3. Организация стационарной медицинской помощи детям. Показатели деятельности стационара детской больницы.
Приемное отделение детской больницы должно быть оснащено боксами. Наиболее удобными для работы являются индивидуальные боксы Мельцера - Соколова, которые включают в себя предбоксник, палату, санитарный узел, шлюз для персонала. В небольших больницах при отсутствии боксов для приема детей должно быть предусмотрено не менее 2-3 одноместных палат. Наличие боксов позволяет вести одновременно прием нескольких детей, а в случае поступления ребенка с неясным диагнозом – оставить его для наблюдения и необходимого обследования до уточнения диагноза на 1-2 суток.
Отделение приема и выписки больных осуществляет: медицинский осмотр, первичную диагностику и сортировку поступающих детей; изоляцию детей, имевших контакт с инфекционными больными; оказание первой неотложной помощи; санитарную обработку; учет движения больных; справочно-информационное обеспечение. Изолированный прием каждого ребенка легче всего проводить при наличии в приемном отделении боксов. Каждый бокс имеет 1 или 2 койки. Общее число боксов в приемном отделении соматической больницы планируют из расчета 5% от числа коек в стационаре.
Важным звеном в организации медицинской помощи новорожденным детям явилось создание сети педиатрических отделений для новорожденных и недоношенных детей в составе детских больниц. Палаты для детей в возрасте до года боксируются. Отделения для новорожденных и недоношенных детей полностью изолируют от всех других отделений и служб детской больницы. Больных детей размещают в боксах с учетом возраста в днях, характера заболевания и данных эпидемической обстановки родильных домов. В отделениях строго выполняется санитарно-противоэпидемический режим. Общее число коек в отделениях для больных новорожденных детей планируют из расчета 5 коек на 1000 родившихся живыми доношенных детей. В отделениях для недоношенных детей - из расчета 4 койки на 1000 родившихся живыми доношенными и недоношенными. Отделения могут иметь: приемно-смотровые помещения, отдельно от общего приемного отделения больницы, палаты- боксы; палату интенсивной терапии; процедурный кабинет; выписную комнату; ординаторскую комнату и комнату заведующего отделением; комнату старшей медсестры и для хранения медикаментов; помещения для сцеживания грудного молока; материнские комнаты, столовая, буфетная, комната отдыха. При наличии боксов - прием больных детей осуществляется непосредственно в боксы. В каждом боксе размещается по 1-2 койки. Каждый бокс имеет предбоксник. Внутренние стены бокса и предбоксника - стеклянные, окна оборудованы верхними фрамугами. В боксе имеется подводка горячей и холодной воды, раковины для обработки рук персонала и подмывания детей, детская ванна, бактерицидные облучатели и централизованная подводка кислорода. В боксе устанавливают: детские кроватки соответственно возрасту (0,9х0,46х0,75 метра) с индивидуальными прикроватными тумбочками, кувезы, медицинские весы, педальный бак с клеенчатым мешком для сбора использованного белья и педальное ведро. Заболевших новорожденных и недоношенных детей в отделения новорожденных доставляют специальной транспортной машиной, снабженной кувезами, кислородом, в сопровождении обученного медицинского персонала. Детей, находящихся в тяжелом состоянии, сопровождает врач-педиатр. При приеме новорожденного (недоношенного) ребенка дежурный врач отделения анализирует выписку из родильного дома или поликлиники, осматривает ребенка, определяет тяжесть состояния и характер заболевания, заполняет медицинские документы. При необходимости срочного оказания неотложной помощи больного сразу помещают в палату реанимации и интенсивной терапии. Кормление детей, включая грудное, проводят в боксе с соблюдением правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов. Уход за новорожденными и недоношенными детьми и лечебные назначения выполняет медсестра без привлечения младшего медицинского персонала. Матери в боксы допускаются в часы кормления детей; они участвуют также в организации прогулок детей, проведении массажа под контролем медицинского работника
Отделения для детей грудного возраста и для детей младшего возраста (дошкольного) должны в обязательном порядке предусматривать возможность для родителей находиться рядом с ребенком в течение всего времени лечения. Палаты в этих отделениях целесообразно иметь небольшие - не более 4 коек, что дает возможность заполнять их с учетом возраста и характера заболевания. Перегородки между палатами должны быть стеклянными для того, чтобы персонал отделения мог наблюдать за состоянием детей и их поведением. В отделении младшего детства должны быть игровые комнаты для детей. Там можно в свободное от процедур время почитать книгу или просто поиграть, рисовать, делать аппликации или самодельные игрушки. Отделение для детей младшего возраста должны располагать достаточным количеством книг, игрушек, настольных игр. В больнице устанавливаются должности педагогов-воспитателей для организации досуга детей. К тому же, если малыш идет на поправку, его обязательно выводят погулять на улицу (во дворе больницы должна быть своя детская площадка).
Палаты для детей старших возрастов (школьников) рассчитаны на 4-6 коек, они формируются с учетом пола, возраста и характера и тяжести заболевания. При заполнении палат соблюдают принцип одномоментного приема больных в палату с тем, чтобы вновь поступающих больных не помещали в палаты, в которых находятся выздоравливающие дети. В настоящее время нет никаких ограничений для родителей, которые хотят быть рядом с детьми, госпитализированными в отделение для детей старшего возраста. И если мама хочет быть вместе со своим семилетним сыном, ей никто не может это запретить. Ведь так всем будет лучше: и ребенку, он будет спокойнее переносить все тяготы болезни, и маме, она сможет сама принимать участие в уходе за ребенком, и медперсоналу - свободная пара рук никогда не помешает. Для того, чтобы ухаживать за ребенком в больнице, ухаживающий должен принести справку об эпидемическом окружении (о том, что в семье в данный момент нет инфекционных больных) от участкового терапевта, а во-вторых, ознакомиться с режимом больницы и соблюдать его. Если все эти условия соблюдены, в палату ставят дополнительную кровать для матери ребенка или другого ухаживающего. Если такой возможности нет, ведь в палатах отделения старшего детства по пять-шесть человек, мама спит вместе с ребенком. В отделении для детей старшего возраста предусмотрены учебные комнаты, где выздоравливающие дети учатся и под руководством педагогов-воспитателей выполняют школьные задания.
В детских больницах опасность внутрибольничных инфекций значительно выше, чем в больницах для взрослых. Для предотвращения заноса возбудителей инфекционных заболеваний в стационар игрушки и книги для детей принимают только новые, не бывшие в употреблении. При выявлении ребенка с острым инфекционным заболеванием в отделении устанавливается карантин на срок инкубационного периода для данного заболевания.
Во многих детских стационарах и специальных лечебных центрах осуществляется реабилитационно-восстановительное лечение. В отделения реабилитационно-восстановительного лечения дети получают полную комплексную, преимущественно немедикаментозную терапию, включающую массаж, плавание, лечебную гимнастику, сухую иммерсию, аромотерапию, физиотерапию, ГБО. Массаж, получаемый детьми, обязательно содержит, помимо общего дифференцированного комплекса, корригирующие приемы, точечные воздействия стимулирующего или расслабляющего вида. Плавание во влажном бассейне, занятия в бассейне сухого плавания, на терапевтических мячах, физиопроцедуры, сеансы гипербарической оксигенации нормализуют мышечный тонус, приведут в гармонию деятельность внутренних органов, улучшат кинестетическую ориентацию. Аромо-фитотерапия, сухая иммерсия, физиопроцедуры комплексно воздействуют на состояние "сон-бодрствование", восстановление правильной нейрорефлекторной проводимости. В отделении создается соответствующий лечебно-охранительный режим.
В стационаре завершается первый этап реабилитации и восстановительного лечения - клинический. Далее следуют второй этап - санаторный и третий этап - адаптационный, который проводится в санаториях и амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Показатели:
среднее число детей на участке
число детей в возрасте до года
общая заболеваемость по данным обращаемости
заболеваемость по классам болезней, возрасту, полу
ВР. УТ по уходу
ВР. УТ по дням
охват беременных дородовым патронажем
охват новорожденных первичным патронажем
регулярность наблюдения за детьми 1 го года жизни
охват детей прививками и др.
б) Детская больница - ЛПУ (объединенные, необъединенные, многопрофильные и специализированные), которые оказывают стационарную, специализированную, высококвалифицированную МП детям.
Отделения: недоношенных, новорожденных, грудного возраста, младшего возраста, старшего возраста, дневные стационары.
в) ДУ – дошкольные, школьные, специализированные детские учреждения.
Леч.проф. помощь в них организует поликлиника, в составе которой организовано школьно-дошкольное отделение.
Функции МП: осмотр вновь поступивших, плановые профосмотры, наблюдение за диспансерной группой, учет отсутствующих по болезни, утренний прием детей, организация и контроль за качеством питания, обеспечение медикаментами и мед. оборудованием, сан. просвет. работа среди родителей и воспитателей, ведение мед. документации, организация мед. осмотров персонала, определять мед.группу для занятия физкультурой, оказание первичной мед. помощи в случае заболевания ребенка.
- Билет 1
- 1) Младенческая сметрность:
- 2). Социальное страхование, определение, виды, содержание:
- 3). Алгоритмы классического цикла управления и основные направления развития
- Билет 2
- 1). Свойства и способы расчета средних арифметических величин.
- 2). Учет и отчетность в больничных учреждениях. Анализ отчета городской больницы (стационара).
- 3). Правовые основы медицинского страхования.
- Билет 3
- 1). Инфекционная (эпидемическая) заболеваемость, методика изучения. Неэпидемическая
- 2). Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования. Права и
- Билет 4
- 1. Программа разработки материала.
- 2. Текущий Санита́рный надзо́р
- 3. Организационные основы медицинского страхования. Территориальный фонд
- Билет 5
- 1. Вариационный ряд (определение, структура). Средние величины, их виды.
- 2. Организация санаторно-курортной помощи.
- 3. Субъекты обязательного медицинского страхования, взаимоотношения между ними.
- Билет 6
- 2. Смертность: определение, уровни, структура, причины, пути снижения.
- 3.Формы собственности в здравоохранении.
- Билет 7
- 3. Экспертиза временной нетрудоспособности: виды, порядок выдачи листков
- Билет 8
- 2. Пьянство и алкоголизм как медико-социальная проблема.
- 3. Качество и его компоненты.
- Билет 9
- 1. Показатели естественного движения населения.
- 2. Туберкулёз как медико-социальная проблема. Организация медико-социальной помощи больным туберкулёзом.
- 3. Роль информации в управлении городской больницей.
- Билет10
- 1. Физическое развитие и его значение для практики здравоохранения.
- 2. Относительные величины (экстенсивные показатели и показатели соотношения),
- 3. Организация стационарной медицинской помощи детям. Показатели деятельности стационара детской больницы.
- Билет11
- 2. Организация внебольничной акушерско-гинекологической помощи. Показатели работы
- 3. Рыночная экономика. Рыночные отношения в здравоохранении.
- Билет № 12
- 2. Номенклатура учреждений здравоохранения.
- 3. Травматизм как медико-социальная проблема. Организация борьбы с травматизмом в
- Билет № 13
- 1. Измерение связи между явлениями и признаками. Корреляция, метод рангов.
- 2. Врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения, организация, состав и функции.
- 3. Экспертные оценки качества медицинской помощи.
- Билет 14
- 1. Виды статистических наблюдений по полноте охвата и времени исследования.
- Формы, виды и способы наблюдения
- 3. Показатели деятельности городской поликлиники.
- Билет16
- 1. Относительные величины (интенсивные показатели, показатели наглядности), графические изображения.
- 3. Стандарты качества в здравоохранении.
- Билет17
- 1. Подготовка медицинских кадров. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения здравоохранения.
- 2. Экспертиза стойкой нетрудоспособности. Бюро медико-социальной экспертизы, состав и задачи.
- Билет18
- 1. Демография. Статика населения: важнейшие показатели. Переписи населения.
- 2. Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема.
- 3. Основные элементы маркетинга и маркетинговых исследований.
- Билет № 19
- 1. Заболеваемость населения. Номенклатура и классификация болезней.
- 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами и в связи с необходимостью ухода за заболевшим членом семьи.
- 3. Эффективность в системе здравоохранения. Понятие о медицинской, социальной и экономической эффективности.
- Билет № 20
- Раздел I
- Раздел II Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны здоровья
- Билет № 21
- 1. Теоретические и медико-социальные аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии.
- 2. Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи. Показатели деятельности стационара родильного дома.
- 3. Маркетинг медицинских услуг, принципы, виды.
- Билет № 22
- 2. Сердечно-сосудистые заболевания как медико-социальная проблема. Организация кардиологической службы.
- 3. Экономика здравоохранения, понятие, цели и задачи.
- Билет № 23
- 1. Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с болезнью и в связи с санаторно-курортным лечением.
- 2. Восстановительное лечение (реабилитация), виды и задачи.
- 3. Структурный, процессуальный и результативный подход к контролю качества.
- Билет № 24
- 1. Охрана материнства и детства в российской федерации.
- 2.Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем и в связи с карантином.
- 3. Организация службы маркетинга: планирование, контроль.
- 1. Определение проблемы и постановка цели
- 2. Проведение предварительного исследования и формулирование гипотез
- 3. Разработка плана исследования
- 4. Сбор данных: вторичная и первичная информация
- 5. Анализ, интерпретация данных и презентация результатов исследования
- Билет № 25
- 1. Движение населения. Роль врачей в регистрации и анализе естественного движения населения.
- 2. Учет и отчетность в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Анализ отчета городской поликлиники.
- 3. Характеристика спроса медицинских услуг и их конкурентоспособности. Жизненный цикл товара (услуги).
- Билет № 26
- 1. Динамические ряды и их анализ.
- 2. Применение диспансерного метода в работе лечебно-профилактических учреждений.
- 3. Планирование здравоохранения: принципы, виды планов, порядок составления, показатели плана, методы планирования.
- Билет № 27
- 1. Закон российской федерации «о медицинском страховании граждан в российской федерации».
- 2. Работа участкового терапевта в поликлинике. Медицинская помощь на дому.
- 3. Категория стоимости и ценообразования в здравоохранении.
- Билет № 28
- 1. Основные принципы здравоохранения российской федерации. Профилактическое направление здравоохранения.
- 2. Городская больница: структура, организация, основные задачи.
- 3. Основы финансирования учреждений здравоохранения. Смета бюджетного учреждения.
- Билет № 29
- 1. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности, методика изучения.
- 2. Поликлиника: структура, содержание работы, показатели деятельности.
- 3. Рынок общественного здоровья: составляющие элементы.
- Билет № 30
- 1. Общая заболеваемость, методика изучения.
- 2. Организация скорой и неотложной медицинской помощи.
- 3. Экономические методы управления: принципы, методы, функции.
- Билет № 31
- 1. Методы и источники изучения заболеваемости.
- 2. Диспансеры: виды, принципы работы.
- 3. Менеджмент в здравоохранении, определение, содержание, принципы, типы.
- Билет № 32
- 1. Оценка достоверности результатов статистического исследования (относительные величины).
- 2. Нервно-психические заболевания как медико-социальная проблема. Организация психоневрологической помощи.
- 3. Предупредительный санитарный надзор.
- Билет № 33
- 1. Оценка достоверности результатов статистического исследования (средние величины).
- 2. Медико-санитарная часть, организация работы, цеховая участковость.
- 3. Санитарное просвещение: принципы, организация, методы и средства.
- Билет № 34
- 1. Здоровье населения. Обусловленность здоровья населения (индивидуального, группового, общественного).
- 2. Графические изображения в санитарной статистике (виды, способы построения).
- 3. Организация медицинской помощи сельскому населению. Структура медико-санитарной сети в районе.
- Билет № 35
- 1. Основные этапы развития здравоохранения в России.
- 2. Статистическая совокупность, и её структура.
- 3. Фельдшерско-акушерский пункт: организация, содержание работы.
- Билет № 36
- 1. Статистика и её роль в медицине и здравоохранении.
- 2. Сельский врачебный участок: структура, содержание работы.
- 3. Медицинское страхование: виды, принципы.
- Билет № 37
- 1. План статистического исследования.
- 2. Медицинское обслуживание детей в школах и дошкольных учреждениях.
- 3. Федеральный закон российской федерации «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Глава I. Общие положения
- Билет № 38
- 1. Разработка статистического материала.
- 2. Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям.
- 3. Управленческие решения, определение, виды, классификация.
- Билет № 39
- 1. Программа статистического исследования.
- 2. Структура современной государственной санитарно-эпидемиологической службы в российской федерации.
- 3. Всемирная организация здравоохранения (воз). Структура, деятельность.
- Билет № 40
- 1. Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина и предмет преподавания.
- 2. Характеристика разнообразия признака в статистической совокупности.
- 3. Экономические основы медицинского страхования. Бюджетно-страховая модель, источники финансирования.