Ваграм рабуни
Ваграм Рабуни (XIII в.) — видный философ, государственный деятель и летописец Киликийского армянского царства. В царствование Левона III (1270—1289) был государственным канцлером. В истории армянской философии сыграл выдающуюся роль как основоположник номиналистического направления. В своих комментариях к сочинениям Аристотеля и Порфирия развивал материалистические положения в вопросах гносеологии и логики. Оставил несколько комментариев
649
к «Категориям» и «Об истолковании» Аристотеля и к «Введению» Порфирия. Перу В, Рабуни принадлежит также «Хроника» (история Киликийского армянского царства XII—XIII вв.), толкование «Определений философии» Давида Непобедимого и другие сочинения.
АНАЛИЗ «КАТЕГОРИИ» АРИСТОТЕЛЯ
Подлинная, первичная и главнейшая сущность — отдельный человек, или отдельная лошадь, или отдельный орел и другие индивиды... Сперва существуют индивиды, и лишь затем из индивидов образуется вид...
Кто говорит, что индивид образуется из вида, а вид — из рода, тот не знает истины, ибо истина в том, что вид образуется из индивидов, а род — из видов, и поэтому, если упразднить индивид, исчезнет и вид, а если исчезнет вид, то исчезнет и род. Лишь при наличии индивида существуют вид и род. Например, сперва ведь был создан Адам — индивид, и лишь затем от него возник вид и род [человеческий].
Роды и виды не могут возникнуть без индивидов, а индивид возникает сам и для своего существования не нуждается в них...
Все существующее — живое и неживое — находится в движении, то есть растет и убывает, возникает и уничтожается...
Ощущение Аристотель называет существующим в возможности, а ощущаемое — существующим в действительности и убеждает нас в том, что ощущаемое существует раньше ощущения...
Ощущаемые и умопостигаемые вещи существуют вне человека, тогда как способность к восприятию имеется в человеке и в животных. Ощущаемое существует не в человеке, а во внешнем мире; это, например, камень и дерево, море и город, плоды и все тому подобное. Таково же отношение между умопостигаемыми вещами, существующими вне познания, и познающими их людьми.
АНАЛИЗ «ВВЕДЕНИЯ» ПОРФИРИЯ
Общее существует не само по себе; оно возникает в нашем мышлении, закрепляется в нем и не исчезает.
650
- 1969 Г. Формат бумаги 84х108'/зг, м 1. Усл. Печатных листов 18,9.
- Августин
- Ареопагитики
- Об именах божиих
- Глава I
- § 6. И вот, поняв это, богословы восхваляют его как безымянного и в то же время как носителя всякого имени...
- § 7. Это благо прославляется... И как прекрасное и красота, как любовь и возлюбленное, и другими божественными именами, которые подобают украшающему и благодатному великолепию...
- § 10. Обобщая, скажем, что всякое бытие [происходит] из прекрасного и благого, все же не-бытие сверх-сущностно [пребывает] в прекрасном и благом.
- Глава IX
- Иоанн дамаскин
- Михаил пселл
- Иоанн итал
- Езник кохбаци
- Опровержение ересей
- Давид анахт
- Аноним (VI в.)
- Анания ширакаци
- Космография
- О вращении небес
- Иоанн саркаваг
- Мхитар гош
- Проповеди
- Ваграм рабуни
- Иоанн воротнеци
- Об элементах
- Григор татеваци
- Книга вопрошений
- Некресели
- Ефрем мцире
- I. К первой части («философские главы»,
- II. Ко второй части («точное изложение
- Петрици
- Предисловие
- Руставели
- Слово о полку игореве
- Кирилл туровский
- О первой философии
- Существо вопросов
- Книга спасения
- О душе Раздел о растительной душе
- Раздел о животной душе
- Раздел о разумной душе
- Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией
- Источник жизни
- Маймонид
- «Пролог» к «Да и Нет»
- Давид динанский
- Сигер брабантский
- III. Каким образом разумная душа
- Фома аквинский
- [Затруднения]
- Глава 1
- Глава I
- Глава III, в которой разумными основаниями
- Глава 1
- Глава II
- Раздел XII
- Примечания индийская философия
- Эмпедокл
- Аристотель
- Марк аврелий
- Секст эмпирик
- Русская философия
- Давид динанский
- Фома аквинский
- Роджер бэкон
- Дунс скот
- Содержание