logo search
Философия_1 / Антология мировой философии

Слово о полку игореве

«Слово» — драгоценный памятник древнерусской письмен­ности XII в, обладающий не только высокими художествен­ными достоинствами, но и глубоким, богатым и разнообразным идейным содержанием.

«Слово» дает нам достоверные данные о миросозерцании людей того времени, об особенностях их мышления, которое уже в этот период содержало не только фантастику и.суеверия языческого и христианского толка, но и рационалистические элементы, имеющие своим истоком народное миросозерцание. «Слово» — яркое свидетельство успехов эстетического освоения действительности на Руси XII в.

Автор «Слова» полон глубоких раздумий. Его рассуждения и размышления посвящены вопросу о судьбах русского народа и русской земли.

703

Основная идея «Слова» — это страстный «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно мон­гольских полчищ» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 29, стр. 16). Публикуемые ниже отрывки печатаются по изданию 1945 г. (перевод А. Югова).

А мои ведь куряне — тебе ведомы воины! — под трубами повиты, под шлемами возлелеяны, с конца копья вскормлены! Пути им ведомы, яруги им знаемы, луки напряжены, колчаны отворены, сабли изострены! Сами ж мчатся, как серые волки в поле, — себе добыть чести, а князю — славы! (стр. 55). Канул век Бояна, минули времена Ярослава, отгремели войны Олега, Олега Святославича!

Тот ли Олег

мечом крамолу ковал и стрелы по [Русской] Земле сеял. Ступает в злат стремень в городе Тмуторокани, а звон слышал и давний великий Ярославич —

Всеволод, Владимир же

всякое утро

уши закладал в Чернигове! [Тогда] же

[и] Бориса Вячеславича, поднявшегося за Олега, похвальба на бой привела и на зелен саван [той ли речки] Канины уложила юного и храброго князя...

704

Не от той ли Каялы Святополк полелеял [убита тестя] — отца своего, меж мадьярскими иноходцами — ко святой Софии, к Киеву!

Тогда,

при Олеге Гориславиче, разоряла, раздирала усобица, погубляла добро земледельца. В княжих крамолах век человечий скоротился.

Тогда

по Русской Земле редко пахарь покликивал, но часто вороны граяли, трупы меж собою деля, да галки свою речь говорили, сбираясь полететь на добычу (стр. 65—67). Половцам

заградите ворота своими острыми стрелами — за Землю Русскую, за раны Игоревы, бурного Святославича! (стр. 85).

СЛОВО ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА

«Слово» (или «Моление»)—выдающийся литературный памятник первой половины XIII в., содержащий ряд идей общественно-политического значения. Создавая образ идеаль­ного князя, мудрого и справедливого правителя, способного установить социальную справедливость, автор подвергает рез­кой критике феодальную знать — боярство, монашество и др.

Характерная особенность «Слова» — стремление найти но­вый подход к оценке человека. Автор выдвигает рационали­стическую и гуманистическую идею о праве человека на ува­жение в зависимости от ума и других личных качеств.

«Слово» начинается с риторического прославления ума. Отрывки из «Слова» взяты из упомянутой выше «Хрестоматии».

[ПОХВАЛА УМУ]

Вострубим, братья, будто в златокованую трубу, в разум ума своего и начнем бить в серебряные ор­ганы, чтобы все знали о мудрости [нашей], и ударим

705

в бубны ума своего, играя на боговдохновенных сви­релях, и пусть восплачутся в нас душеполезные по­мыслы...

Князь мой, господин мой! Богатого человека по­всюду знают, и в чужом городе [он имеет друзей], а бедный человек и в своем городе неизвестным, неза­меченным ходит. Заговорит богатый, все замолчат и слова его превознесут до облаков; а бедняк заговорит, все на него прикрикнут. Ибо чьи одежды светлы, тех и речи уважаемы. Князь мой, господин мой! Не смо­три на внешний мой облик, но узнай мои внутренние [качества]. Ибо я одеждой беден, но разумом богат; юн возрастом, но стар смыслом. И парил бы мыслью своею, как орел по воздуху...

Князь мой, господин мой! Не лишай [своего] хлеба нищего мудреца, не возноси до облаков богатого глуп­ца. Ибо нищий, но мудрый — как золото в грязном со­суде; а лишенный ума богач — как подушка в наво­лочке из дорогой ткани, но соломой набитая...

Князь мой, господин мой! Если я на войне и не слишком храбр, зато в словах громок, тем и соберу храбрых и объединю понимающих. Лучше один ум­ный, чем десять владеющих городами властелинов без ума...

Князь мой, господин мой! Рос я не в Афинах и у философов не учился, но припадал, как пчела, к раз­ным цветам, и брал оттуда сладость словесную, и чер­пал мудрость, как в мех воду морскую....

Князь мой, господин мой! Ржавчина ест железо, а печаль — ум человека... Каждый человек хитрит и мудрствует над чужой бедой, а о своей поразмыслить не умеет.

Если я и не мудр, то в премудрых одежду обла­чился, а разумных сапоги носил (стр. 100—104).