logo search
КНИЖКА ЗВУКОРЕЖИССУРА МУЛЬТИМЕДИА

2.1. Частота звука.

Мы сталкиваемся со звуком каждый день. По сути, наши уши ни когда не слышали тишины, потому как в естественных условиях её практически не существует (примеры тишины и источников громких звуков). Однако, что такое звук?

Звук – это колебательный процесс, возникающий в воздухе (или другой упругой среде) под действием каких либо колеблющихся предметов.

Источниками звука могут быть, например, голосовые связки человека, струны музыкальных инструментов или любой другой вибрирующий предмет, заставляющий колебаться окружающие его частицы. При этом плотность воздуха (или другой среды) начинает то увеличиваться, то уменьшаться в соответствии с этими колебаниями. Воздух является упругой средой и оказывает некоторое обратное сопротивление колебательному процессу, именно таким образом происходит сжатие и разряжение воздушного пространства.

Звуки образованные синусоидальными сигналами называются простыми, «чистыми», к ним можно отнести камертон и флейту. Звуки других инструментов (голосов, шумов) имеют более сложные по форме колебания и могут содержать в себе целое созвучие простых тонов.

Однако чтоб понять принцип воздействия звука на наши слуховые ощущения достаточно рассмотреть элементарный звук. Его можно описать графиком изменения во времени давления воздуха в определенной точке. При этом в фазу сжатия среды принято называть положительной, а фазу разряжения – отрицательной.

Распределяясь в стороны со скоростью ~340 м/сек. звуковые колебания образуют звуковую волну.

Эта волна воздействует на барабанную перепонку уха, приводит её в движение, которые передаются далее по внутреннему уху, вызывая слуховые ощущения.

Звук ограничен рамками пространства – стенами, преградами. Воздух состоит из частиц, которые тоже являются преградой на пути следования звука. Энергия, передаваемая этими частицами со временем угасает, таким образом, ограничивая пространство в котором звучит тот или иной объект. Чтобы достичь наибольшего пространства звучания необходима бо́льшая энергия его источника. Таким образом появляется некое «звуковое поле» звучания того или иного источника (гром, комар)

Звуковое поле – это область распределения звуковых волн.

Полный цикл изменения звукового давления называется периодом. Количество этих периодов в одну секунду определяет частоту звука, которая измеряется в Герцах (Гц).

Другими словами это наименьшее расстояние между точками с одинаковыми фазами колебания, длину которого можно измерить в метрах на условной оси распределения звука.

В акустике, принято считать длины волн в метрах, это необходимая норма для произведения ряда расчетов. Чтобы определить длину волны (λ) необходимо знать её частоту (f) и скорость распределения звука (с).

Формула длины звуковой волны: ,(м.)

(пример применения значений длин волн, λ=340/100=3,4 м.)

Понятие о длине звуковой волны поможет в дальнейшем объяснить закономерности интерференции (сложении) и дифракции (распределении) звуковых волн в пространстве, помещении студий залов и т.д. Так же необходимо понимать каким размером должен обладать источник звука, что бы создавать, достаточное для восприятия, звуковое давление.

Однако стоит помнить том, что звук в воздушной среде совершенно отличается от звука в воде, в разряженном воздухе. Частицы окружающего пространства передают энергию, строго подчиняясь законам физики. Чем плотнее среда, тем лучше происходит передача звука, чем разреженней пространство, тем меньше передается энергия. Например, в вакууме звук не распространяется, в воде передается со скоростью 1485 м/сек., а в твердых телах скорость звука составляет 2000—6500 м/с.

Источники звука.

Наиболее простым источником звука является камертоннебольшой источник точно и ясно издающий звук определённой высоты. Его усы, колеблясь, в пространстве вызывают простые, синусоидальные колебания. Обычно частота издаваемого камертоном звука 440 Гц, что соответствует ноте «ля» первой октавы.

Струна – весьма распространенный источник звука, однако следует учесть, что звук изданный струной почти не слышим нашими ушами, это объясняется её толщиной. Плоскость струны настолько мала, что колебаний воздушной среды не достаточно, чтобы возникло возбуждение барабанной перепонки и слуховых ощущений. Для того что бы звук струны был слышим необходим значительный по размерам резонатор, который предоставляет струне большую плоскость, тем самым усиливая громкость звучания. Частота звука струны определяется её длиной, это её собственная частота возбуждения. При наличии механизмов и устройств, способных сократить струну (лады на гитаре, кулачки в арфе) на определенный отрезок, появляется возможность изменить частоту её возбуждения (примеры).