logo
Философия_1 / Антология мировой философии

Мхитар гош

Мхитар Гош (1140—1213) — выдающийся мыслитель, зако­новед и баснописец средневековой Армении, автор «Армян­ского судебника» (1184). М. Гош был видным представителем социально-политической мысли Армении. Свободомыслие

645

сочетается у него с попыткой обосновать необходимость укрепле­ния власти монарха и борьбы с центробежными устремле­ниями феодалов. Перу М. Гоша принадлежит также «Сборник басен». Русский перевод «Судебника» Гоша (перевод А. Папо-вяна) издан в Ереване в 1954 г.

АРМЯНСКИЙ СУДЕБНИК

Законы пророков и Евангелия неизменны; суд же по необходимости изменяется у разных народов и стран. Посему допустимо, чтобы люди, умудренные опытом, творили суд по обстоятельствам...

Лучше всего во всех делах милосердие, но в суде приличествует правда, дабы не лицеприятствовать бо­гатому и не потворствовать бедному...

Создатель сотворил человеческие существа свобод­ными, а зависимость их от господ возникла из-за нужды в земле и воде.

СБОРНИК БАСЕН

Государь должен поставить дело так, чтобы знат­ные и простолюдины выступали друг против друга, чтобы они воевали не против царя, а между собой...

Люди, наблюдая земное царство человеческого ро­да, соответственно ищут того же и в небесном царст­ве...

Велика дерзость людей, которые смеют судить о делах повелителей и считают последних причиной мно­гих зол, не понимая, что этим они колеблют власть в стране.

ИОАНН ЕРЗЫНКАЦИ

Иоанн Ерзынкаци (XIII в.)—видный армянский философ, грамматик, космограф и поэт. Представитель ертественнонауч-ного направления в философии. Большое значение придавал опыту и изучению природных явлений.

Из литературного наследия Ерзынкаци издано немного; большинство его трудов содержится в фондах Ереванского института древних рукописей Матенадаран. Нижеследующие фрагменты из сочинений И. Ерзынкаци на русском языке издаются впервые.

«46

О ДВИЖЕНИИ НЕБЕС

Для устроения мира бог создал четыре вещества: огонь, воздух, воду и землю, которые составляют пер­вооснову и корень всего существующего; они противо­положны друг другу. Все творения от них получают свое начало и рождение, от их смешения возникло все сущее, растения и животные. Эти четыре стихии были необходимы, ибо без земли не было бы плотного тела, без воды — смешения и соединения, без воздуха, то есть ветра, не было бы движения, а без огня — цвета и видимости. И поэтому бог создал все ощущаемые и телесные вещи из земли, одел их в зелень через по­средство воды, сообщил им движение через воздух, придал им видимость и цвет посредством огня.

ФИЛОСОФСКИЙ КОМПЕНДИУМ

Природа подобна плотнику: небеса — это руки, а [четыре] стихии — нечто вроде дерева и железа; и если из последних изготовляют стул или саблю, то из стихий природа создает животных, растения и мине­ралы...

Все, что существует в мире, имеет начало и конец. Начало есть возникновение всякого сущего, а конец — разложение его частей...

Если бы не было -материи, откуда возникли бы сущности? Если бы не было сущности, откуда возник­ла бы возможность? А если бы не было возможности, откуда возникла бы действительность? Итак, именно из них образовано все сущее...

Всякое тело образуется из двух начал — материи и формы. Материя — восприемница формы. И первая форма в материи имеет длину, ширину и глубину...

Имеются три вида познания: первый — это позна­ние с помощью ощущений, которым пользуются и зре­лые мужи, и дети и которое не чуждо также и живот­ным; второе — это разумное познание, которое свойст­венно только зрелым мужам; третье — логическое познание, которое есть дело мудрецов...

Всякий переход из возможности в действительность совершается благодаря движению звезд. Растения

возникают двояко—или из семени, или самопроизволь­но из воды, земли и движения солнца. И от сочетания звезд, небес и стихий происходят все животные, расте­ния и минералы, как и их изменение, то есть уничто­жение, когда уничтожается форма, например когда меняется форма соли, состоящей из земли и воды, то есть когда соль уничтожается, ее влага поднимается в воздух, а избыточная земляная часть переходит в ветер. И можно убедиться воочию, что соль при со­прикосновении с теплотой огня превращается в воз­дух. Так происходит уничтожение и других тел в смы­сле [изменения] присущей им формы.

Что же касается чистЪй сущности и материи, то они никогда не уничтожаются...

Благодаря форме существует разнообразие среди сущего. Имеется множество форм в одной и той же материи, как, например, из одной материи—железа— изготовлены и сабля, и нож, и многое другое.

Материя бывает четырех родов. Первый — это ма­терия ремесел, как, например, дерево для плотника и железо для кузнеца.

Второй род—это материя природы, как четыре сти­хии и все то, что находится под луной. Из этой мате­рии, приобретая форму, образуются минералы вплоть до центра земли, растения и животные; и от нее же исходит и уничтожение вещей, когда каждая стихия возвращается в первоначальное состояние: огненная часть — в огонь, как и все другие стихии. И в этом сила чистой сущности как источника движе­ния.

Третий род — это общая материя, как, например, небеса, звезды и то, что в них имеется; из нее и со­здается все содержимое мира, и благодаря ей сохра­няется равновесие [в природе].

Четвертый род — это то, что называют первома-терией, которая и есть чистая сущность, постигаемая разумом и недосягаемая для ощущений; от нее берут свое начало все вещи, и она форма для сущего. Она сущность, в которой нет ни количества, ни качества. А количество и качество придают вещи вид, то есть форму...

648

Познание осуществляется четверояко — разумом, опытом, ощущением и верой... Опыт занимает среднее положение между разумом и ощущением.