logo search
Бисярина - Детские болезни с уходом за детьми и

Расстройства пищеварения и питания у детей грудного возраста

Болезни органов пищеварения и расстройства питания зани­мают по частоте одно из первых мест среди всех заболеваний раннего детского возраста, особенно на 1-м году жизни. Часто­та, а также тяжесть поражения определяются анатомо-физиоло-гическими особенностями желудочно-кишечного тракта, нерв­ной системы, состоянием обмена веществ у детей раннего воз­раста.

Следует, однако, иметь в виду, что при правильном вскар­мливании и уходе за ребенком, благоприятных условиях окру­жающей среды эти заболевания у детей раннего возраста встре­чаются крайне редко.

Термин «питание» следует рассматривать как понятие фи­зиологическое, которое включает в себя совокупность процес­сов, происходящих в организме, которые ведут к построению новых тканей и поддерживают основной обмен: прием пищи, пищеварение, всасывание из кишечника, клеточный и тканевый обмен (ассимиляция и диссимиляция). Нарушение одного из указанных процессов влечет за собой расстройство пи­тания.

Правильное питание имеет особенно большое значение в ран­нем детском возрасте в связи с усиленным ростом, который является биологической особенностью этого возрастного пе­риода.

Нарушения питания могут происходить остро при острых расстройствах пищеварения и обозначаются как диспепсии-заболевания, сходные по основному симптому—остро возника­ющему поносу. В других случаях нарушения питания развива­ются постепенно, в зависимости от ряда факторов эндогенного и экзогенного характера, их называют хроническими расстрой­ствами питания, или гипотрофиями.

Заболевания желудочно-кишечного тракта являются частой патологией, особенно у детей раннего возраста. Распространен­ность их в нашей стране значительно снижена благодаря внед­рению в практику рационального питания и других профилак­тических мероприятий.

На VIII Всесоюзном съезде детских врачей (1962) принята классификация заболеваний желудочно-кишечного тракта у де­тей раннего возраста, которая нашла широкое применение.

169

. КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

I. Заболевания функционального происхождения

А. Диспепсии

1. Простая диспепсия

2. Токсическая диспепсия

3. Парентеральная диспепсия {как самостоятельное заболевание не ре­гистрируется) Б. Дискинезии и дисфункции

1. Пилороспазм

2. Атония различных отделов желудка и кишок

3. Спастический запор

4. Частичный илеус

II. Заболевания инфекционного происхождения

1. Бактериальная дизентерия

2. Амебная (амебиаз) дизентерия

3. Сальмонеллезы

4. Кишечная ко.чиинфекция

5. Кишечная форма стафилококковой, энтерококковой и грибковой ин­фекции

6. Вирусная диарея

7. Кишечная инфекция невыясненной этиологии

III. Пороки развития желудочно-кишечного тракта

1. Пилоростеноз, мегадуоденум, мегаколон

2. Атрезии (пищевода, отделов кишечника, ануса)

3. Дивертикулы и другие пороки развития

Остановимся вначале на заболеваниях функционального ха­рактера.

В настоящее время диспепсии (дословный перевод—несва­рение) встречаются значительно реже по сравнению с 30— 50-ми годами, что в основном обусловлено достижениями в об­ласти вскармливания детей. Чаще всего эти заболевания на­блюдаются у детей 1-го года жизни, особенно до 6-месячного возраста.

Желудочно-кишечному тракту ребенка раннего возраста предъявляются большие требования в связи с интенсивным ростом и развитием. На 1 кг массы ребенок получает относи­тельно больше пищи, чем взрослый, и это обуславливает высо­кую напряженность работы пищеварительной системы, когда развитие функциональных способностей еще не закончено. Кро­ме того, необходимо учитывать, что обмен веществ у ребенка раннего возраста чрезвычайно лабилен. Именно поэтому али-ментарные факторы играют большую роль в возникновении диспепсии у детей грудного возраста.

При грудном вскармливании диспепсии развиваются значи­тельно реже, чем при смешанном и искусственном.

Различают две основные формы острой диспепсии: простую и токсическую.

178

Простая диспепсия

Простая диспепсия (несварение) чаще всего развивается при: 1) беспорядочном кормлении, несоблюдении интервалов между кормлениями; 2) нецелесообразном вскармливании—не­соблюдение коррелятивных соотношений между белками, жира­ми, углеводами при введении прикорма; 3) недостаточном со­держании витаминов в пище; 4) несоблюдении водного режима, особенно в жаркое время года; 5) перегревании и несоответст­вии одежды ребенка высокой окружающей температуре. Все указанные нарушения значительно чаще встречаются при сме­шанном и искусственном вскармливании.

Клиника. Общее состояние ребенка мало нарушается. В редких случаях наблюдается субфебрильная температура. В начале заболевания появляются срыгивания, а затем может быть рвота 1—2 раза в сутки. Это защитные реакции, благо­даря которым часть избыточной или недостаточно переваренной пищи удаляется из желудка. Стул учащается до 6—8 раз в сут­ки, иногда больше, он жидкий, желтоватого или зеленоватого цвета с белыми комочками (известковые соли, жирные кислоты, бактерии), со слизью в виде прозрачных, стекловидных нитей, кислой реакции.

Наблюдается вздутие живота в связи с метеоризмом, сопро­вождающееся отхождением газов с неприятным запахом. Ребе­нок может быть беспокойным из-за болей при кишечных коли­ках. Язык сухой, обложен белым налетом.

Отмечается некоторое уменьшение массы тела. Продолжи­тельность заболевания 5—7 дней, осложнений обычно не бы­вает. Течение простой диспепсии зависит в основном от своевре­менного и правильно проводимого лечения, от возможности уст­ранения неблагоприятных факторов окружающей среды.

Лечение. Назначают голодную паузу с целью создания функционального покоя желудочно-кишечному тракту и устра­нения субстрата для бактериального разложения пищи. В тече­ние 6—8 ч ребенок получает только жидкости из расчета 150— 170 мл/кг в сутки. Дают слабый чай, рисовый отвар, подслащен­ную воду, 5 % раствор глюкозы, настой шиповника, овощные отвары, изотонический раствор хлорида натрия и раствор Рин-гера. Питье дают небольшими порциями во избежание рвоты. После голода назначают грудное вскармливание с некоторым ограничением длительности (7—10 мин) каждого кормления на протяжении 2—3 дней. Недостающее количество пищи воспол­няют питьем. При искусственном вскармливании детей, особен­но в возрасте до 6 мес, необходимо обеспечить сцеженным жен­ским молоком. Только при полном отсутствии женского молока назначают кислые смеси (ВРМК, В-кефир). В первые 2 дня дают приблизительно половину, а затем ^з обычного количества

171

пищи на каждое кормление и общий объем дополняют введе­нием питья.

В дальнейшем ежедневно увеличивают количество пищи с учетом общего состояния ребенка. После нормализации стула и аппетита переходят на соответствующую возрасту пищу. При­корм вводят также небольшими порциями.

Из медикаментозных средств назначают витамины группы В и С раствор хлористоводородной кислоты с пепсином (Acidi hydrochlorici diluti 1 мл, Pepsini 1,5, Aq. destill. 100 мл) по 1 чайной ложке 3 раза в день до еды или желудочный сок (Succus gastrici naturalis) no '/2 чайной ложки, растворив в 5— 10'мл воды, 3 раза в день до еды. Одновременно проводят ле­чение сопутствующих заболеваний—рахита, гипотрофии и др. Необходимо также устранение дефектов ухода, способствовав­ших заболеванию.

При отсутствии парентеральных очагов инфекции (средний отит, пневмония, стоматит) назначать антибиотики или сульфа-ниламидные препараты не следует.