logo search
Хрипкова

§7. Режим дня в пионерском лагере

    В общей системе оздоровительных мероприятий пребывание детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях (дачи, пионерские лагеря и т. д.) имеет существенное значение. В тече­ние всего дня дети могут находиться на открытом воздухе и под­вергаться благотворному воздействию рассеянной и прямой уль­трафиолетовой радиации. Создаются большие возможности для проведения закаливающих процедур (обливание, купание в реке), обогащения питания свежими овощами и ягодами.     Для школьников, нуждающихся в полноценном организован­ном отдыхе после напряженного года учебных занятий, предна­значаются пионерские лагеря — массовые оздоровительные учреж­дения. В них ежегодно проводят каникулы миллионы учащихся. Дети с отклонениями в состоянии здоровья направляются в сана­торные пионерские лагеря и санатории.     Для учащихся профессионально-технических училищ и стар­ших школьников создаются оздоровительные спортивные лагеря. Летние оздоровительные учреждения открывают после приемки их районной (городской) лагерной комиссией, в состав которой входит врач санитарно-эпидемиологической станции. Последний и осуществляет в дальнейшем контроль за санитарным состоянием и режимом работы этих учреждений.     В пионерских лагерях и лагерях труда и отдыха с учетом возрастных особенностей детей и подростков режим дня преду­сматривает достаточный дневной и ночной сон, регулярное пита­ние, рациональную организацию общественно-трудовой деятельно­сти, использование естественных факторов. Вместе с тем в построении режима дня находит отражение и принцип индивидуаль­ного учета состояния здоровья детей и подростков. Особое вни­мание обращают на общественно полезную и трудовую деятель­ность детей и подростков, на проведение которой в режиме дня отводят от 2 до 4 ч (с 9 до 11 ч и с 16 до 18 ч в средней полосе СССР).     Из многообразных видов общественно полезной и трудной деятельности детей и подростков наиболее распространенными и целесообразными в летних оздоровительных учреждениях следует считать сельскохозяйственные работы и работы по самообслу­живанию.     Дети в возрасте 12—13 лет и старше могут привлекаться к влажной уборке полов, ремонту оборудования, оформлению тер­ритории лагеря и помещений. Дети старшего возраста под руко­водством педагогов и пионервожатых занимаются благоустройст­вом земельного участка лагеря: устраивают площадки для кост­ра, подвижных и спортивных игр, беседки для проведения круж­ковой работы, расчищают и оформляют дорожки, разбивают клумбы.     В порядке выполнения общественно полезной работы все де­ти участвуют в сборе ягод, лекарственных трав на близлежащих полянах и в лесу, а старшие (11—14 лет) выполняют садово-огородные и полевые работы.     В режиме дня предусматривают физические упражнения и по­движные игры, работу кружков, прием солнечных ванн и ку­пание.     Детям и подросткам выделяется не менее 2 ч в день свобод­ного времени, когда они могут заниматься тем, что им интересно (читать, писать письма, вести записи в дневнике, производить мел­кую починку платья и обуви, вышивать, вязать, рисовать и т. д.). С целью развития детского творчества в лагерях организуют раз­личные кружки: авиамодельный, судомодельный, радиотехниче­ский, художественный и др. Для октябрят и младших пионеров предусматривается кружок «Умелые руки».     Занятия каждого кружка проводят 2 раза в неделю не более чем по 2 ч, а спортивных секций — не более 3 раз в неделю.     Один-два  раза  за  период  пребывания  подростков  в   пионерских лагерях или лагерях отдыха организуют туристские походы, проводят пионерские костры. Площадку для костра выбирают по­дальше от жилых помещений. На ней на расстоянии 2,5—3 м от деревьев намечают место для сжигания хвороста, снимают дерн и делают небольшое углубление. Площадку окапывают рови­ком. Костры проводят в безветренную погоду или при небольшом ветре. В безветренную погоду детей рассаживают вокруг костра, а при небольшом ветре — полукругом лишь с наветренной сто­роны.     В оздоровительно-спортивных лагерях учебно-спортивная ра­бота является продолжением учебно-воспитательного процесса в ДЮСШ. В режиме дня предусмотрены два тренировочных заня­тия. Перед первым тренировочным занятием дети и подростки пьют только чай, а завтракают после тренировки. Вечернее тре­нировочное занятие проводят через 2,5 ч после обеда.