logo search
Философия_1 / Антология мировой философии

Русская философия

1 Ян Вышатич — ростовский воевода. — 697.

МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1 Под элементом аль-Кинди в данном случае подразуме вает не одну из четырех стихий (земля, вода, воздух и огонь), а материю вообще как начало, противоположное форме. — 712

2 Т. е. акцидентально. — 721.

3 Т. е. элементы (стихии). — 727.

4 Имеются в виду неорганические тела. — 734.

6 Т. е. смеси неорганических тел и растений. — 734.

919

β Под «началом» движения здесь подразумеваются сочле­нения, находящиеся в относительно неподвижном состоянии (ср. Аристотель, о душе, III). — 736.

7 Имеется в виду хрусталик. — 736.

8 «В том, что ниже души, рождаются нравственные каче­ства, и в том, что выше, — знания» (Ибн-Сина, 6-е рассужде­ние из раздела «Физика». — «Книга исцеления». Прага, 1958, стр. 48. На сербском языке). — 741.

9 Колем — тростниковое перо. — 742.

10 Мутазилиты («отколовшиеся») — средневековые араб-, ские мыслители-рационалисты, предшественники аль-Кинди, Фараби и др. — 748.

11 Суфии — сторонники суфизма — мусульманская рели­гиозно-мистическая философия, возникшая в VIII в. и родст­венная неоплатонизму. — 748.

12 Мутакаллимы — средневековые мусульманские богосло­вы-схоласты. — 761.

13 Последователи богослова аль-Ашари (ум. в 935 г.), одно из двух (наряду с мутазилитами) направлений среди мутакал-лимов. — 764.

АБЕЛЯР

1 Т. е. к Гильому из Шампо, магистру кафедральной шко­лы в Париже. — 795.

2 Диалектиками в эпоху европейского средневековья назы­вали философов, занимавшихся проблемами логики. — 795.

3 Речь идет об Ансельме Ланском, ученике Ансельма Кен-терберийского, преподававшем богословие в Лане (француз­ская провинция Иль-де-Франс), одном из центров церковного образования в средние века. — 796.

4 Бесплодная смоковница из евангельского рассказа, кото­рая не могла утолить голод Иисуса Христа и его учени-• ков. — 796.

6 В келье, куда Абеляр удалился после пострижения в мо­нахи. — 797.

6 Ориген — см. примеч. 1 к стр. 626. — 797.

7 Сочинение Евсевия, епископа Цезареи (ок. 264—340), со­державшее официальную историю христианской церкви. — 797.

8 Речь идет о Суассонском соборе 1121 г. — 798.

9 Алъберик — реймсский архидиакон. — 798.

10 Этот вопрос Альберика затрагивал важнейший догмат христианского вероучения — догмат о троице. — 798.

11 Краткое изложение основных догматов христианской ре-лигии, отклонение от которых рассматривалось как ересь. Со­ставление этого символа приписывалось епископу Александрии Афанасию. — 799.

12 Имеется в виду иудейский царь Соломон, ветхозавет­ный мудрец. — 801.