logo
orgzdrav_otvety

3. Основные элементы маркетинга и маркетинговых исследований.

Маркетинг (от англ. market, marketing - рынок) – организация производства и сбыта услуги.

Медицинский маркетинг – это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением медицинской услуги от ее производителя (врача, медсестры) к потребителю (пациенту). В то же время, это и социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на МУ посредством их разработки, продвижения и реализации. Т.е. это управление и реализация рынка МУ. Маркетинг в ЗО может быть коммерческим и некоммерческим.

Задача маркетинга: удовлетворение спроса на качественные МУ, анализ причин падения (увеличения) спроса и определение путей регулирования сбыта.

Средства маркетинга:

1.изучение и оценка нужд пациентов

2. формирование необходимых маркетинговых условий

3. удовлетворение нужд пациентов

4. достижение поставленных целей

Субъекты маркетинга ЗО (участники):

1. пациенты

2.ЛПУ

3.Мед работники

4. Органы управления ЗО

5. СМО

Структура маркетинга ЗО (элементы)

Для понимания сути маркетинга необходимо рассмотреть следующие понятия:

Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму или, осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.

Спрос – потребность, подкрепленная покупательской способностью.

Товар – продукт деятельности, удовлетворяющий потребность.

Различают материальный и нематериальный продукты человеческой деятельности. В медицине материальный продукт (товар) - изделия фарм. промышленности, медицинская техника. Нематериальный, неосязаемый продукт - МУ.

Чем выше способность товара удовлетворить потребности потребителя, тем больше на него спрос. Т.о., производители должны знать чего хотят потребители, и производить услугу, способную максимально удовлетворять эти желания.

Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.

Обмен – акт получения желаемого товара (услуги) от кого-либо, предлагая что-нибудь взамен.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами и основная единица измерения в сфере маркетинга.

Медицинская услуга (МУ) - профессиональные действия медицинского работника, направленные на охрану здоровья, необходимые для удовлетворения потребности пациента, имеющая законченный характер и определенную стоимость.

Классификация медицинских услуг:

  1. По характеру: профилактические, экспертные, статистические, диагностические, лечебные, реабилитационные.

  2. По сегменту структуры ЗО: санитарно-гигиенические, амбулаторные, стационарные.

  3. По уровням медицинской помощи: доврачебная, врачебная, специализированная.

  4. По интенсивности во времени: скорые, неотложные, плановые.

  5. По квалификации источников медицинских услуг: низкая, средняя, высокая.

  6. По технологии: рутинные, высокотехнологичные.

  7. По инвазивности: инвазивные, неинвазивные.

  8. По времени достижения конечных результатов: соответствующие срокам и несоответствующие.

  9. По конечным результатам: адекватные, частично адекватные, неадекватные.

  10. По соблюдению стандартов: соответствуют стандартам и не соответствуют (обоснованно, необоснованно, ошибочно).

Свойства МУ:

  1. значимость в момент оказания

  2. неотделимость оп потребителя и исполнителя

  3. продукт деятельности и потребителя и производителя

  4. организм человека - предмет деятельности

  5. социальная значимость

  6. субъективность оценок качества, вариабельность качества

  7. получение блага в момент оказания услуги с учетом отдаленных последствий

  8. несохраняемость

  9. неосязаемость