logo
Философия_1 / Антология мировой философии

Иоанн саркаваг

Иоанн Саркаваг (1045—1129) — один из крупных предста­вителей естественнонаучного направления средневековой ар­мянской философии. Основал высшую школу в столице Арме­нии Ани, где преподавал философию, математику, космографию и поэтику. Такую же школу создал он и в Ахпатском мона­стыре на севере Армении.

В 1085 г. И. Саркаваг реформировал армянский календарь, на основе астрономических вычислений устранив несоответ­ствия, образовавшиеся за предшествовавшие пять веков. Среди многочисленных его трудов особую ценность представляют «Толкование 500-летнего календарного круга», «О полигональ­ных числах», «Толкование семи книг Филона Александрий­ского», «Слово мудрости, обращенное к скворцу» и др.

ТОЛКОВАНИЕ 500-ЛЕТНЕГО КАЛЕНДАРНОГО КРУГА

Краснобайство не в состоянии раскрыть чистую и непреложную истину, подобно тому как созданная ху­дожником картина не в состоянии воспроизвести нахо­дящееся в движении живое существо, ибо [всякая] картина приблизительна, в ней есть и выдумка, и неч­то от лжесвидетельства. Таковы и мысли некоторых летописцев, которые добавляют [от себя], не заботясь о точности сообщаемых сведений, с чем мы не раз встречались во многих сочинениях. Ибо необходимо приложить много труда и усердия, чтобы постичь со­ответствие слов и вещей: ведь не слово подтвержда­ет наличие вещи, а, наоборот, вещь подтверждает сло­во. Исходя из этого и следует устанавливать ис­тину.

И поэтому не нужно внимать словам болтунов, если даже они кажутся достоверными. Ибо вещь обознача­ется словом, и не правы те, кто употребляет слова во­преки вещам, а принимать слова надлежит, лишь сле­дуя истине...

Мнение, не подтвержденное опытом, не может быть истинным. Только опыт достоверен и непрере­каем. И поэтому необходимо знать не только древние книги, но и самому добывать [знания о при­роде].

644

ТОЛКОВАНИЕ СЕМИ КНИГ ФИЛОНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО

Я не из тех легковерных, которые без исследования верят всякому слову и обольщаются иллюзиями. Без исследования и опыта не нужно соглашаться ни с ка­ким высказыванием...

Мысль должна быть правдивой, а слово свободным; оно не должно находиться под гнетом и должно выра­жать непреложную истину...

Рассуждения мудрецов следует проверять более на деле, чем на словах...

Разум приходит в движение благодаря ощущениям, и поэтому разум не действует прежде ощущения...

Эпикур говорит, что материя совечна богу, что атомы существовали подобно пыли, играющей в лучах солнца, и якобы из нее бог сотворил четыре стихии... Еще много других причин возникновения мира при­водили философы, утверждая, что мир вечен. Но это не так, ибо начало своего существования мир получил лишь от бога... Мы посредством веры постигаем, что мир начало своего существования получил от бога и им же опекается и что мир не самодовлеющ и не безнадзорен, как утверждают языческие философы...

Четыре стихии — огонь, воздух, вода и земля — хотя и противоположны друг другу, однако из них воз­ник этот мир.

Природа каждой вещи представляет собой гармо­нию противоположностей подобно струнам арфы, у ко­торой высокие и низкие тоны, сочетаясь, рождают бла­гозвучие...

Стихии возникают друг из друга, как, например, от кипения воды и гаснущего огня возникает воздух; точно так же вода, сгущаясь, превращается в землю, и так далее... Каждая стихия движется согласно своей природе: легкая стремится кверху, тяжелая — книзу.