3. Рыночная экономика. Рыночные отношения в здравоохранении.
Рыночные отношения в здравоохранении Традиционно считается, что в области здравоохранения нельзя сформировать полноценный рынок. Простейшие рыночные отношения, такие понятные в других секторах экономики, здесь не срабатывают из-за несостоятельности рынка, поскольку здравоохранение, как отрасль общественного хозяйства, обладает целым рядом характеристик, нарушающих действие рыночных механизмов. Считается, что, во-первых, в здравоохранении уровень и объем потребления требуемых медицинских услуг не могут определяться только уровнем платежеспособности человека. Это касается, прежде всего, экстренной медицинской помощи, которая оказывается бесплатно во многих странах мира, даже лицам, не имеющим средств и страховки. Более того, доказана обратная связь между уровнем личного дохода (т.е. реальной платежеспособностью) и потребностью в медицинской помощи. Так, в Великобритании из общего количества случаев заболеваний 37% приходится на 10% беднейших семей, которые потребляют почти 50% всех ресурсов здравоохранения. Обеспечение равных возможностей в потреблении медицинских услуг диктует необходимость перераспределения бюджета здравоохранения (что реально только в условиях государственного регулирования) в пользу наиболее нуждающихся — детей, пожилых людей, хронических больных, лиц с низкими доходами на основе принципа общественной солидарности: богатый платит за бедного, здоровый — за больного, молодой — за старика. Однако, это фактически разрушает принципы рыночного ценообразования, поскольку расходы на лечение переносятся на платежеспособное население. Во-вторых, принято считать (и это в некоторой степени соответствует истине), что потребитель медицинских услуг не может судить об уровне и качестве требуемой медицинской помощи (в силу отсутствия специальных знаний, физического и психического состояния). В отличие от других рынков, в здравоохранении не потребитель (пациент), а производитель (медицинский работник) определяет объем и уровень предоставляемых медицинских услуг. Врачи одновременно выступают в нескольких лицах: производителей медицинских услуг, агентов пациентов, определяющих меру их потребности, объем (а иногда и стоимость), качество лечения и оказанных ими медицинских услуг. В результате возникает конфликт между медицинскими и экономическими интересами врачей и пациентов. Кроме того, у пациента, как правило, отсутствует объективная информация относительно того, когда, какая и в каком объеме ему потребуется медицинская помощь. Подобное существенно сдерживает покупательскую инициативу населения относительно приобретения медицинской страховки или участия в оздоровительных и профилактических мероприятиях. Эта асимметрия интересов медицинских работников и пациентов (производителей и потребителей медицинских услуг) деформирует обычное взаимодействие спроса и предложения и, со своей стороны, обусловливает специфику рыночных механизмов в здравоохранении [2,4]. В-третьих, часть медицинских услуг (санитарно-гигиенические, противоэпидемические, профилактические и т.п.) обладает свойствами общественных товаров, т.е., в отличие от товаров индивидуального потребления, является объектом коллективного потребления, чаще всего неадресного характера. Сюда относятся профилактические, санитарно-эпидемические мероприятия, вакцинация, которые оказываются сразу большому количеству лиц, а положительный эффект распространяется на все население в целом. 3. Экономика здравоохранения в рыночной системе экономических отношений Анализ внешних условий функционирования здравоохранения в рыночной системе экономических отношений показывает, что сегодня развитие социального сектора экономики требует обращения к данным о тесноте связи здоровья населения с уровнями материального обеспечения и образования, характером гигиенического поведения и состоянием окружающей среды. В изменившихся условиях разработка и использование оптимальных способов оплаты медицинских услуг требует учета теоретических положений неоклассической экономической теории, рассматривающей медицинские услуги как сугубо "экономический товар". Главной характеристикой современной рыночной экономики является выраженная социальная ориентация. Ее суть заключается в подчинении всей хозяйственной деятельности интересам развития общества путем создания условий для наиболее полного раскрытия внутреннего потенциала личности входящих в его состав индивидов. Как показал исторический опыт, развитые страны мира смогли решить поставленные перед ними задачи по гуманизации национальных моделей рыночной экономической системы. Переход российской экономики на рыночные принципы хозяйствования обусловил необходимость проведения в обществе системных преобразований, охвативших практически все сферы жизнедеятельности людей. Основной задачей настоящего периода общественного развития стало создание социально ориентированной экономики. Необходимость ее формирования связана с действием ряда объективных факторов, отражающих требования современного этапа развития гражданского общества: - удовлетворение основных потребностей и обеспечение нормальных условий жизнедеятельности для всех без исключения членов общества; - создание условий для свободного творческого труда, главной движущей силы научно-технического прогресса и экономического роста; - гармонизация социальных отношений между отдельными индивидами и социальными группами. Настоятельная необходимость формирования социально ориентированной экономики обусловлена воздействием на здоровье и благополучие населения множества факторов, далеко выходящих за пределы компетенции сектора здравоохранения. Службы здравоохранения лишь в ограниченной степени способны влиять на основные причины заболеваемости в стране. Состояние здоровья населения в значительно большей степени предопределяется взаимодействием других взаимосвязанных факторов: социально-экономическим статусом, поведением и образом жизни, генетической предрасположенностью и состоянием окружающей среды. Они тесно связаны с состоянием национальной экономики, гуманизация деятельности которой является непременным условием устранения факторов ухудшения здоровья населения и обеспечения экономического развития страны Создание социально ориентированной экономики в нашей стране требует сочетанного использования принципов социалистической социальной системы с рыночными стимулами. Социальная ориентация российской экономики должна быть направлена на достижение нескольких целей. Во-первых, это обеспечение рационального уровня потребления для большинства населения путем насыщения рынка потребительскими товарами и услугами при одновременном сокращении дифференциации уровня потребления благ до пределов, при которых сохраняются стимулы к квалифицированному труду и эффективному предпринимательству; во-вторых, - создание условий для квалифицированного творческого труда при качественном изменении структуры экономики: сокращении до минимума доли тяжелого физического труда, экологически вредных производств и развития отраслей, ориентированных на потребительский рынок; в-третьих, - создание эффективной системы социальной защиты населения.
- Билет 1
- 1) Младенческая сметрность:
- 2). Социальное страхование, определение, виды, содержание:
- 3). Алгоритмы классического цикла управления и основные направления развития
- Билет 2
- 1). Свойства и способы расчета средних арифметических величин.
- 2). Учет и отчетность в больничных учреждениях. Анализ отчета городской больницы (стационара).
- 3). Правовые основы медицинского страхования.
- Билет 3
- 1). Инфекционная (эпидемическая) заболеваемость, методика изучения. Неэпидемическая
- 2). Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования. Права и
- Билет 4
- 1. Программа разработки материала.
- 2. Текущий Санита́рный надзо́р
- 3. Организационные основы медицинского страхования. Территориальный фонд
- Билет 5
- 1. Вариационный ряд (определение, структура). Средние величины, их виды.
- 2. Организация санаторно-курортной помощи.
- 3. Субъекты обязательного медицинского страхования, взаимоотношения между ними.
- Билет 6
- 2. Смертность: определение, уровни, структура, причины, пути снижения.
- 3.Формы собственности в здравоохранении.
- Билет 7
- 3. Экспертиза временной нетрудоспособности: виды, порядок выдачи листков
- Билет 8
- 2. Пьянство и алкоголизм как медико-социальная проблема.
- 3. Качество и его компоненты.
- Билет 9
- 1. Показатели естественного движения населения.
- 2. Туберкулёз как медико-социальная проблема. Организация медико-социальной помощи больным туберкулёзом.
- 3. Роль информации в управлении городской больницей.
- Билет10
- 1. Физическое развитие и его значение для практики здравоохранения.
- 2. Относительные величины (экстенсивные показатели и показатели соотношения),
- 3. Организация стационарной медицинской помощи детям. Показатели деятельности стационара детской больницы.
- Билет11
- 2. Организация внебольничной акушерско-гинекологической помощи. Показатели работы
- 3. Рыночная экономика. Рыночные отношения в здравоохранении.
- Билет № 12
- 2. Номенклатура учреждений здравоохранения.
- 3. Травматизм как медико-социальная проблема. Организация борьбы с травматизмом в
- Билет № 13
- 1. Измерение связи между явлениями и признаками. Корреляция, метод рангов.
- 2. Врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения, организация, состав и функции.
- 3. Экспертные оценки качества медицинской помощи.
- Билет 14
- 1. Виды статистических наблюдений по полноте охвата и времени исследования.
- Формы, виды и способы наблюдения
- 3. Показатели деятельности городской поликлиники.
- Билет16
- 1. Относительные величины (интенсивные показатели, показатели наглядности), графические изображения.
- 3. Стандарты качества в здравоохранении.
- Билет17
- 1. Подготовка медицинских кадров. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения здравоохранения.
- 2. Экспертиза стойкой нетрудоспособности. Бюро медико-социальной экспертизы, состав и задачи.
- Билет18
- 1. Демография. Статика населения: важнейшие показатели. Переписи населения.
- 2. Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема.
- 3. Основные элементы маркетинга и маркетинговых исследований.
- Билет № 19
- 1. Заболеваемость населения. Номенклатура и классификация болезней.
- 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами и в связи с необходимостью ухода за заболевшим членом семьи.
- 3. Эффективность в системе здравоохранения. Понятие о медицинской, социальной и экономической эффективности.
- Билет № 20
- Раздел I
- Раздел II Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны здоровья
- Билет № 21
- 1. Теоретические и медико-социальные аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии.
- 2. Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи. Показатели деятельности стационара родильного дома.
- 3. Маркетинг медицинских услуг, принципы, виды.
- Билет № 22
- 2. Сердечно-сосудистые заболевания как медико-социальная проблема. Организация кардиологической службы.
- 3. Экономика здравоохранения, понятие, цели и задачи.
- Билет № 23
- 1. Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с болезнью и в связи с санаторно-курортным лечением.
- 2. Восстановительное лечение (реабилитация), виды и задачи.
- 3. Структурный, процессуальный и результативный подход к контролю качества.
- Билет № 24
- 1. Охрана материнства и детства в российской федерации.
- 2.Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем и в связи с карантином.
- 3. Организация службы маркетинга: планирование, контроль.
- 1. Определение проблемы и постановка цели
- 2. Проведение предварительного исследования и формулирование гипотез
- 3. Разработка плана исследования
- 4. Сбор данных: вторичная и первичная информация
- 5. Анализ, интерпретация данных и презентация результатов исследования
- Билет № 25
- 1. Движение населения. Роль врачей в регистрации и анализе естественного движения населения.
- 2. Учет и отчетность в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Анализ отчета городской поликлиники.
- 3. Характеристика спроса медицинских услуг и их конкурентоспособности. Жизненный цикл товара (услуги).
- Билет № 26
- 1. Динамические ряды и их анализ.
- 2. Применение диспансерного метода в работе лечебно-профилактических учреждений.
- 3. Планирование здравоохранения: принципы, виды планов, порядок составления, показатели плана, методы планирования.
- Билет № 27
- 1. Закон российской федерации «о медицинском страховании граждан в российской федерации».
- 2. Работа участкового терапевта в поликлинике. Медицинская помощь на дому.
- 3. Категория стоимости и ценообразования в здравоохранении.
- Билет № 28
- 1. Основные принципы здравоохранения российской федерации. Профилактическое направление здравоохранения.
- 2. Городская больница: структура, организация, основные задачи.
- 3. Основы финансирования учреждений здравоохранения. Смета бюджетного учреждения.
- Билет № 29
- 1. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности, методика изучения.
- 2. Поликлиника: структура, содержание работы, показатели деятельности.
- 3. Рынок общественного здоровья: составляющие элементы.
- Билет № 30
- 1. Общая заболеваемость, методика изучения.
- 2. Организация скорой и неотложной медицинской помощи.
- 3. Экономические методы управления: принципы, методы, функции.
- Билет № 31
- 1. Методы и источники изучения заболеваемости.
- 2. Диспансеры: виды, принципы работы.
- 3. Менеджмент в здравоохранении, определение, содержание, принципы, типы.
- Билет № 32
- 1. Оценка достоверности результатов статистического исследования (относительные величины).
- 2. Нервно-психические заболевания как медико-социальная проблема. Организация психоневрологической помощи.
- 3. Предупредительный санитарный надзор.
- Билет № 33
- 1. Оценка достоверности результатов статистического исследования (средние величины).
- 2. Медико-санитарная часть, организация работы, цеховая участковость.
- 3. Санитарное просвещение: принципы, организация, методы и средства.
- Билет № 34
- 1. Здоровье населения. Обусловленность здоровья населения (индивидуального, группового, общественного).
- 2. Графические изображения в санитарной статистике (виды, способы построения).
- 3. Организация медицинской помощи сельскому населению. Структура медико-санитарной сети в районе.
- Билет № 35
- 1. Основные этапы развития здравоохранения в России.
- 2. Статистическая совокупность, и её структура.
- 3. Фельдшерско-акушерский пункт: организация, содержание работы.
- Билет № 36
- 1. Статистика и её роль в медицине и здравоохранении.
- 2. Сельский врачебный участок: структура, содержание работы.
- 3. Медицинское страхование: виды, принципы.
- Билет № 37
- 1. План статистического исследования.
- 2. Медицинское обслуживание детей в школах и дошкольных учреждениях.
- 3. Федеральный закон российской федерации «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Глава I. Общие положения
- Билет № 38
- 1. Разработка статистического материала.
- 2. Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям.
- 3. Управленческие решения, определение, виды, классификация.
- Билет № 39
- 1. Программа статистического исследования.
- 2. Структура современной государственной санитарно-эпидемиологической службы в российской федерации.
- 3. Всемирная организация здравоохранения (воз). Структура, деятельность.
- Билет № 40
- 1. Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина и предмет преподавания.
- 2. Характеристика разнообразия признака в статистической совокупности.
- 3. Экономические основы медицинского страхования. Бюджетно-страховая модель, источники финансирования.