logo search
Философия_1 / Антология мировой философии

Глава I

КАКОВА ЦЕЛЬ КНИГИ И КАКОВО ПРЕДАНИЕ ОБ ИМЕНАХ БОЖИИХ

§ 5. И если в самом деле оно превосходит всякое слово и всякое познание и пребывает превыше всякого ума и естества, все же существующее обнимает и схва­тывает, соединяет и предвосхищает, само же ничем не объемлется, не поддается ни чувственному восприятию, ни воображению, ни размышлению, ни наименованию, ни слову, ни осязанию, ни познанию, то каким обра­зом мы можем вести испытующую речь о божествен­ных именах, когда мы доказали неизреченность и сверхсущность божества?..

Итак, для возлюбивших Истину превыше всякой истины непозволительно прославлять сверхсущностней-шее богоначалие, которое превыше благости и бытия, ни

611

как логос или мощь, ни как разум, или жизнь, или бы­тие, но скорее как превосходящее и исключающее вся­кое условие, движение, жизнь, воображение, мнение, именование, речь, рассуждение, мышление, сущность, состояние, основание, единение, границу, безгранич­ность или вообще что-либо существующее.

Поскольку же он, по самому своему бытию, как сущность благости, является причиной всего существу­ющего, то из всех последствий этой причины его сле­дует прославлять как богоначальное обоснование добра, Ведь в самом деле он является средоточием всего; все от него зависит, все им предваряется и им заключа­ется.