logo
Философия_1 / Антология мировой философии

«Пролог» к «Да и Нет»

Хотя при столь великом множестве слов нечто вы­сказанное даже святыми кажется не только отличным друг от друга, но и противоположным друг другу, нельзя необдуманно судить о тех, коими должен быть судим сам мир...

805

Итак, что удивительного в том, если при отсутст­вии в нас того самого духа, при посредстве коего это было записано и высказано, а также внушено писав­шим, нам не хватает их понимания, достигнуть кото­рого нам всего более препятствует необычайный спо­соб речения и разнообразное значение одних и тех же слов, поскольку одно и то же слово является выска­занным то в одном, то в другом значении? Ведь как в своих мыслях, так и в словах каждый из них был весьма плодовит (стр. 106).

Надлежит тщательно обращать внимание на то, чтобы в случае, если кое-что иа высказанного свя­тыми вызовет у нас возражение как противоречивое или чуждое истине, мы не впадали в ошибку из-за ложно надписанного заглавия или порчи самого те­кста. Ибо многие апокрифические сочинения с це­лью придать им авторитет озаглавлены именами свя­тых; и кое-что даже в самом тексте божественных заветов является испорченным по вине переписчиков (стр. 109).

Если и в евангелиях нечто было испорчено в результате невежества переписчиков, то что же уди­вительного, если это иногда имело место также и в сочинениях позднейших отцов, авторитет которых несравненно меньше? Следовательно, если кое-что в сочинениях святых случайно кажется несогласным с истиной, то будет благочестивым, соответствующим смирению, а также долгом любви, которая всему ве­рит, на все надеется, все переносит и с трудом подозре­вает о пороках тех, которых любит, верить тому, что это место Писания является неверно переведенным или испорченным, или признаться, что мы его не пони­маем.

Я полагаю, что столь же много внимания должно обращать и на то, не является ли высказанное в сочи­нениях святых пересмотренным ими самими в другом месте и исправленным после познания истины, как это во многих случаях делал блаженный Августин; или не высказали ли они своего суждения скорее в соот­ветствии с чужим мнением, нежели со своим собст­венным, подобно Экклезиасту, приводящему во многих

806

местах противоречащие суждения различных лиц (стр. 110—111).

Блаженный Августин, пересматривая и исправляя многие из своих творений, заявляет, что он утверждал там многое скорее на основе мнения других, чем в силу собственного убеждения. Кое-что и в Евангелии кажется высказанным, скорее согласно людскому мне­нию, нежели согласно истине, как, например, когда мать самого господа называет Иосифа отцом Христа, говоря так согласно общераспространенному мнению и обычаю: «Я и отец твой, скорбя, отыскивали тебя» (стр. 113).

Если же мы сможем доказать, что одни и те же слова употребляются различными авторами в различ­ных значениях, то мы легко отыщем решение многих противоречий.

С помощью всех вышеприведенных способов внима­тельный читатель найдет разрешение спорных вопро­сов в творениях святых. А если случайно противоре­чие будет до такой степени явным, что не сможет быть разрешено ни на каком разумном основании, то следует сопоставить авторитеты и предпочесть тот, свидетельства коего более сильны, а утверждения бо­лее вески (стр. 115).

Итак, когда известно, что даже сами пророки и апостолы не были совсем чужды ошибок, что же уди­вительного в том, если в столь многочисленных писа­ниях святых отцов иное по вышеуказанной причине кажется произнесенным или написанным ошибочно? И не следует обвинять святых, как бы уличенных во лжи, если, думая о чем-либо иначе, чем это· есть на са­мом деле, они утверждали что-либо не по двоедушию, но по незнанию. Не следует приписывать злому умыс­лу или считать за грех все, что говорится для некоего назидания по причине любви, так как известно, что у господа все рассматривается в зависимости от наме­рения...

Следовательно, одно дело — лгать, другое — заблуж­даться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла. А если бог допускает это, как мы сказали, даже по отношению к святым,

807

то, конечно, он Допускает это также и по отноше­нию к тем, которые не наносят никакого ущерба вере; и это не бесполезно для тех, кои все делают ко благу.

Уделяя этому большое внимание, сами церковные учители, считавшие, что и в их сочинениях есть кое- что подлежащее исправлению, дали право своим по­ следователям исправлять это или не следовать за ними, если им что-либо не удалось пересмотреть и исправить. Поэтому и вышеупомянутый учитель Августин... в прологе книги III «О троице»... пишет: «Не пользуй­ ся моими книгами как каноническими писаниями, но если в последних отыщешь то, чему не верил, твердо верь. В моих же книгах не запоминай крепко того, что раньше не считал за достоверное, если только не пой­ мешь, что оно достоверно» (стр. 116—118). '

Однако, для того чтобы не исключать этого рода писаний и не лишать последующих авторов произведе­ний, полезнейших по языку и стилю для обсуждения и рассмотрения трудных вопросов, от книг поздней­ших авторов отделены книги Ветхого и Нового завета, обладающие превосходством канонического авторитета. Если там что-либо поражает нас как абсурдное, нельзя говорить: «Автор этой книги не придерживался исти­ны», надо признать, что или рукопись ошибочна, или толкователь ошибся, или ты сам не понимаешь. В от­ношении же трудов позднейших авторов, чьи сочине­ния содержатся в бесчисленных книгах, если что-либо случайно кажется отступающим от истины, потому что она понимается не так, как там сказано, читатель или слушатель "имеет свободу суждения, потому что он мо­жет или одобрить то, что ему понравилось, или от­вергнуть то, что ему не нравится. Поэтому не следует упрекать того, кому не понравится или кто не захочет поверить всему, что там обсуждается или излагается, если только оно не подтверждается определенным обоснованием или известным каноническим авторите­том в такой степени, чтобы считалось доказанным, что это безусловно так и есть или могло бы быть таким (стр. 119).

После этих предварительных замечаний, как мы

808

установили, угодно нам собрать различные высказыва­ния святых отцов, поскольку они придут нам на па­мять, вызывающие вопросы в силу противоречия, ка­ковое, по-видимому, в них заключается. Это побудит молодых читателей к наибольшему труду в отыскании истины и сделает их более острыми в исследовании. Конечно, первым ключом мудрости является постоян­ное и частое вопрошание; к широкому пользованию этим ключом побуждает пытливых учеников проница­тельнейший из всех философов Аристотель, говоря при истолковании выражения «ad aliquid» [к чему-либо]: «Может быть, трудно высказываться с уверенностью о вещах такого рода, если их не рассматривать часто. Сомневаться же о каждой в отдельности будет не бес­полезно», ибо, сомневаясь, мы приходим к исследова­нию, исследуя, достигаем истины. Согласно чему и сама истина говорит: «Ищите и отыщете, стучитесь, и откроется вам».

Наставляя нас нравственно собственным примером, бог пожелал воссесть в двенадцатилетнем возрасте сре­ди учителей и спрашивать, скорее являя нам образ учащегося в вопрошании, чем образ учащего в выска­зывании, хотя тем не менее он обладал полной и со­вершенной божественной мудростью (стр. 121).