logo search
Радиационная медицина пособие

Национальный регистр лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на чернобыльской аэс.

Цель занятия: общая - ознакомить студентов с положением о национальном регистре Украины (НРУ);

конкретная - выделение лиц из категорий наблюдения, нуждающихся в лечении и профилактике последствий радиационного воздействия.

Основные вопросы, подлежащие изучению:

  1. Задачи НРУ.

  2. Структура НРУ.

  3. Контингенты лиц, подлежащих учету в НРУ.

  4. Порядок функционирования НРУ.

  5. Региональные межведомственные экспертные советы и порядок их функционирования.

Студент должен знать:

  1. Цели, задачи НРУ.

  2. Национальный регистр, структура и порядок функционирования.

Студент должен уметь:

  1. Собирать профессиональный анамнез.

  2. Заполнять формы документов “Национального регистра”.

  3. По данным регистра установить возможную связь заболевания с воздействием ионизирующих излучений.

Литература

Основная:

  1. Актуальные вопросы функционирования Национального регистра Украины, К., 1994,- 39 с.

  2. Приказ МЗ Украины №150 от 17.05.97 “Об утверждении нормативных актов относительно заболеваний, при которых может быть установлена причинная связь с действием радиации вследствие аварии на ЧАЭС”.

Дополнительная:

  1. О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы: Закон Украины от 28.02.1991 г.

  1. Чернобыльская катастрофа под ред. Барьяхтара, 1995,-559 с.

Вследствие наибольшей радиоэкологической катастрофы современности, которая произошла на Чернобыльской АЭС, возникли сложные медико-социальные проблемы, решение которых связано с необходимостью проведения крупномасштабных мер по сохранению здоровья населения.

На Украине был создан Государственный комитет по защите населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, который затем был реорганизован в Министерство Украины по делам защиты населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС (МинЧернобыль Украины). Его приоритетами являются юридические (законода-тельные), организационные и научно-методические задания.

Среди юридических проблем самой важной является разработка и принятие законодательных актов о правовом режиме территорий, которые подверглись радиационному загрязнению, статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.

27 февраля 1991 г. Верховным Советом Украины принят закон "О правовом режиме территорий, которые подверглись радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы". Этот закон регулирует вопросы распределения территорий на соответствующие зоны, о режиме их использования и охраны, условия проживания и труда населения, научно-исследовательскую и другую деятельность на этих территориях. Закон закрепляет и гарантирует обеспечение режима использования и охраны названных территорий с целью уменьшения действия радиоактивного облучения на здоровье человека и на экологическую систему.

Закон состоит из шести разделов, в которых постатейно дается определение территорий, которые подверглись радиоактивному загрязнению.

КАТЕГОРИИ ЗОН РАДИОАКТИВНО ЗАГЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

Зона отчуждения - это территория, с которой проведена эвакуация населения в 1986 г.

Зона безусловного (обязательного) отселения - это территория, подвергшаяся интенсивному загрязнению долгоживущими радионуклидами с плотностью загрязнения почвы изотопами цезия от 555 ГБк/км2 и выше, или плутония от 3,7 ГБк/км2 и выше, или стронция от 111 ГБк/км2 и выше, а также территории с почвами, которые благоприятствуют высокой миграции радионуклидов в растения, с плотностью загрязнения изотопами цезия от 185 до 555 ГБк/км2, или стронция от 5,55 до 111 ГБк/км2, или плутония от 0,37 до 3,7 ГБк/км2, где эффективная эквивалентная доза облучения человека может превышать 5,0 мЗв за год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период.

Зона гарантированного добровольного отселения - это территория с плотностью загрязнения почвы изотопами цезия от 185 до 555 ГБк/км2, или стронция от 5,55 до 111 ГБк/км2, или плутония от 0,37 до 3,7 ГБк/км2, а также территория с почвами, которые благоприятствуют высокой миграции радионуклидов в растения, с плотностью загрязнения изотопами цезия от 37 до 185 ГБк/км2, или стронция от 0,74 до 5,55 ГБк/км2, где эффективная эквивалентная доза облучения человека может превышать 1,0 мЗв за год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период.

Зона усиленного радиоэкологического контроля - это территория с плотностью загрязнения почвы изотопами цезия от 37 до 185 ГБк/км2, или стронция от 0,74 до 5,55 ГБк/км2, или плутония от 0,185 до 0,37 ГБк/км2, а также территории с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, с плотностью загрязнения изотопами цезия от 7,4 до 37 ГБк/км2, где эффективная эквивалентная доза облучения человека не должна превышать 1,0 мЗв за год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период.

Диспансеризацию населения, которое подверглось воздействию радиации в результате аварии на ЧАЭС проводят в лечебно-профилактических заведениях (не ниже уровня центральной районной больницы) на протяжении года по заранее разработанному плану. Вся информация о пострадавших в Украине в результате аварии на Чернобыльской АЭС сосредоточена в Национальном регистре Украины.

НРУ представляет собой систему выявления, сбора, экспертизы, хранения (на магнитных носителях), автоматизированной обработки и анализа информации о состоянии здоровья, дозовой нагрузке, медицинском обеспечении лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС и занимается разработкой системы мероприятий, направленных на сохранение здоровья, проведение научных и социологических исследований.

Целью НРУ является сохранение здоровья лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы.

Основные задачи НРУ охватывают:

  1. создание системы долговременного персонального учета пострадавших, проживающих на территории Украины;

  2. персональное наблюдение и оценка состояния здоровья лиц, подлежащих учету в НРУ, по результатам целевой диспансеризации;

  3. обеспечение длительного контроля за состоянием здоровья пострадавших, выявление достоверных причинно-следственных связей между показателями здоровья и факторами риска;

  4. сбор, длительное хранение информации о состоянии здоровья населения, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы, с учетом социально-гигиенических, социальных и социально-психологических факторов, персональной общей дозовой нагрузки внутреннего и внешнего облучения;

  5. оценку и прогноз состояния здоровья пострадавшего населения, медико-демо-графической, эпидемиологической и социально-психологической ситуации;

  6. обеспечение многолетнего контроля за состоянием здоровья пострадавших, эпидемиологическими изменениями, выявление достоверных причинно-следственных связей между показателями здоровья и факторами риска радиационной и нерадиационной природы;

  7. разработку на основе данных Регистра профилактических мероприятий, направленных на снижение негативных последствий Чернобыльской катастрофы;

  8. информационную поддержку специальных научных исследований клинического, эпидемиологического, медико-биологического и социологического характера.

Структура НРУ представлена:

  1. Государственным регистром Минздрава Украины;

  2. ведомственными регистрами Министерства внутренних дел (МВД), Службы Национальной безопасности (СНБ), Министерства обороны (МО) Украины;

  3. данными радиоэкологического, демографического, генетического мониторинга;

  4. научно-исследовательскими подрегистрами.

В рамках НРУ фукционируют созданные ранее клинико-эпидемиологические подрегистры базы данных, сформированные по возрастно-половому, территориальному, физиологическому, нозологическому признакам.

В организационном плане структура управления Регистром представлена соответственно Минздравом и Украинским научным центром радиационной медицины; управлением отделом здравоохранения области и областной больницей; центральной районной и городской больницами.

Первичные учетные формы:

  1. регистрационная карта участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (ф.33/92/1);

  2. регистрационная карта пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы (ф.33/92/2);

  3. приложение к регистрационной карте пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы (ф.33/92/3);

  4. листок учета данных дозиметрии (ф.34/92/2);

  5. кодировочный талон целевой диспансеризации лица, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы (ф.35/92).

КОНТИНГЕНТ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ УЧЕТУ В НРУ.

С учетом участия в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, места работы и проживания в момент аварии и поставарийный период, наличия радиационно-индуцированных поражений, очередности и объема оказания социальной помощи (льгот и компенсаций) все лица, подвергшиеся радиационному воздействию (согласно Закону Украины “О внесении изменений и дополнений к Закону Украины “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы” от 1.07.1992 г.), разделены на 4 категории пострадавших.

I категория пострадавших включает:

  1. инвалидов из числа участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;

  2. пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, у которых установлена связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой;

  3. больных лучевой болезнью вследствие Чернобыльской катастрофы.

II категория пострадавших объединяет:

  1. ликвидаторов, работавших в зоне отчуждения в 1986-1987 гг., а именно:

  1. эвакуированных из зоны отчуждения в 1986 г.;

  2. лиц, постоянно проживающих в зоне безусловного отселения с момента аварии до принятия постановления об отселении;

  3. отселенных с радиактивно загрязненных территорий;

  4. самостоятельно покинувших радиоактивно загрязненные территории.

III категория пострадавших состоит из:

  1. ликвидаторов, работавших в зоне отчуждения в 1986-90 гг., в т.ч.:

  1. постоянно проживающих на территориях зон безуслоного и гарантированного отселения на день аварии или по состоянию на 01.01.1993 г. проживших в зоне безусловного отселения не менее 2 лет, а на территории зоны гарантированного отселения не менее 3 лет;

  2. постоянно проживающих или постоянно работающих в зонах безусловного и гарантированного отселения при условии, что они по состоянию на 01.01.1993 г. прожили или отработали в зоне безусловного отселения не менее 2 лет, а в зоне гарантированного отселения не менее 3 лет.

К IV категории пострадавших относятся: постоянно проживающие или работающие в зоне усиленного радиоэкологического контроля при условии, что они по состянию на 01.01.1993 г. прожили или отработали в этой зоне не менее 4 лет.

При распределении пострадавших вследствие Чернобыльской аварии на категории наблюдения основополагающими являются величина дозовой нагрузки на щитовидную железу или на все тело (внешнее и внутреннее облучение) и наличие лучевых поражений.

Лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы, в зависимости от полученной дозы делятся на 5 категорий наблюдения.

К I категории наблюдения относятся:

  1. лица из числа ликвидаторов или пострадавших, перенесших лучевую болезнь или получивших лучевые поражения;

  2. дети, родившиеся от лиц, перенесших лучевую болезнь.

К II категории наблюдения относятся:

  1. лица, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; эвакуированные из 30-км зоны и другие лица с дозой общего облучения 25 сЗв и более;

  2. дети и лица, получившие в детском возрасте дозу общего облучения от 5 сЗв и более;

  3. дети и лица, которые в детском возрасте получили дозу облучения на щитовидную железу за счет радиойода 2 Гр и более;

  4. дети родившиеся от:

К III категории наблюдения относятся:

  1. лица, принимавшие участие в ликвидации аварии независимо от дозы облучения;

  2. эвакуированные из 30-км зоны и дети, родившиеся от них;

  3. взрослое население, получившее дозу общего облучения от 10 до 25 сЗв и родившиеся от них дети;

  4. дети, получившие дозу общего облучения 0,5-5 сЗв;

  5. дети, получившие на время аварии дозу облучения щитовидной железы за счет радиойода 0,75-2 Гр (в т.ч. дети, родившиеся от этих лиц);

К IV категории наблюдения относятся:

  1. лица, проживающие на территориях безусловного отселения и отселенные с них; дети, родившиеся от них;

  2. лица, проживающие на других территориях и получившие дозу общего облучения 5-10 сЗв;

  3. дети, проживающие на других территориях и получившие дозу общего облучения от 0,1 до 0,5 сЗв за год;

  4. дети, получившие на время аварии дозу облучения щитовидной железы за счет радиойода от 0,1 до 0,75 Гр ( в т.ч. дети, родившиеся от них).

К V категории наблюдения относятся:

  1. лица, проживающие на территориях добровольного отселения;

  2. лица, проживающие на территориях усиленного радиоэкологического контроля и отселенные с них.

ГРУППЫ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА.

При распределении пострадавших на группы первичного учета (ГПУ) согласно приказу Минздрава №190 от 30.11.1990 г. принимаются во внимание следующие популяционные критерии: участие в ликвидации последствий аварии, место проживания во время аварии и в поставарийный период.

К I группе первичного учета относятся лица, принимавшие участие в работах по ликвидации аварии и ее последствий с 1986 по 1990 гг., имеющие удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

К II группе первичного учета принадлежат: эвакуированные или самостоятельно покинувшие населенные пункты из зоны отчуждения; отселенные из зоны безусловного и гарантированного отселения.

III группу первичного учета составляют: лица, постоянно проживающие или работающие в зонах безусловного и гарантированого отселения; усиленного радиэкологического контроля; жители населенных пунктов в зоне отчуждения самостоятельно возвратившиеся на прежнее место жительства, за исключением принимавших участие в ликвидации аварии; дети, проживающие в неконтролируемых районах Черниговской, Киевской, Житомирской, Ровенской областей, у которых в 1986 г. были зарегистрированы повышенные дозы облучения щитовидной железы.

IV группа первичного учета включает детей, зачатие которых произошло от лиц: I ГПУ в период пребывания или после выхода родителей из зоны ликвидации последствий аварии; II-III ГПУ после 14 декабря 1986 г. и последующие поставарийные годы (независимо от места проживания родителей в настоящее время).

В соответствии с Законом Украины “О внесении изменений и дополнений к Закону Украины “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы” от 1.07.1992 г. создание системы Национального регистра Украины планируется осуществлять поэтапно. На первом этапе учету и обследованию в объеме скрининговой программы целевой диспансеризации подлежат лица, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии в 1986-1990 гг.; эвакуированные из 30-км зоны; проживающие и покинувшие зону безусловного отселения; и их дети

На II этапе учету в НРУ подлежат лица, проживающие в зоне гарантированного отселения на территориях усиленного радиоэкологического контроля.

На III этапе завершено создание трехуровневой распределенной автоматизированной системы сбора, обработки информации и управления НРУ.

Успешное взаимодействие всех организационно-информационных уровней и звеньев НРУ, призванных обеспечивать выявление, сбор и учет информации о пострадавших независимо от их ведомственной и территориальной принадлежности, в конечном итоге определяет своевременность и эффективность оказания лечебно-профилактической помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы (объем медобследования взрослого населения представлен в табл.38).

Наблюдение, учет и обследование лиц I,II, III категорий наблюдения осуществляется на государственном уровне регистра, IV категории - на областном уровне, V категории - на районном уровне.

Таблица 38. Обязательный объем медицинского обследования взрослого населения, подлежащего учету в НРУ.

Категории

пострадавших

Перечень специалистов, ведущих наблюдение

Объем инструментальных и лабораторных диагностических исследований

I

Терапевт, гематолог, эндокринолог, офтальмолог, невропатолог, хирург-онколог, отоларинголог, уролог, акушер-гинеколог

Инструментальные: УЗИ, ЭКГ

Лабораторные: анализ крови - морфологические, биохимические, иммунологические, гормональные, определение показателей свертывающей системы крови; анализ мочи - общий, сахар мочи

II

Терапевт, гематолог, эндокринолог, офтальмолог, невропатолог, хирург-онколог, отоларинголог, уролог, акушер-гинеколог

Инструментальные: УЗИ, ЭКГ

Лабораторные: анализ крови - морфологические, биохимические, иммунологические, гормональные, определение показателей свертывающей системы крови; анализ мочи - общий, сахар мочи

III

Терапевт, эндокринолог, офтальмолог, невропатолог, хирург-онколог, отоларинголог, уролог, акушер-гинеколог

Инструментальные: УЗИ, ЭКГ

Лабораторные: анализ крови - морфологические, биохимические, иммунологические, гормональные,

анализ мочи - общий, сахар мочи

IV

Терапевт, эндокринолог, невропатолог, хирург-онколог, акушер-гинеколог

Инструментальные: УЗИ, ЭКГ

Лабораторные: общий анализ крови, общий анализ мочи

Примечание: Минимальная частота клинико-диагностического обследования в указанном объеме - 1 раз в год.

Активное обследование больных хроническими заболеваниями проводится с учетом характера и тяжести заболевания.

Медицинская помощь пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС оказывается в отделениях районных, городских и областных больниц, а также в специализированных отделениях и учреждениях, главным из которых является Украинский научный центр радиационной медицины (УНЦРМ).

Группы диспансерного учета пополняются вследствие работы экспертных советов, которые устанавливают причинную связь заболевания с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС согласно с нижеприведенным приказом министра здравоохранения Украины.

Определение причинной зависимости заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и их профессионального характера осуществляется центральными экспертными советами на базе Украинского научного центра радиационной медицины (Киев) и региональными экспертными советами в больших областных центрах, которые имеют достаточный медицинский научный потенциал,- Виннице, Днепропетровске, Донецке, Луганске (приказ Министерства здравоохранения Украины N 147 от 09.08.90 г.).

Региональные межведомственные экспертные советы функционируют соответственно с нижеприведенной инструкцией.

1. При недостаточной информации о больном совет подает запрос на необходимую дополнительную информацию в органы здравоохранения по месту наблюдения за состоянием здоровья обратившегося лица.

2. В случае отсутствия дозиметрической документации и данных о профмаршрутах, дозах внутреннего и внешнего облучения за период работы по ликвидации последствий аварии, делают запрос в службу, которая проводит радиационный контроль участников ликвидации аварии и ее последствий.

3. К рассмотрению принимают документы лиц, которые принимали и принимают участие в ликвидации аварии и ее последствий, а также тех, кто заболел, с целью определения причинной связи заболеваний с действием ионизирующего излучения и других вредных факторов.

4. На заседании совета рассматривают документы, поступившие не позднее 10 суток до заседания.

5. Заседание совета проводят по мере поступления писем, документов, но не реже 1 раза в квартал.

6. На рассмотрение советов подают такие документы:

  1. письмо или заявление лица, ходатайство профсоюзной или иной общественной организации, материалы директивных органов, направления органов здраво-охранения;

  2. выписка из истории болезни или амбулаторной карты, выводы экспертизы с места наблюдения и лечения пациента о состоянии его здоровья до и после участия в ликвидации последствий аварии, заверенные руководителем лечебно-профилак-тического учреждения, с гербовой печатью, а также результаты клинических анализов крови и других лабораторных исследований;

  3. копия медицинской документации о результатах проведенного осмотра перед направлением на работу в зону аварии и после возвращения из этой зоны;

  4. данные о частоте и продолжительности заболевания с временной потерей трудоспособности (до аварии и после нее);

  5. данные об уровне внутреннего и внешнего облучения, характер и место выполнения работ по ликвидации последствий аварии.

7. Совет имеет право запросить оригиналы медицинской документации и может задействовать к участию в работе совета медицинских работников, которые принимали участие в наблюдении и лечении пациента.

8. В случае необходимости больного вызывают на заседание совета и госпитализируют в клинику, УНЦРМ или в другое специализированное учреждение.

9. В случае вызова больного для рассмотрения вопроса на заседании экспертного совета ему выдают больничный лист; оплата проезда и больничного листа осуществляется согласно с правилами, установленными письмом Министерства здравоохранения бывшего СССР и ВЦСПС от 06.01.88 г. N 06-14/1-14.