logo search
orgzdrav_otvety

3. Организация службы маркетинга: планирование, контроль.

Маркетинг - предпринимательская деятельность, которая управ­ляет продвижением товаров (услуг) от производителя к потребите­лю (пользователю) или социальный процесс, посредством которо­го прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары, услуги, идеи и т.д.

Медицинский маркетинг определяют как процесс, посредством которого управляется и реализуется рынок медицинской помощи (медицинских услуг). Маркетинг в здравоохранении (или марке­тинг здравоохранения) - более широкое понятие, частью которого является медицинский маркетинг. В сферу маркетинга здравоох­ранения входят все виды товаров и услуг, информация, идеи, собы­тия, специалисты, учреждения, организации и т.д., имеющие от­ношение к сохранению и укреплению здоровья населения.

Маркетинг здравоохранения относят к социальному маркетингу, а все виды то­варов и услуг, связанные со здоровьем, - к социальным (обществен­ным) товарам.

Спрос — одно из фундаментальных понятий рыночной эконо­мики. Применительно к здравоохранению спрос (потребность) - это количество медицинских товаров и услуг, которое желает и может приобрести общество (отдельные пациенты) в данный период вре­мени по определенной цене.

Различают следующие виды спроса на рынке медицинских то­варов и услуг:

отрицательный спрос: на прививки, прием к врачам отдельных специальностей, болезненные, дорогостоящие процедуры и др.;

скрытый спрос: отдельные пациенты могут испытывать потреб­ность, которую невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке медицинских товаров и услуг, например, услуги семейного врача, одноразовые изделия медицинского назначения, сервисные услуги, индивидуальное питание в стационаре и др.;

падающий спрос: например, в последнее время упал спрос на шприцы, системы переливания крови многоразового использова­ния, гипотензивные препараты отечественного производства, поэ­тому рынок отреагировал повышенным предложением на шприцы и системы переливания крови одноразового использования, импорт­ные лекарственные препараты;

нерегулярный спрос обусловлен сезонными временными колеба­ниями. Например, спрос на СКЛ выше в весенне-летний период, чем в осенне-зимний. Обращения к отдельным врачам-специалистам зависят от сезонности некоторых заболеваний (грипп, язвенная бо­лезнь, вирусный гепатит и др.);

чрезмерный спрос: на ургентную медицинскую помощь в празд­ничные и послепраздничные дни, когда больные, страдающие хро­ническими заболеваниями, нарушают диету, режим, злоупотребля­ют алкоголем; возрастает уровень травматизма.

Разработка маркетинговой стратегии необходима для обеспечения эффективности проводимых маркетинговых мероприятий. Разработка и реализация стратегии маркетинга на потребительских рынках требует от любой компании гибкости, способности понимать, приспосабливаться и, в отдельных случаях, влиять на действия рыночных механизмов при помощи специальных маркетинговых методов.

Большинство стратегических решений, которые принимает любая компания, лежат в сфере маркетинга. Создание нового бизнеса, слияние и поглощение, освоение новой рыночной ниши, дилерская политика, сужение или расширение продуктовой линейки, выбор поставщиков и партнеров - все эти и многие другие решения принимаются в рамках маркетинговой стратегии. От адекватности маркетинговой стратегии компании зависит успех бизнеса.

Маркетинговое исследование включает несколько основных этапов:

  1. определение проблемы и постановка цели исследования;

  2. проведение предварительного исследования и формулирование гипотез;

  3. разработка дизайна (плана, схемы) исследования;

  4. анализ вторичной и сбор первичной информации;

  5. интерпретация данных и презентация результатов исследования.