logo search
Бисярина - Детские болезни с уходом за детьми и

Периоды детского возраста и их характеристика

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые происходят непрерывно в определенной за­кономерной последовательности. С момента рождения ребенок проходит через определенные возрастные периоды.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны опреде­ленные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства и со­противляемость организма. Этим объясняется и своеобразие патологии и течения тех или иных заболеваний у детей различ­ных возрастных групп.

Однако не следует думать, что возрастные особенности ре­бенка сами собой обусловливают развитие у него болезни. Если условия окружающей среды, температурный режим, питание, уход, пребывание на свежем воздухе и др. соответствуют тре­бованиям, предъявляемым организмом новорожденного или грудного ребенка, то этим создаются предпосылки для пра­вильного его роста, развития и предохранения от заболеваний. И, наоборот, неблагоприятные условия среды отрицательно сказываются на здоровье ребенка. Даже небольшие погреш­ности в уходе, питании, температурном режиме могут неблаго­приятно повлиять на здоровье ребенка, в особенности новорож­денного и грудного.

Наиболее приемлемой для практических целей является схема Н. П. Гундобина, согласно которой весь детский возраст подразделяется на следующие периоды.

I. Период внутриутробного развития: 1—фаза эмбриональ­ного развития (эмбрион), 2—фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности.

III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст).

IV. Период молочных зубов: 1 — преддошкольный возраст (старший ясельный возраст), 2—дошкольный возраст (период посещения детского сада).

V. Период отрочества (младший школьный возраст).

VI. Период полового созревания (старший школьный воз­раст).

В скобках отмечены изменения, которые внесены советски­ми педиатрами.

12

Это деление является условным, и провести четкие грани между указанными периодами довольно трудно. Однако им удобно пользоваться при изучении физиологических и патоло­гических состояний ребенка, а также для практических лечеб­но-профилактических целей.

Период внутриутробного развития длится с момента имплантации оплодотворенного яйца до момента ро­дов. Первые 3 мес беременности являются критическим перио­дом в развитии плода, так как именно в это время происходит закладка органов и тканей и формирование плаценты. Изуче­ние особенностей ребенка и его охрана должны начинаться именно с этого периода. От правильного течения беременности в значительной мере зависит большая или меньшая полноцен­ность ребенка, так как определенные хронические и острые ин­фекции, интоксикации, профессиональные вредности, испыты­ваемые матерью, могут отражаться на состоянии плода. Отсю­да ясно вытекает необходимость тщательного изучения состоя­ния здоровья родителей, течение беременности и создания для беременных наилучших условий. Наиболее характерной особен­ностью внутриутробного развития является быстрый рост плода и питание его за счет материнского организма.

Период новорожденности продолжается 3—4 нед после рождения. В конце 1-го или в начале 2-го месяца ребе­нок вступает постепенно в третий — грудной — период. В пе­риод новорожденности ребенок приспосабливается к новым для него условиям внеутробной жизни. Для этого периода наиболее характерна незрелость всех систем и органов, особенно цент­ральной нервной системы, что выражается в своеобразном от­ношении к окружающей среде, в автоматических некоордини­рованных движениях, в своеобразии реактивности организма. Учитывая это, становится понятной и недостаточная приспо­собленность его к внешним условиям. К особенностям периода новорожденности можно отнести ряд функциональных сдвигов, стоящих на грани с патологией, которые будут описаны ниже.

Все это обусловливает особую ранимость ребенка в данный период жизни, что требует наиболее тщательного ухода, соот­ветствующих гигиенических условий, правильности грудного вскармливания.

В период новорожденности у ребенка выявляются врожден­ные пороки развития отдельных систем и органов, последствия родового акта (например, расстройства кровообращения мозга) и внутриутробной асфиксии, кровоизлияния в мозг, парезы и параличи, гемолитическая болезнь новорожденных, токсоплаз-моз, некоторые вирусные заболевания (например, краснуха, грипп и др.).

Для периода новорожденности характерны кокковые инфек­ции, против которых новорожденный беззащитен, а возмож­ность внесения инфекции легка — через пуповину, пупочную

13

ранку, легко ранимую кожу. Вследствие этого сравнительно часто наблюдаются пиодермии, воспаление пупка, сепсис (за­ражение может произойти внутриутробно, во время родов и после родов). Своеобразно и тяжело протекает у новорожден­ных воспаление легких.

Грудной возраст исчисляется от периода новорож­денное™ до 12 мес. Для детей этого возраста особенно харак­терны быстрые темпы увеличения роста, массы, интенсивный обмен веществ. Так, к концу 1-го года жизни масса тела ре­бенка утраивается по сравнению с первоначальной и рост уве­личивается на 25 см. В этот период совершенствуется цент­ральная нервная система, появляются двигательные навыки в виде координированной реакции рук, сидения, ползания, стоя­ния, а у некоторых детей даже хождения, появляются также зачатки речи.

Характерна для этого периода относительно большая по­требность в пище. Учитывая незаконченное развитие пищева­рительных органов и несколько ограниченную функцию их, осо­бое внимание должно быть уделено грудному вскармливанию.

В этом возрасте у детей нередко могут наблюдаться забо­левания желудочно-кишечного тракта (диспепсия, дизентерия, колиэнтериты), рахит, спазмофилия, различные диатезы, хро­нические расстройства питания и пищеварения, заболевания органов дыхания, особенно пневмонии, респираторные заболе­вания. Острые детские инфекционные болезни (корь, коклюш и др.) сравнительно редко наблюдаются у детей грудного воз­раста. Однако при заражении инфекционными болезнями дети грудного возраста переносят их тяжело, отличительной особен­ностью течения этих болезней является преобладание общих признаков и малая выраженность местных симптомов.

Из хронических инфекций в этом возрасте возможно прояв­ление врожденного сифилиса и туберкулеза, хотя и то, и дру­гое заболевание в настоящее время встречается относительно редко. У детей грудного возраста первичное инфицирование туберкулезом может перейти в заболевание туберкулезом.

Следующий период детства—период молочных зу­бов — охватывает возраст от 1 года до 6—7 лет. В этом пе­риоде выделяют два подпериода: преддошкольный (старший ясельный) — от 1 года до 3 лет и дошкольный — от 4 до 7 лет.

Преддошкольный возраст у детей характеризуется совершенствованием пищеварительной системы, двигательных навыков, речи и психики. В этом возрасте ребенок очень под­вижен, любознателен, он, находясь среди взрослых и детей, активно знакомится с окружающей средой. Основной формой развития является игра. Особенно важны для этого возраста устранение гигиенических недочетов в воспитании и правиль­ный режим в связи с повышенной чувствительностью ребенка к неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Дети преддошкольного возраста наиболее восприимчивы к таким инфекционным заболеваниям, как корь, коклюш, вет­ряная оспа, дизентерия, вирусный гепатит, грипп, острые рес­пираторные заболевания, скарлатина, дифтерия и др.

В этом возрасте еще довольно часты заболевания желу­дочно-кишечного тракта. Туберкулез у детей этого возраста проявляется в виде туберкулезной интоксикации, которая толь­ко при неблагоприятных бытовых условиях, плохом питании, ослаблении организма в связи с каким-либо заболеванием мо­жет перейти в локальную форму.

В дошкольном возрасте организм ребенка укрепля­ется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается разви­тие скелета, ребенок переходит на режим питания взрослого. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зу­бов. Ребенок все теснее соприкасается с бытом взрослых, ко­торые оказывают на него большое влияние. В этом возрасте легко возникают травмы, так как дети очень любознательны, но у них отсутствует опыт, а надзор со стороны взрослых не­редко недостаточен. Правильная организация среды в детском коллективе, введение в процесс игры элементов коллективно­сти и трудового воспитания являются наилучшей профилакти­кой возможных дефектов воспитания.

По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу.

Процесс роста в этом периоде замедляется по сравнению с предыдущим возрастом. Постепенно совершенствуются все функциональные возможности детского организма, но все же он продолжает отличаться повышенной ранимостью.

Склонность к диффузным реакциям при заболеваниях от­дельных органов уменьшается. Частота острых детских инфек­ций остается высокой вследствие частого контакта с окружаю­щими. Однако детские инфекции в этом возрасте протекают легче и дают меньше тяжелых осложнений. Частота инфици-рования туберкулезом возрастает. В этом периоде детства мо­гут проявляться различные формы эндокринных расстройств,

У детей младшего школьного возраста (7— 11 лет) многие системы и органы продолжают совершенство­ваться и достигают полного функционального развития. Закан­чивается развитие костного скелета, усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Этот период характеризуется также бурным развитием мышления, письма и тонких коорди­нированных движений. Молочные зубы сменяются постоянны­ми. Ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит в условия школьной жизни, овладевает необходи­мыми трудовыми навыками. Взаимоотношения с внешним ми­ром становятся все более сложными и разнообразными.

В патологии младшего школьного возраста еще большое значение имеют острые инфекции, но они уже наблюдаются реже и течение их значительно легче. У детей этого возраста довольно часто наблюдается ревматизм. Туберкулез может протекать в виде ранней или хронической интоксикации.

Старший школьный возраст (12—18 лет) харак­теризуется значительной перестройкой эндокринного аппарата, усилением функции половых желез, щитовидной железы, гипо­физа, вследствие чего может нарушаться функциональное рав­новесие именно этих желез у детей и подростков с проявле­нием эндокринопатии. Время наступления периода полового созревания значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка.

В этом возрасте ускоряется рост и начинает выявляться интеллектуальный облик ребенка.

Многие заболевания в этом периоде по характеру своего течения приближаются к таковым у взрослых. Туберкулез мо­жет давать вспышки и обострения. Выявляются лобарные или сегментарные формы пневмонии. У детей в период полового созревания отмечаются функциональные расстройства сердеч­но-сосудистой системы, неровности в поведении, угловатость, различного рода неврозы.

Созданием наиболее благоприятных условий развития с од­новременным укреплением организма занятиями спортом в ра­зумных пределах можно полностью предупредить возникнове­ние патологических состояний и обеспечить гармоничное раз­витие подростков.

Дети до 15 лет обслуживаются детскими поликлиниками, а старше 15 лет—подростковыми кабинетами поликлиник для взрослых. В то же время медицинская сестра и врач школы обслуживают детей и подростков от 7 до 17—18 лет.

Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды являются основанием к организации дифференциро­ванного режима дня, питания, проведения воспитательных ме­роприятий и т. д.

Возрастные особенности организма ребенка обусловливают и возрастную реакцию организма на заболевания. Так, один и тот же микробный возбудитель вызывает неодинаковые фор­мы заболевания, различное течение болезни и нередко различ­ный исход у детей в разные возрастные периоды и при различ­ных условиях окружающей среды.