logo search
Бисярина - Детские болезни с уходом за детьми и

Значение свежего воздуха, закаливания, гимнастики для правильного функционирования органов дыхания, кровообращения и кроветворения

Правильное развитие органов дыхания, кровообращения, кроветворения зависит от соблюдения правильного режима и образа жизни ребенка. При недостаточном пользовании свежим воздухом и солнечным светом, когда ребенок большую часть времени проводит в душном помещении, создаются условия, ме­шающие правильному развитию ребенка. Все это может слу­жить причиной различных заболеваний.

Важно приучить детей к прогулкам в любое время года. Ребенка, родившегося зимой, следует выносить на прогулку на 3—4-й недели жизни при температуре воздуха не ниже —5°С. В условиях холодной зимы ребенка надо постепенно при-

4 В. П. Бисярина

97

учать к холодному воздуху, устраивая прогулки в комнате при открытой форточке. Детей, родившихся летом, следует с 1-х дней жизни выносить на прогулку или оставлять спать в ком­нате при открытом окне. Детей первых 2—3 мес зимой надо выносить на улицу при температуре —10 °С. Прогулка детей этого возраста в более теплые дни должна продолжаться 45— 60 мин; в наиболее холодные дни гулять надо 2 раза в день, но продолжительность каждой прогулки надо сокращать до 20—30 мин. С детьми в возрасте 3—6 мес можно гулять при температуре воздуха до —12—15°С, если нет сильного ветра. Общая продолжительность пребывания на воздухе зимой долж­на составлять в течение двух прогулок от 1 до 2—3 ч. Лицо ребенка должно быть открыто. В теплое время года дети даже раннего возраста должны проводить на воздухе большую часть дня (одежда в зависимости от погоды), по возможности с от­крытыми руками и ногами.

Для прогулок следует выбирать тихие, озелененные места, по возможности безлюдные. В этом случае ребенок будет пре­дохранен от инфекций в самом раннем возрасте.

Во время прогулки легко организовать игры с детьми. Они постоянно находятся в движении, получают много разнообраз­ных и интересных впечатлений. Следовательно, прогулка имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение.

Комнату, в которой живет ребенок, необходимо системати­чески проветривать.

Особое значение в развитии здорового ребенка имеет зака­ливание его организма, правильное использование солнца, воз­духа и воды.

Уже самых маленьких детей — с 2—3 мес жизни — нужно приучать к воздушным ваннам, оставляя их обнаженными не­сколько раз в день. Во время воздушной ванны необходимо менять положение ребенка: класть его то на спину, то на жи­вот. Эти ванны можно проводить в комнате при температуре воздуха не ниже 21—22 °С, затем можно постепенно снижать ее предварительным проветриванием до 18—20 °С, а для детей старше 1 года даже до 15—16 °С.

Летом воздушные ванны проводят на открытом воздухе, в так называемой кружевной тени деревьев, где используется рассеянный солнечный свет, богатый ультрафиолетовыми луча­ми. Эти ванны надо начинать при температуре воздуха в тени не ниже 22 °С, затем их можно проводить при более низкой температуре, но не ниже 17 °С в тени. Необходимо защищать ребенка от ветра. Продолжительность воздушной ванны увели­чивают постепенно и в течение первого полугодия жизни дово­дят с 1—2 до 10—15 мин, а после 6 мес—до 20—30 мин.

Во время воздушной ванны ребенка следует поворачивать, стимулировать его активные движения. Делать воздушную ван­ну надо не ранее чем через 1—2 ч после еды, для старших де-

98

тей — после дневного сна. После воздушной ванны необходимо одеть ребенка и дать ему спокойно полежать. Дети в возрасте 2'/2—3 лет могут длительное время летом быть на открытом воздухе в тени в трусиках и сандалиях.

Солнечные ванны детям можно проводить с большой осто­рожностью только после 1 года. Продолжительность солнечной ванны вначале не более 2—3 мин, постепенно ее доводят до 10—20 мин при температуре воздуха 20—21°С. Половину вре­мени ребенок лежит на животе, половину — на спине. Голова его должна быть защищена от прямых солнечных лучей. Во время солнечной ванны нельзя оставлять ребенка одного. Пос­ле нее хорошо сделать обливание. Лучшее время для солнечных ванн (средняя полоса) 10—12 ч.

Закаливанию организма способствуют водные процедуры:

обтирание, обливание, душ, ванна.

При проведении водных процедур следует всегда начинать с более легких (обтирания) и переходить к более сильнодейст­вующим (ванна). Необходимо соблюдать постепенный переход от теплых процедур к более прохладным.

Обтирание можно проводить с 2—3-месячного возраста. Пер­вые 2 нед проводят сухое обтирание. Для этого куском чистой фланели растирают по частям тело ребенка до появления лег­кой красноты. Дети очень любят сухие обтирания. Затем пере­ходят к влажным обтираниям, которые делают смоченной в во­де мягкой фланелью или мохнатой рукавичкой (из махровой ткани). Для обтирания употребляют воду, прибавляя к ней соль (1—2 чайные ложки на стакан воды) или водку (1—2 чайные ложки на стакан воды).

В холодное время года (для детей до 1 года) температура воды вначале должна быть 35—36 °С, летом — 33—35 °С. По­степенно (через каждые 5—7 дней) температуру воды снижают до 30—32 °С. Детям от 1 года до 3 лет температуру воды сле­дует снижать до 26—28 °С.

Продолжительность влажных обтираний не должна пре­вышать 5 мин. Порядок влажных обтираний такой: вначале обтирают руки, затем — ноги, грудь, живот и в последнюю оче­редь — заднюю поверхность тела. После влажного обтирания каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения кожи и ребенка укладывают в постель на 10—15 мин.

Детям старше 2 лет на ночь полезно обливать ноги про­хладной водой, начиная с 28 °С и доводя ее до 18 °С и даже до 1й°С (снижать температуру на 1 °С каждые 3—4 дня). Можно оставлять ребенка пошлепать ногами в тазу с прохладной во­дой.

В первые месяцы жизни после обычной ванны ребенка об­ливают водой, температура которой на 1—2°С ниже темпера­туры воды в ванне. С возрастом температура воды для обли­вания может быть снижена еще на 2—3°С.

4* 99

Хорошо закаливают организм детей специальные обливания и душ, которые следует проводить детям старше 1 года.

Душ детям рекомендуется назначать летом. Температура воды вначале должна быть 35 °С, постепенно, на протяжении нескольких недель, температуру воды снижают до 28 °С, а для детей в возрасте 2—3 лет—до 26 °С.

Зимой душ можно проводить в теплой комнате при темпе­ратуре не ниже 20 °С, после чего ребенка надо насухо выте­реть. Душ или обливание лучше делать утром перед едой или днем после сна ребенка; продолжительность процедуры 1—2 мин.

Купать ребенка первых 2 лет в реке не следует. При пер­вых купаниях температура воздуха 27—26°С, длительность ку­пания 3—5 мин, затем 8—10 мин. Предварительно ребенок согревается легкими движениями или в процессе игр. В воде ребенок должен двигаться. После купания его насухо вытира­ют и отводят в тень. Солнечные ванны после купания недопу­стимы. Морские купания разрешаются не ранее 3-летнего воз­раста.

Для нормального развития детей/особенно в раннем воз­расте, большое значение имеют массаж и гимнастика.

Занятия гимнастикой оказывают выраженное влияние на функцию внутренних органов и обменные процессы. Физиче­ские упражнения назначают каждому здоровому ребенку, на­чиная с 1V2—2 мес. Для детей грудного возраста упражнения должны быть очень простыми и легко выполнимыми. Проти­вопоказаний к назначению гимнастических упражнений и мас­сажа здоровому ребенку, соответствующих его возрасту, не существует.

Обычно гимнастику проводят 1 раз в день, при отставании ребенка в физическом и нервно-психическом развитии — 2 раза.

Массаж и гимнастические упражнения следует проводить осторожно, мягко, без усилия и в медленном темпе, так как у грудного ребенка кожа, сосуды и опорно-двигательный аппарат очень нежны. При этом применять тальк или вазелин не сле­дует, так как они закрывают поры кожи ребенка.

Гимнастика и массаж не заменяют двигательную активность ребенка.

С учетом физиологических особенностей центральной нерв­ной системы, состояния мускулатуры, особенностей костного скелета, связочного аппарата детям в соответствии с возрастом назначают различные комплексы физических упражнений и массаж.

Верно подобранные физические упражнения способствуют формированию правильной осанки, что не только придает стройность и красоту фигуре ребенка, но и облегчает нормаль­ную деятельность его внутренних органов, особенно легких и сердца. Этому же способствуют у детей дошкольного возраста

100

прогулки и простейшие спортивные развлечения: ходьба на лыжах с 3—4 лет, катанье на коньках с 5—6 лет, плавание, езда на трехколесном велосипеде с 3—4 лет, двухколесном — с 5 лет. Школьники начинают заниматься спортом, как прави­ло, с 11—12 лет, а такими видами спорта, которые требуют длительного формирования и совершенствования двигательных навыков (фехтование, плавание, фигурное катание, художест­венная гимнастика),—с 7—10 лет. Заниматься тяжелой атле­тикой, в том числе и борьбой, можно не ранее чем с 16—17 лет.