а другие растут, возникая самопроизволь­но, без семени. Поскольку растения питаются сами, они имеют питательную силу, а поскольку они растут сами, у них имеется сила роста. Далее, поскольку не­которым растениям свойственно порождать себе подоб­ное и быть порождением себе подобного, они имеют силу размножения. Сила размножения не тождествен­на питательной силе, так как, например, у неспелых фруктов есть питательная сила, но нет силы размноже­ния. Равным образом у них есть сила роста, но нет силы размножения. Точно так же и питательная сила не тождественна силе роста — действительно, разве ты не видишь, что состарившиеся животные имеют питательную силу, но не имеют силы роста?

Питательная сила, питая, возмещает то, что уже разложилось. Сила роста увеличивает субстанцию главных органов в длину, вширь и вглубь, при этом не как придется, а так, чтобы они достигли предела роста. Сила же размножения придает материи _форму определенной вещи; она отделяет от данного тела та­кую часть, в которой находится приобретенная у него сила и которая совершает свои действия, когда суще-, ствуют материя и место, готовые принять ее действие. Из вышеизложенного ясно, что все действия растений, животных и людей совершаются благодаря определен­ным силам, возвышающимся не только над действия­ми, совершающимися в [неорганических] телах, но и над природой самой смеси [элементов].

После растений идут животные. Последние возни­кают из сочетания элементов, смесь которых намного уравновешеннее, чем две предыдущие5, и поэтому оказывается готовой принять животную душу, посколь-

734

ку она уже миновала ступень растительной души. И чем более она уравновешенна, тем больше становится ее способность принять другую силу души, более утон­ченную, чем предыдущая.

Душа есть как бы единый род, который может быть некоторым образом разделен на три части. Первую часть составляет растительная душа; она — первое за­вершение естественного органического тела в той мере, в какой оно размножается, растет и питается. Пища же есть тело, коему свойственно уподобляться природе того тела, для которого оно служит пищей, прибавляя к нему или столько же, сколько в нем разлагается, или больше того, или меньше того. Вторую часть состав­ляет животная душа; она — первое завершение есте­ственного органического тела в той мере, в какой оно воспринимает единичное и совершает произвольные движения. Третью часть составляет человеческая ду­ша; она — первое завершение естественного органиче­ского тела в той мере, в какой оно совершает действия благодаря осмысленному выбору и рассуждению и по­скольку воспринимает всеобщее.

У растительной души три силы: во-первых, пита­тельная сила, которая изменяет некоторое тело, отлич­ное от тела, в коем она пребывает, так, что оно стано­вится подобным телу, в котором она находится, воз­мещая то, что уже разложилось; во-вторых, сила роста, которая увеличивает каждый участок тела, в коем она находится, пропорционально его размерам по длине, ширине и глубине так, что она доводит его до завершения роста; в-третьих, сила размножения, которая берет от тела, в коем она находится, некото­рую часть, потенциально подобную ему, и производит в ней с помощью других, подобных ему тел такие дей­ствия созидания и смешения, благодаря которым она становится актуально подобной самому телу.