logo search
Хрипкова

§3. Гигиена письма и чтения

    Гигиена письма. Для первоклассников (детей 6—7 лет) весьма затруднителен процесс письма. Становление навыка письма требует длительного времени. Это обусловлено морфофункциональ-ными особенностями детей. Формирование у них кисти руки протекает еще длительное время после начала систематического обучения: развитие червеобразных мышц, совершенствование тонких двигательных координации. Объективная регистрация процесса письма (актография) и запись биоэлектрической активности мышц руки и мышц, удерживающих правильную позу учащихся 6 н 7 лет, выявили предельно допустимую непрерывную и общую продолжительность письма на уроке. В середине учебного года при зрительной коррекции время написания элемента буквы в среднем требует в I классе у учащихся 6 лет 5,20 с и 7 лет — 1,98 с. В III классе в середине учебного года время написания элементов буквы уменьшалось в 2,5—4,4 раза у учащихся, соответственно начавших обучение с 7 и 6 лет. При этом отклонение от нормы правописания составляет у учащихся в I классе 32— 49,8% (соответственно дети 7 и 6 лет), во II классе — 23—32,9% и в III классе—17—19%.     Во время письма быстро развивается утомление, нарушается правильное положение руки и правильная посадка за партой (ученическим столом).     Без ущерба для правильного развития кисти правой руки и эффективного формирования навыка письма его общая продолжительность на уроке в I—II классах не должна превышать мин, а длительность непрерывного письма — 3 мин.     На уроке и дома целесообразно прерывать письменную работу гимнастикой для пальцев: сжимание и разжимание кисти. Такое упражнение, повторяемое 2—3 раза, повышает работоспособность детей, содействует развитию мелких мышц кисти и совершенствованию координации точных движений небольшой амплитуды. Наилучший эффект дают физкультпаузы, во время которых выполняется не только указанная гимнастика для пальцев рук, но также дыхательные упражнения, сгибание и разгибание позвоночника в поясничном и шейном отделах. За урок таких пауз рекомендуется две.     Овладению навыком письма способствуют специальные тренировочные упражнения, в частности штриховка в различных направлениях: слева направо, справа налево, сверху вниз, по горизонтали. Вырезывание, лепка, рисование, развивающие точность и координацию движений, также весьма полезны.     В III—IV классах время непрерывной продолжительности письма может быть увеличено до 20 мин.     Нормативы продолжительности письма получены при соблюдении требований к освещенности рабочей поверхности. С учетом гигиенических нормативов продолжительности письма и скорости его у учащихся I—IIIклассов рассчитывается объем домашних задании и диктантов.     Гигиена чтения. Чтение — также весьма затруднительный для учащихся I—IV классов процесс. Большую нагрузку испытывают глазодвигательные мышцы. Особенно утомительны обратные движения глаз, обусловленные потерями читаемого текста и необходимостью в связи с этим возвращения к уже прочитанному тексту (строчке). У младших школьников со слабо сформированным навыком чтения число обратных движений глаз в 10 раз больше, чем у старших учащихся. С учетом этой особенности и других результатов физиологических исследований непрерывная целесообразная продолжительность чтения составляет для учащихся I класса 7—10 мин, II класса— 15 мин и III класса — 20—25 мин. Трудность чтения усугубляется, если полиграфическое оформление учебников не отвечает требованиям гигиены.     Как и при письме, наиболее физиологичной удаленность глаз от книг (тетрадей при письме) оказывается в 24—25 см для учащихся I—IV классов и в 30—35 см для подростков, юношей и девушек.     Правильная рабочая поза снижает утомительную статическую нагрузку на организм учащихся и облегчает процессы чтения а письма. Оптимальной является рабочая поза с небольшим наклоном вперед (угол наклона в грудной части корпуса достигает 170°). Больший же наклон корпуса (145°) вперед становится неблагоприятным, поза крайне утомительна. Затруднено чтение н письмо при прямой позе, которую педагоги необоснованно часто требуют от учащихся. Учащиеся должны иметь возможность изменять позу во время занятий.     В современный учебный процесс все более включаются технические средства обучения, радио, кино, телевидение. Плотность таких уроков существенно повышается за счет сокращения времени на малоэффективную работу. Предельно допустимая продолжительность работы со звукозаписями для учащихся 8—10 лет составляет на уроках русского языка 20—25 мин, а математики—15—20 мин. На  уроках чтения  рекомендуется использовать звукозаписи лишь в качестве наглядных пособий.     Регламентируется по времени использование на уроках в I—X классах диафильмов, диапозитивов, кинофильмов и учебного телевидения (табл. 4).

Таблица 4: Длительность использования  на уроках  в   Iклассах некоторых  технических средств обучения

 

Максимальная длительность просмотра (в мин)

Классы

диафильмов, диапозитивов

кинофильма

телепередачи

I-II

7—15

15—20

15

III-IV

15—20

15—20

20

V— VII VIII— X

20-25

20-25 25-30

20—25 25—35

    При проведении ТВ-уроков важно придерживаться гигиенических рекомендаций: продолжительность не должна быть более 20—25 мин; рассаживать учащихся в пределах оптимальной зоны просмотра, чтобы не была видна строчная структура изображения (не ближе 2,0 и не далее 5,5 м от экрана телевизора, диагональ которого 59 см); иметь в классе два телевизора, ибо в оптимальную зону просмотра попадает только 10—12 человек (или 6—8, если диагональ экрана 49 см); устанавливать телевизоры несколько выше уровня глаз сидящих учащихся (120 см от пола до нижнего края экрана); осветить верхним светом класс, если он затемнен; напоминать учащимся, чтобы они время от времени переводили взор от экрана на окружающие предметы, так как это уменьшает напряжение зрения; не организовывать просмотров свыше 6 раз в неделю. После ТВ-уроков следует проводить занятия, которые не требуют большого зрительного напряжения учащихся, а именно не ставить уроки чтения, черчения и труда.     Одним из сравнительно широко исследованных гигиенистами ТСО является учебное кино. Показано, что эффективность зрительного восприятия существенно зависит от яркости изображения. Величина последней определяется полезным световым потоком проектора, характеристиками экрана и объекта проекции. Поэтому необходимо обеспечивать требуемые условия просмотра: удаление центра экрана от пола в классной комнате на 1,5 м, в зале — на 2 м; расстояние первого ряда зрителей от экрана 3,4 м (при демонстрации кинофильма в классе нужно пересаживать учащихся с первых парт); угол (образованный линией взора и перпендикуляром, опущенным в центр экрана), под которым зритель с любого места видит экран (центр), не должен превышать 25°; демонстрация фильмов должна проводиться при таком затемнении, при котором посторонняя засветка заметно не снижает контрастности изображения.     Гигиенические требования к кабинету информатики и вычислительной техники. Число учебных мест для учащихся (9—12) зависит от наполняемости классов. С гигиенических позиций правильнее рабочее место отводить одному учащемуся.     Для кабинета ЭВМ выделяют помещение достаточной площади, чтобы на каждое рабочее место приходилось не менее 5 м2. Отделка интерьера кабинета должна быть произведена материалами, отвечающими требованиям гигиены. Недопустимо загрязнение воздуха в кабинете ЭВМ, как и в других учебных помещениях, вредными химическими веществами. Поэтому запрещено для отделки интерьера кабинета ЭВМ и оборудования применять древесностружечные плиты, декоративный бумажнослоистый пластик, поливинилхлоридные пленки.     Рабочие места размещают в кабинете таким образом, чтобы даже случайное соприкосновение учащихся с задними стенками мониторов (дисплеев, телевизоров) было исключено. Лучше всего этому требованию отвечает размещение мониторов задними панелями к стенке. При ином размещении необходимо устройство задних перегородок. Нельзя класть диски, книги, тетради на монитор и клавиатуру, работать во влажной одежде и влажными руками.     Используемая аппаратура разных систем является источником электромагнитного, ультрафиолетового, рентгеновского и теплового излучения.     Рентгеновское излучение оказывает ионизирующее влияние на воздушную среду помещения, ухудшает ионный и качественный состав воздуха. В кабинете повышается температура и снижается влажность воздуха, в нем увеличивается содержание органических веществ и двуокиси углерода.     Для исключения влияния солнечной радиации на микроклимат и обеспечения равномерно рассеянного естественного освещения в кабинете помещение для него рекомендуется выбирать ориентированным окнами на север. В случаях ориентации окон в кабинете ЭВТ на другие стороны горизонта необходимо обеспечить их зашторивание (шторы, поворотные регулируемые жалюзи), Солнечные блики не должны попадать в поле зрения учащихся,     Поддержание в кабинете температуры воздуха в допустимых пределах (19—21 °С) и относительной влажности не менее 30—45% возможно обеспечить, помимо проветривания, установкой бытовых кондиционеров. Их количество определяется на основании расчета теплоизбытков (от мониторов, людей, солнечной радиации).     При люминесцентном освещении освещенность на рабочих столах и классной доске должна быть не менее 500 лк. Потолочные или подвесные люминесцентные светильники располагают таким образом, чтобы при периметральном и двухрядном размещении рабочих мест свет на них падал сзади работающих учащихся. Включение светильников осуществляется раздельно по рядам рабочих мест и для классной доски. Местное освещение при работе на ЭВМ не применяют.     Каждое рабочее место должно быть оснащено стульями с полумягкими сиденьями и спинкой, меняющимися по высоте, чем обеспечиваются учащимся условия для сохранения правильной позы во время работы.     Работа в кабинете ЭВТ на близком расстоянии от экрана, как показали физиолого-гигиенические исследования, неблагоприятно действует на зрение, снижает работоспособность, вызывает у учащихся (в 85% случаев) чувство усталости и боль в глазах. Объективно после 2 ч работы у учащихся старших классов регистрировалось: ухудшение функции ближнего зрения, падение умственной работоспособности (в большей мере, чем после трудных, утомительных уроков по математике, физике, химии), напряжение функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Изменение функции ближнего зрения у учащихся после работы с использованием мониторов связано с падением способности циллиарнрй мышцы к максимальному сокращению (показатель ближайшей точки аккомодации снижается в 5 раз).     Лучистое тепло от мониторов и повышение температуры воздуха в помещении могут приводить к дискомфортному тепловому состоянию работающих подростков.     Хотя все указанные типы излучений от мониторов в 10 раз ниже предельно допустимых нормативов, установленных для взрослых операторов, следует, учитывая повышенную чувствительность организма подростков, юношей и девушек к факторам риска для здоровья, строго выполнять требования гигиены в отношении благоустройства, оборудования и эксплуатации кабинета ЭВМ и режима работы учащихся в нем.     Для школьников IV—VIII классов допустима работа с использованием мониторов в течение 15 мин с небольшими паузами (1,25 мин) после каждых 2,5 мин, при экспозиции сигнала на мониторе в течение 200 мс (миллисекунд). Непрерывная работа старшеклассников с использованием мониторов не должна превышать 25 мин, а общая длительность — 2,0 ч.     Гигиенические требования к расписанию. Бесспорно, трудность тех или иных предметов для учащихся во многом зависит от степени педагогического мастерства учителя и многих других факторов. Однако же как опросы учащихся, так и изучение изменений функционального состояния их центральной нервной системы указывают, что есть предметы менее утомительные и более утомительные.     При прочих равных условиях наиболее значительные нарушения функционального состояния центральной нервной системы у учащихся I—V классов регистрируются после уроков математики, русского языка (в национальных школах). Уроки природоведения, биологии, географии и рисования не вызывают резких изменений различных функциональных показателей.     Остальные предметы большинство учащихся V—X классов относят преимущественно к третьей и четвертой степени трудности.     Трудные предметы отнимают больше всего времени при подготовке домашних заданий, и именно по этим предметам чаще всего практикуются дополнительные учебные занятия, которые способствуют еще большему утомлению.     Поэтому в отношении преподавания этих предметов особенно важен принцип постепенности, последовательности и систематичности изложения учебного материала на уроках в классе и место этих уроков в учебном дне. По мере отдаления уроков математики или русского языка от начала занятий все более резко (20, 51, 64%) изменяются показатели, свидетельствующие о степени ухудшения функционального состояния центральной нервной системы.     Наиболее высокая работоспособность у учащихся младших классов приходится на 1—2-й уроки, а у учащихся средних и старших классов — на 2—3-й уроки. Именно эти уроки следует отводить для занятий по тем предметам, которые требуют от учащихся напряженного внимания. В эти же часы целесообразнее, чем на последних и даже на первом часе занятий, проводить контрольные работы.     Выполнение контрольных работ на последних уроках приводит к значительному снижению их качества, ибо учащиеся утомлены и внимание их рассеянно. В работах наблюдается большое количество описок, пропусков букв, недописывание слов, ошибки в вычислениях.     Наиболее устойчивая работоспособность в течение учебного дня наблюдалась у учащихся начальных классов при проведении уроков математики, чтения и русского языка на первых трех часах занятий в их следующей последовательности: русский язык, чтение, математика или математика, чтение, русский язык. В дни проведения уроков природоведения его следует ставить в расписании третьим часом.     В организации обучения и воспитания детей 6 лет — учащихся первых классов требуется особо строго учитывать их анатомо-физиологические особенности и правила гигиены. Для детей этого возраста особенно утомителен статический компонент учебной деятельности. Неподвижное сидение за партой 30 мин вызывает изменения в функциональном состоянии центральной нервной и сердечно-сосудистой системы детей большие, чем при выполнении легкой физической работы. В процессе урока дети постоянно меняют свою позу, это непроизвольная охранительная реакция, и препятствовать ее проявлению, требуя постоянного строго неподвижного положения тела, не следует.     Трудным предметам, требующим большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика), нужно отводить первые и вторые уроки. Предметам, в обучении которым преобладает двигательный (динамический) компонент, отводить третьи уроки (физкультура, музыкальные занятия и занятия ритмикой). На четвертом уроке следует планировать такие виды работы, как изобразительное искусство, труд, ознакомление с окружающим миром и др.     В понедельник целесообразно начинать учебный день с занятия физкультурой, помня о низкой работоспособности в этот день и затяжном периоде вхождения в работу. В четверг желательно уменьшать объем учебных занятий и увеличивать двигательную активность в условиях открытого воздуха.     Чередование уроков, различных по деятельности, способствует сохранению работоспособности на относительно высоком уровне в течение более длительного времени. Уроки ручного труда, занятия в столярных и слесарных мастерских, работа на учебно-опытном участке, уроки физической культуры и кратковременные занятия физическими упражнениями являются такой качественно иной деятельностью.     Изучение динамики работоспособности в процессе трудовой деятельности свидетельствует о благоприятном ее влиянии, которое проявляется как сразу же по окончании работы, так и в конце всех занятий. Однако степень положительного влияния на учащихся качественно иной деятельности (занятий трудом) находится в тесной связи с тем, на какое время эта деятельность включается в режим учебных занятий.     У учащихся I—III классов наибольший положительный эффект после уроков ручного труда и физической культуры проявляется, когда указанные предметы проводятся на третьем уроке.     Двадцатиминутные подвижные игры и физические упражнения способствуют наибольшему повышению работоспособности учащихся младших классов, когда они проводятся после третьего урока. В этих случаях показатели умственной работоспособности оказываются у детей в 3—4,5 раза выше, чем тогда, когда подвижные игры включаются после первого или второго урока.     Трудовая деятельность учащихся V—VIII классов, организованная на учебно-опытном участке, также наиболее благотворна, когда она выполняется на третьем или четвертом уроках.     Переключение учащихся V—VIII классов с занятий по общеобразовательным предметам на выполнение столярных или слесарных работ вызывает аналогичный, как и в предыдущих случаях, эффект повышения работоспособности.     В школах-интернатах наиболее целесообразно заниматься трудом после приготовления уроков, но не перед сном. В случаях, когда труд включается после обеденного часа и следом за ним начинается подготовка уроков, работоспособность учащихся оказывается на низком уровне. Внешне низкая работоспособность проявляется у учащихся в большом количестве отвлечений как на первом (35—27%), так и особенно на втором (61%) часу занятий. В дни, когда дети занимаются трудом перед сном, они оказываются крайне возбужденными и не могут длительное время заснуть.     Благоприятная динамика работоспособности проявляется у подростков, юношей и девушек при ежедневном сочетании их трудовой деятельности с учебными занятиями, когда производственная база располагается рядом с учебными помещениями и переходы не вызывают больших потерь времени.     Работа учащихся на производстве после пяти уроков по общеобразовательным предметам и трехчасового перерыва приводит к растянутости рабочего дня и оказывает отрицательное влияние на работоспособность старшеклассников. Целесообразно выделять специальные дни для трудовой деятельности.     Чередование различной деятельности в течение недели. К концу учебной недели работоспособность школьников существенно снижается. Организация в четверг «разгрузочных» дней со сниженным объемом учебной нагрузки, экскурсиями, прогулками способствует повышению работоспособности школьников в пятницу и субботу. Работоспособность старшеклассников сохраняется на более высоком уровне в конце недели в том случае, если для трудовой деятельности выделяется один день — четверг или два дня — понедельник и четверг.     Регулярное чередование учебных дней и дней, выделяемых для трудовой деятельности, создает предпосылки для более равномерного распределения учебной нагрузки.     Учитывая особенности недельной динамики работоспособности, для занятий в субботу и понедельник следует предусматривать меньшее количество учебных часов и отводить их преимущественно предметам, не требующим от учащихся особого умственного напряжения. Объем домашних заданий на понедельник должен быть не больше, чем в другие дни. Увеличение объема домашних заданий на понедельник с расчетом выполнения их в воскресенье лишает учащихся необходимого отдыха.     Чередование учебной и трудовой деятельности с отдыхом. В современном понимании механизма снижения функционального состояния основных физиологических систем в процессе работы наилучшие условия для его быстрейшего восстановления обеспечивает активный отдых во время коротких и более длительных перерывов в работе.     Включение большой (20-минутной) перемены у учащихся начальной школы после третьего урока (вариант: 10—10—20) является запоздалым и не обеспечивает желаемого подъема работоспособности организма.     Активный отдых во время большой перемены, проводимой школьниками на воздухе, бесспорно оказывает более высокое положительное влияние на работоспособность организма, чем обычные большие перемены, проводимые в помещении школы.     Систематическое проведение перемен на воздухе оказывает большое оздоровительное влияние на организм школьников.     Экспериментальные исследования показали, что и в средней полосе Советского Союза учащиеся могут проводить перемены на открытом воздухе весь учебный год. При этом ходьбе и бегу следует отводить от 60 до 80% (средняя двигательная активность времени года). Одежда рекомендуется облегченная, не вызывающая напряжения терморегуляторных функций и содействующая закаливанию организма.     Существенных различий в динамике работоспособности учащихся при 20- и 30-минутном активном отдыхе во время учебных занятий не отмечается. Поэтому имеются все основания для учащихся среднего и старшего школьного возраста при 5- и 6-часовых занятиях предусматривать в режиме занятий две 20-минутные перемены: одну между третьим и четвертым уроками отводить завтраку, а вторую между четвертым и пятым уроками — активному отдыху на воздухе.