2). Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования. Права и
обязанности.
Страховые мед.организации имеют право: свободно выбирать медицинские учреждения, участвовать в аккредитации мед.учреждений, устанавливать размер страховых взносов по ДМС, принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги, подавать в суд на возмещение материального и физического ущерба.
Обязаны: осуществлять деятельность по ОМС на некоммерческой основе, заключать договора с медицинскими учреждениямина окозание мед.юпомощи застрахованным по ОМс., заключать договоры на оказание мед.оздор.и соц.услуг с любимы медю и иными учреждениями, защищать интересы застрахованных, контролировать объем, качество, сроки с условиями договора.
3). Основные модели здравоохранения, их характеристики.
Здравоохранение — система государственных, социально-экономических, общественных, медико-санитарных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья, обеспечение трудоспособности и активного долголетия людей.
При большом разнообразии национальных и исторических особенностей, имеющих место в различных странах мира, существует пять основных, устойчивых моделей здравоохранения, принципиально отличающихся друг от друга степенью вмешательства государства, формой собственности производителей медицинских услуг, степенью охвата населения программами государственной поддержки, источниками финансирования.
Организация национальных систем здравоохранения на негосударственной (частной) основе. К таким моделям относятся системы без существенной государственной поддержки малоимущих категорий граждан, основанные на простых законах потребительского рынка. Объем медицинской деятельности формируется путем саморегулирования платежеспособного спроса и предложения. Неимущее население не имеет доступа к квалифицированной медицинской помощи. В развитых странах мира такие системы существовали до конца XIX века. Производители медицинских услуг были представлены независимыми частными врачебными практиками, а участие государства сводилось к обеспечению необходимых противоэпидемических мероприятий и минимальных санитарных условий в местах общественного пользования, а также ряде мер по изоляции и лечению больных, представляющих опасность для общества (инфекционных, психиатрических и т. п.). В настоящее время такие системы существуют только в ряде наименее развитых стран Азии и Африки.
Организация национальных систем здравоохранения на негосударственной основе с государственным регулированием программ обязательного медицинского страхования для отдельных категорий граждан. В эпоху раннего капитализма, когда, с одной стороны, развитие получили сложные медицинские технологии (полостная хирургия, наркоз, рентген и т. п.) и потребовались коллективные действия для проведения комплексного лечения (развитие частных больниц и госпиталей, специализация персонала), а с другой стороны, покрытие затрат на лечение стало проблемой для большинства населения. В этот период важным был процесс создания касс взаимопомощи, больничных касс, развитие частного страхового дела. Принцип общественной солидарности, используемый страховыми сообществами, был особенно удобен для людей, существовавших на зарплату и не имевших больших капиталов. В этот период постепенно усиливалась роль государства в формировании законодательной правовой базы, начали вводиться элементы обязательного медицинского страхования для отдельных категорий граждан. Некоторые изменения этой формы здравоохранения в США коснулись определенных групп, которым медицинская помощь оказывается бесплатно или на льготных условиях: государственным служащим, ветеранам войн, неимущим, лицам старше 65 лет, психическим больным.
В любом случае государственная поддержка при такой модели не носит всеобщего характера, а взаимоотношения между производящей, финансирующей, контролирующей и потребляющей сторонами основаны на свободном выборе, независимости, двусторонних договорных обязательствах. При этом объем и номенклатура обслуживания основаны на конкуренции и рыночной саморегуляции спроса и предложения.
Значительная часть населения не имеет гарантированной медицинской помощи. Особенностью системы является необоснованный объем затрат (13—18% от ВВП), тенденция к перепотреблению медицинской помощи имущими слоями населения, отсутствие эффективных регуляторов цен и объемов медицинской деятельности.
В настоящее время подобные системы существуют в США, большинстве арабских, африканских и ряде латиноамериканских стран.
Организация национальных систем здравоохранения на негосударственной основе с государственным регулированием программ всеобщего обязательного медицинского страхования. Более современная и совершенная модель всеобщего обязательного медицинского страхования зародилась в конце XIX века в Германии и получила развитие в период после 1-й мировой войны, в 50-е годы в большинстве европейских стран. Основной характеристикой такой модели является то, что государство с целью обеспечения гарантированной медицинской помощью большинства населения (за исключением самых богатых) посредством закона обязывает всех работодателей и самих граждан в обязательном порядке отчислять часть дохода на медицинскую страховку, а производителей медицинских услуг обеспечивать население медицинской помощью в рамках государственных нормативов (программы ОМС) при посредничестве страховых организаций.
Таким образом, имея рыночную структуру здравоохранения, представленную независимыми частными производителями, страховыми компаниями, не изымая средств у работодателей и граждан, но, обязав их осуществлять платежи на правах свободного выбора, государство обеспечивает потребности населения в медицинской помощи посредством закона, само при этом непосредственно в производстве услуг не участвуя.
Государственные органы управления здравоохранением в основном выполняют функции экспортно-аналитических и арбитражных служб при муниципалитете, реализуют отдельные государственные и территориальные программы и занимаются вопросами санитарно-эпидемиологического благополучия.
Внедрение общенациональных систем обязательного медицинского страхования в большинстве развитых стран мира позволило обеспечить их население гарантированной медицинской помощью, повысить эффективность здравоохранения и резко ограничить затраты.
По эффективности здравоохранение, основанное на принципах обязательного медицинского страхования (8— 12% от ВВП) уступает только государственным системам (государственное медицинское страхование и государственное здравоохранение).
Организация национальных систем здравоохранения на основе всеобщего государственного медико-социального страхования. После второй мировой войны ряд ведущих стран мира, переняв у Советского Союза эффективные принципы государственного регулирования, но, сохранив и частный сектор элитных и дополнительных услуг, построили страховые модели, которые существенно отличаются от «классической» схемы обязательного медицинского страхования и которые можно характеризовать как модели государственного медицинского страхования.
Характеристикой такой модели является то, что государство непосредственно координирует всю вертикаль взаимоотношений и само обеспечивает производство медицинских услуг всему населению. А значит, в функции государственных органов управления закладывается ответственность за сбор средств. Это, в свою очередь, подразумевает наличие отраслевой налоговой инспекции по сбору средств, полное управление финансами, четкую систему госзаказа, наличие госсектора и муниципального — с государственным статусом производителя медуслуг (или, как практикуется, например, в Японии, с некоммерческим принципом оплаты деятельности ЛПУ по фиксированным ценам, при которых они практически работают как государственные). Отсюда — конкретные программы по объемам, затратам и жесткие регуляторы этих объемов. И, соответственно, совершенно конкретные обязательства для всех граждан.
Система государственного страхования является наиболее экономичной и рациональной моделью в организации медицинского обслуживания населения по тем направлениям, которые берет на себя государство (6 — 9% от ВВП). Фактически это модель XXI века для стран, где стремятся ограничить расходы, не потеряв в эффективности и качестве.
В некоторых странах (Великобритания, Италия, Испания) бесплатная помощь оказывается только на основных этапах курса лечения, а условия ее предоставления (комфортность, очередность) существенно отличаются от условий частной медицины. Поэтому там, помимо системы медицинского обслуживания в пределах государственного страхования (ГМС) широко представлен приватный сектор и программы ДМС, использующие негосударственную лечебную базу. В других странах добровольное медицинское страхование почти не развито (Япония) или вообще отсутствует (Канада).
Организация национальных систем здравоохранения на основе монопольной государственной модели. Монопольная государственная система здравоохранения, существовавшая в бывшем СССР и странах социалистического содружества, основывалась на распорядительно-распределительном принципе управления. Такая система была ориентирована на централизованный механизм формирования бюджета отрасли, организацию материально-технического и лекарственного обеспечения на основе госзаказа и фондового снабжения по фиксированным ценам, формирование и развитие лечебной сети в соответствии с государственными нормативами по штатам, ресурсам, заработной плате и т. п.
Особенностью таких систем являлось монопольное построение структуры лечебной сети, стандартизация медицинской помощи без возможностей предоставления дополнительных платных услуг и элитного гостиничного обслуживания (за исключением партийной и хозяйственной элиты), отсутствие конкурентной среды и экономических стимулов в работе медицинского персонала.
Финансирование медицинской деятельности осуществлялось исключительно из госбюджета, причем бюджет не зависел от реальных налоговых поступлений и взносов от каждой конкретной территории, т. е. существовала система единого заказчика медицинской помощи в лице государства.
Исходя из этого, система управления здравоохранением не требовала отдельной независимой структуры заказчика, отвечающего за сбор средств и интересы населения на каждой территории и фактически была представлена только вертикалью исполнителя, включающей федеральный (Минздрав), территориальный (облздрав), местные органы управления и учреждения здравоохранения.
Основные принципы российской системы здравоохранения.
Основные принципы охраны здоровья:
§ соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья человека;
§ приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи;
§ социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
§ ответственность органов государственной власти и управлений предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
- Билет 1
- 1) Младенческая сметрность:
- 2). Социальное страхование, определение, виды, содержание:
- 3). Алгоритмы классического цикла управления и основные направления развития
- Билет 2
- 1). Свойства и способы расчета средних арифметических величин.
- 2). Учет и отчетность в больничных учреждениях. Анализ отчета городской больницы (стационара).
- 3). Правовые основы медицинского страхования.
- Билет 3
- 1). Инфекционная (эпидемическая) заболеваемость, методика изучения. Неэпидемическая
- 2). Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования. Права и
- Билет 4
- 1. Программа разработки материала.
- 2. Текущий Санита́рный надзо́р
- 3. Организационные основы медицинского страхования. Территориальный фонд
- Билет 5
- 1. Вариационный ряд (определение, структура). Средние величины, их виды.
- 2. Организация санаторно-курортной помощи.
- 3. Субъекты обязательного медицинского страхования, взаимоотношения между ними.
- Билет 6
- 2. Смертность: определение, уровни, структура, причины, пути снижения.
- 3.Формы собственности в здравоохранении.
- Билет 7
- 3. Экспертиза временной нетрудоспособности: виды, порядок выдачи листков
- Билет 8
- 2. Пьянство и алкоголизм как медико-социальная проблема.
- 3. Качество и его компоненты.
- Билет 9
- 1. Показатели естественного движения населения.
- 2. Туберкулёз как медико-социальная проблема. Организация медико-социальной помощи больным туберкулёзом.
- 3. Роль информации в управлении городской больницей.
- Билет10
- 1. Физическое развитие и его значение для практики здравоохранения.
- 2. Относительные величины (экстенсивные показатели и показатели соотношения),
- 3. Организация стационарной медицинской помощи детям. Показатели деятельности стационара детской больницы.
- Билет11
- 2. Организация внебольничной акушерско-гинекологической помощи. Показатели работы
- 3. Рыночная экономика. Рыночные отношения в здравоохранении.
- Билет № 12
- 2. Номенклатура учреждений здравоохранения.
- 3. Травматизм как медико-социальная проблема. Организация борьбы с травматизмом в
- Билет № 13
- 1. Измерение связи между явлениями и признаками. Корреляция, метод рангов.
- 2. Врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения, организация, состав и функции.
- 3. Экспертные оценки качества медицинской помощи.
- Билет 14
- 1. Виды статистических наблюдений по полноте охвата и времени исследования.
- Формы, виды и способы наблюдения
- 3. Показатели деятельности городской поликлиники.
- Билет16
- 1. Относительные величины (интенсивные показатели, показатели наглядности), графические изображения.
- 3. Стандарты качества в здравоохранении.
- Билет17
- 1. Подготовка медицинских кадров. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения здравоохранения.
- 2. Экспертиза стойкой нетрудоспособности. Бюро медико-социальной экспертизы, состав и задачи.
- Билет18
- 1. Демография. Статика населения: важнейшие показатели. Переписи населения.
- 2. Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема.
- 3. Основные элементы маркетинга и маркетинговых исследований.
- Билет № 19
- 1. Заболеваемость населения. Номенклатура и классификация болезней.
- 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами и в связи с необходимостью ухода за заболевшим членом семьи.
- 3. Эффективность в системе здравоохранения. Понятие о медицинской, социальной и экономической эффективности.
- Билет № 20
- Раздел I
- Раздел II Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны здоровья
- Билет № 21
- 1. Теоретические и медико-социальные аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии.
- 2. Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи. Показатели деятельности стационара родильного дома.
- 3. Маркетинг медицинских услуг, принципы, виды.
- Билет № 22
- 2. Сердечно-сосудистые заболевания как медико-социальная проблема. Организация кардиологической службы.
- 3. Экономика здравоохранения, понятие, цели и задачи.
- Билет № 23
- 1. Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с болезнью и в связи с санаторно-курортным лечением.
- 2. Восстановительное лечение (реабилитация), виды и задачи.
- 3. Структурный, процессуальный и результативный подход к контролю качества.
- Билет № 24
- 1. Охрана материнства и детства в российской федерации.
- 2.Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем и в связи с карантином.
- 3. Организация службы маркетинга: планирование, контроль.
- 1. Определение проблемы и постановка цели
- 2. Проведение предварительного исследования и формулирование гипотез
- 3. Разработка плана исследования
- 4. Сбор данных: вторичная и первичная информация
- 5. Анализ, интерпретация данных и презентация результатов исследования
- Билет № 25
- 1. Движение населения. Роль врачей в регистрации и анализе естественного движения населения.
- 2. Учет и отчетность в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Анализ отчета городской поликлиники.
- 3. Характеристика спроса медицинских услуг и их конкурентоспособности. Жизненный цикл товара (услуги).
- Билет № 26
- 1. Динамические ряды и их анализ.
- 2. Применение диспансерного метода в работе лечебно-профилактических учреждений.
- 3. Планирование здравоохранения: принципы, виды планов, порядок составления, показатели плана, методы планирования.
- Билет № 27
- 1. Закон российской федерации «о медицинском страховании граждан в российской федерации».
- 2. Работа участкового терапевта в поликлинике. Медицинская помощь на дому.
- 3. Категория стоимости и ценообразования в здравоохранении.
- Билет № 28
- 1. Основные принципы здравоохранения российской федерации. Профилактическое направление здравоохранения.
- 2. Городская больница: структура, организация, основные задачи.
- 3. Основы финансирования учреждений здравоохранения. Смета бюджетного учреждения.
- Билет № 29
- 1. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности, методика изучения.
- 2. Поликлиника: структура, содержание работы, показатели деятельности.
- 3. Рынок общественного здоровья: составляющие элементы.
- Билет № 30
- 1. Общая заболеваемость, методика изучения.
- 2. Организация скорой и неотложной медицинской помощи.
- 3. Экономические методы управления: принципы, методы, функции.
- Билет № 31
- 1. Методы и источники изучения заболеваемости.
- 2. Диспансеры: виды, принципы работы.
- 3. Менеджмент в здравоохранении, определение, содержание, принципы, типы.
- Билет № 32
- 1. Оценка достоверности результатов статистического исследования (относительные величины).
- 2. Нервно-психические заболевания как медико-социальная проблема. Организация психоневрологической помощи.
- 3. Предупредительный санитарный надзор.
- Билет № 33
- 1. Оценка достоверности результатов статистического исследования (средние величины).
- 2. Медико-санитарная часть, организация работы, цеховая участковость.
- 3. Санитарное просвещение: принципы, организация, методы и средства.
- Билет № 34
- 1. Здоровье населения. Обусловленность здоровья населения (индивидуального, группового, общественного).
- 2. Графические изображения в санитарной статистике (виды, способы построения).
- 3. Организация медицинской помощи сельскому населению. Структура медико-санитарной сети в районе.
- Билет № 35
- 1. Основные этапы развития здравоохранения в России.
- 2. Статистическая совокупность, и её структура.
- 3. Фельдшерско-акушерский пункт: организация, содержание работы.
- Билет № 36
- 1. Статистика и её роль в медицине и здравоохранении.
- 2. Сельский врачебный участок: структура, содержание работы.
- 3. Медицинское страхование: виды, принципы.
- Билет № 37
- 1. План статистического исследования.
- 2. Медицинское обслуживание детей в школах и дошкольных учреждениях.
- 3. Федеральный закон российской федерации «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Глава I. Общие положения
- Билет № 38
- 1. Разработка статистического материала.
- 2. Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям.
- 3. Управленческие решения, определение, виды, классификация.
- Билет № 39
- 1. Программа статистического исследования.
- 2. Структура современной государственной санитарно-эпидемиологической службы в российской федерации.
- 3. Всемирная организация здравоохранения (воз). Структура, деятельность.
- Билет № 40
- 1. Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина и предмет преподавания.
- 2. Характеристика разнообразия признака в статистической совокупности.
- 3. Экономические основы медицинского страхования. Бюджетно-страховая модель, источники финансирования.