3. Рынок общественного здоровья: составляющие элементы.
Действуя в условиях рыночной экономики, здравоохранение, как и любая другая отрасль, подчиняется законам рынка.
Рынок является совокупностью экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена в условиях конкуренции.
Рынок медицинских товаров и услуг — это сегмент рынка, предоставляющий медицинские товары и услуги для сохранения и улучшения здоровья населения. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирует их необходимый объем и соответствующий уровень качества.
Рынок в здравоохранении включает в себя целую систему взаимосвязанных рынков: медицинских услуг, лекарственных препаратов, труда медицинского персонала, научных разработок, медицинских технологий, медицинского оборудования и др.
Различают следующие основные понятия рынка: спрос; предложение; услуга; цена; конкуренция; маркетинг.
Спрос — одно из фундаментальных понятий рыночной экономики. Применительно к здравоохранению спрос (потребность) - это количество медицинских товаров и услуг, которое желает и может приобрести общество (отдельные пациенты) в данный период времени по определенной цене.
Различают следующие виды спроса на рынке медицинских товаров и услуг:
отрицательный спрос: на прививки, прием к врачам отдельных специальностей, болезненные, дорогостоящие процедуры и др.;
скрытый спрос: отдельные пациенты могут испытывать потребность, которую невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке медицинских товаров и услуг, например, услуги семейного врача, одноразовые изделия медицинского назначения, сервисные услуги, индивидуальное питание в стационаре и др.;
падающий спрос: например, в последнее время упал спрос на шприцы, системы переливания крови многоразового использования, гипотензивные препараты отечественного производства, поэтому рынок отреагировал повышенным предложением на шприцы и системы переливания крови одноразового использования, импортные лекарственные препараты;
нерегулярный спрос обусловлен сезонными временными колебаниями. Например, спрос на СКЛ выше в весенне-летний период, чем в осенне-зимний. Обращения к отдельным врачам-специалистам зависят от сезонности некоторых заболеваний (грипп, язвенная болезнь, вирусный гепатит и др.);
чрезмерный спрос: на ургентную медицинскую помощь в праздничные и послепраздничные дни, когда больные, страдающие хроническими заболеваниями, нарушают диету, режим, злоупотребляют алкоголем; возрастает уровень травматизма.
Следующее основополагающее понятие рынка - предложение. Величина предложения определяется количеством товаров и услуг, которое производитель (продавец) желает и может продать по данной цене в определенный период времени.
Применительно к здравоохранению предложение — это количество медицинских товаров и услуг, которое производители могут оказать за определенный период времени населению. Предложение при прочих равных условиях также меняется в зависимости от изменения цены: по мере роста цен производители (продавцы) предлагают пациентам большее количество товаров и услуг. При падении цены их заинтересованность уменьшается и соответственно уменьшается объем производимых ими медицинских товаров и услуг.
Медицинская услуга — структурный элемент профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, санаторно-курортной, санитарно-эпидемиологической, лекарственной, протезно-ортопедической и других видов помощи, имеющий определенную стоимость.
По условиям и месту оказания медицинские услуги можно разделить на оказываемые на дому, в амбулаторно-поликлинических, больничных, санаторно-курортных и других учреждениях здравоохранения. Медицинская услуга может быть простой и комплексной. Под простой медицинской услугой понимают неделимую услугу, например, диагностическую манипуляцию, осмотр врача и др.
Комплексная услуга может быть представлена как совокупность простых услуг, отражающих сложившийся в каждом конкретном учреждении технологический процесс оказания медицинской помощи при данной болезни.
Кроме того, различают стандартные и индивидуальные медицинские услуги.
Стандартные медицинские услуги в основном оказывают по унифицированной технологии для подавляющего большинства пациентов; они имеют относительно устойчивое ценообразование.
Индивидуальные медицинские услуги обладают широким спектром манипуляций диагностических, лечебных процедур, большим набором лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Они имеют дифференцированные прейскуранты цен, максимально учитывающие индивидуальность затрат при их выполнении.
Цена — это та сумма денег, за которую «покупатель» может купить, а «продавец» готов продать этот товар или медицинскую услугу. Цена — это своего рода компромисс экономических интересов участников рынка.
С учетом того, что цена органично связана с предложением и со спросом, выделяют следующие понятия: цена спроса, цена предложения, цена равновесия.
Цена спроса — такая рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок покупателя. По этой цене «покупатель» способен купить медицинскую услугу или товар. Выше этого предела цена подняться не может, так как у пациентов не будет возможности ее приобрести.
Цена предложения — рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается так называемый рынок продавца. Это цена, по которой «продавец» предлагает свою услугу или товар. При этом цена предложения должна окупить затраты на производство медицинского товара и услуги.
При равенстве спроса и предложения на рынке устанавливается так называемая цена равновесия. При снижении цены спрос увеличивается, так как люди хотят приобрести больше товаров или услуг, и, наоборот, при увеличении цены спрос может пойти на спад.
Главным звеном рыночного механизма является конкуренция.
Конкуренция — состязание между экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта товаров и услуг с целью получения более высоких доходов, других выгод.
Конкурентная борьба за экономическое выживание и процветание — закон рыночной экономики.
- Билет 1
- 1) Младенческая сметрность:
- 2). Социальное страхование, определение, виды, содержание:
- 3). Алгоритмы классического цикла управления и основные направления развития
- Билет 2
- 1). Свойства и способы расчета средних арифметических величин.
- 2). Учет и отчетность в больничных учреждениях. Анализ отчета городской больницы (стационара).
- 3). Правовые основы медицинского страхования.
- Билет 3
- 1). Инфекционная (эпидемическая) заболеваемость, методика изучения. Неэпидемическая
- 2). Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования. Права и
- Билет 4
- 1. Программа разработки материала.
- 2. Текущий Санита́рный надзо́р
- 3. Организационные основы медицинского страхования. Территориальный фонд
- Билет 5
- 1. Вариационный ряд (определение, структура). Средние величины, их виды.
- 2. Организация санаторно-курортной помощи.
- 3. Субъекты обязательного медицинского страхования, взаимоотношения между ними.
- Билет 6
- 2. Смертность: определение, уровни, структура, причины, пути снижения.
- 3.Формы собственности в здравоохранении.
- Билет 7
- 3. Экспертиза временной нетрудоспособности: виды, порядок выдачи листков
- Билет 8
- 2. Пьянство и алкоголизм как медико-социальная проблема.
- 3. Качество и его компоненты.
- Билет 9
- 1. Показатели естественного движения населения.
- 2. Туберкулёз как медико-социальная проблема. Организация медико-социальной помощи больным туберкулёзом.
- 3. Роль информации в управлении городской больницей.
- Билет10
- 1. Физическое развитие и его значение для практики здравоохранения.
- 2. Относительные величины (экстенсивные показатели и показатели соотношения),
- 3. Организация стационарной медицинской помощи детям. Показатели деятельности стационара детской больницы.
- Билет11
- 2. Организация внебольничной акушерско-гинекологической помощи. Показатели работы
- 3. Рыночная экономика. Рыночные отношения в здравоохранении.
- Билет № 12
- 2. Номенклатура учреждений здравоохранения.
- 3. Травматизм как медико-социальная проблема. Организация борьбы с травматизмом в
- Билет № 13
- 1. Измерение связи между явлениями и признаками. Корреляция, метод рангов.
- 2. Врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения, организация, состав и функции.
- 3. Экспертные оценки качества медицинской помощи.
- Билет 14
- 1. Виды статистических наблюдений по полноте охвата и времени исследования.
- Формы, виды и способы наблюдения
- 3. Показатели деятельности городской поликлиники.
- Билет16
- 1. Относительные величины (интенсивные показатели, показатели наглядности), графические изображения.
- 3. Стандарты качества в здравоохранении.
- Билет17
- 1. Подготовка медицинских кадров. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения здравоохранения.
- 2. Экспертиза стойкой нетрудоспособности. Бюро медико-социальной экспертизы, состав и задачи.
- Билет18
- 1. Демография. Статика населения: важнейшие показатели. Переписи населения.
- 2. Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема.
- 3. Основные элементы маркетинга и маркетинговых исследований.
- Билет № 19
- 1. Заболеваемость населения. Номенклатура и классификация болезней.
- 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами и в связи с необходимостью ухода за заболевшим членом семьи.
- 3. Эффективность в системе здравоохранения. Понятие о медицинской, социальной и экономической эффективности.
- Билет № 20
- Раздел I
- Раздел II Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны здоровья
- Билет № 21
- 1. Теоретические и медико-социальные аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии.
- 2. Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи. Показатели деятельности стационара родильного дома.
- 3. Маркетинг медицинских услуг, принципы, виды.
- Билет № 22
- 2. Сердечно-сосудистые заболевания как медико-социальная проблема. Организация кардиологической службы.
- 3. Экономика здравоохранения, понятие, цели и задачи.
- Билет № 23
- 1. Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с болезнью и в связи с санаторно-курортным лечением.
- 2. Восстановительное лечение (реабилитация), виды и задачи.
- 3. Структурный, процессуальный и результативный подход к контролю качества.
- Билет № 24
- 1. Охрана материнства и детства в российской федерации.
- 2.Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем и в связи с карантином.
- 3. Организация службы маркетинга: планирование, контроль.
- 1. Определение проблемы и постановка цели
- 2. Проведение предварительного исследования и формулирование гипотез
- 3. Разработка плана исследования
- 4. Сбор данных: вторичная и первичная информация
- 5. Анализ, интерпретация данных и презентация результатов исследования
- Билет № 25
- 1. Движение населения. Роль врачей в регистрации и анализе естественного движения населения.
- 2. Учет и отчетность в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Анализ отчета городской поликлиники.
- 3. Характеристика спроса медицинских услуг и их конкурентоспособности. Жизненный цикл товара (услуги).
- Билет № 26
- 1. Динамические ряды и их анализ.
- 2. Применение диспансерного метода в работе лечебно-профилактических учреждений.
- 3. Планирование здравоохранения: принципы, виды планов, порядок составления, показатели плана, методы планирования.
- Билет № 27
- 1. Закон российской федерации «о медицинском страховании граждан в российской федерации».
- 2. Работа участкового терапевта в поликлинике. Медицинская помощь на дому.
- 3. Категория стоимости и ценообразования в здравоохранении.
- Билет № 28
- 1. Основные принципы здравоохранения российской федерации. Профилактическое направление здравоохранения.
- 2. Городская больница: структура, организация, основные задачи.
- 3. Основы финансирования учреждений здравоохранения. Смета бюджетного учреждения.
- Билет № 29
- 1. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности, методика изучения.
- 2. Поликлиника: структура, содержание работы, показатели деятельности.
- 3. Рынок общественного здоровья: составляющие элементы.
- Билет № 30
- 1. Общая заболеваемость, методика изучения.
- 2. Организация скорой и неотложной медицинской помощи.
- 3. Экономические методы управления: принципы, методы, функции.
- Билет № 31
- 1. Методы и источники изучения заболеваемости.
- 2. Диспансеры: виды, принципы работы.
- 3. Менеджмент в здравоохранении, определение, содержание, принципы, типы.
- Билет № 32
- 1. Оценка достоверности результатов статистического исследования (относительные величины).
- 2. Нервно-психические заболевания как медико-социальная проблема. Организация психоневрологической помощи.
- 3. Предупредительный санитарный надзор.
- Билет № 33
- 1. Оценка достоверности результатов статистического исследования (средние величины).
- 2. Медико-санитарная часть, организация работы, цеховая участковость.
- 3. Санитарное просвещение: принципы, организация, методы и средства.
- Билет № 34
- 1. Здоровье населения. Обусловленность здоровья населения (индивидуального, группового, общественного).
- 2. Графические изображения в санитарной статистике (виды, способы построения).
- 3. Организация медицинской помощи сельскому населению. Структура медико-санитарной сети в районе.
- Билет № 35
- 1. Основные этапы развития здравоохранения в России.
- 2. Статистическая совокупность, и её структура.
- 3. Фельдшерско-акушерский пункт: организация, содержание работы.
- Билет № 36
- 1. Статистика и её роль в медицине и здравоохранении.
- 2. Сельский врачебный участок: структура, содержание работы.
- 3. Медицинское страхование: виды, принципы.
- Билет № 37
- 1. План статистического исследования.
- 2. Медицинское обслуживание детей в школах и дошкольных учреждениях.
- 3. Федеральный закон российской федерации «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Глава I. Общие положения
- Билет № 38
- 1. Разработка статистического материала.
- 2. Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям.
- 3. Управленческие решения, определение, виды, классификация.
- Билет № 39
- 1. Программа статистического исследования.
- 2. Структура современной государственной санитарно-эпидемиологической службы в российской федерации.
- 3. Всемирная организация здравоохранения (воз). Структура, деятельность.
- Билет № 40
- 1. Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина и предмет преподавания.
- 2. Характеристика разнообразия признака в статистической совокупности.
- 3. Экономические основы медицинского страхования. Бюджетно-страховая модель, источники финансирования.