logo search
Философия_1 / Антология мировой философии

Раздел о животной душе

У животной души при первом делении оказывают­ся две силы: двигательная и воспринимающая. Двига­тельная сила подразделяется на два вида: она является

735

двигательной или как начало, побуждающее к движе­нию, или как действующее начало. Двигательная сила как побуждающее начало есть вожделеющая сила. Когда искомая или избегаемая форма запечатлевается в воображении, о коем мы еще много будем говорить позже, она побуждает эту силу к движению. Вожде­леющая сила делится на силу, называемую силой страсти, — она побуждает к такому движению, посред­ством которого она заставляет тело в поисках удоволь­ствия приближаться к вещам, представляющимся не­обходимыми или полезными, — и на силу, называемую силой гнева, — она побуждает тело к такому движе­нию, посредством которого она заставляет его отвер­гать вещи вредные и тлетворные для их поборенья. Что же касается двигательной силы как действова­теля, то это такая возникающая в нервах и мускулах сила, коей свойственно вызывать сокращение мышц, притягивать в направлении к началу6 сухожилия и связки, соединенные с членами, расслаблять их или же растягивать в длину, располагая их в направлении, противоположном к началу.

Что касается воспринимающей силы, то она делит­ся на силу, воспринимающую извне, и силу, воспри­нимающую изнутри.

Сила, воспринимающая извне, — это пять или во­семь чувств, а именно следующие.

Зрение — это расположенная в полом нерве сила, которая воспринимает запечатлевающуюся в льдооб-разной влаге7 форму тела, имеющего цвет, передавае­мый через актуально прозрачные тела к поверхностям гладких тел.

Слух — это сила, расположенная в нерве, который рассеян по поверхности слухового канала; эта сила воспринимает такую форму, которая передается через колебания воздуха, сильно сжатого между ударяющим телом и телом, испытывающим удар и сопротивляю­щимся этому, отчего возникает звук. Колебание это доходит до заключенного в слуховом канале застояло­го воздуха и приводит его в такое же колебательное движение; волны этого движения приходят в сопри­косновение с нервом, и тогда мы слышим звук.

736

Обоняние — это сила, которая расположена в двух соскообразных отростках передней части мозга и вос­принимает передаваемый ему втягиваемым в нос воз­духом запах, имеющийся в примешанном к воздуху пару, или запах, запечатленный в воздухе благодаря изменению последнего под воздействием того или ино­го пахучего тела.

Вкус — это сила, расположенная в нерве, который стелится по языку; эта сила воспринимает растворяю­щийся вкус тел, который соприкасается с языком и примешивается к приятной жидкости, содержащей в себе преобразующую смесь.

Осязание — это расположенная в нервах кожи и мускулов всего тела сила, которая воспринимает все то, что соприкасается с телом, и оказывает на него воздействие благодаря противоположностям, преобра­зующим смесь или состав. По мнению некоторых, эта сила есть не последний вид, а скорее род для четырех сил, рассеянных по коже всего тела. Одна из этих сил различает противоположность теплого и холодного, вторая — противоположность влажного и сухого, тре­тья — противоположность твердого и мягкого, четвер­тая — противоположность шероховатого и гладкого. Только то обстоятельство, что они собраны в одном органе, внушает мысль о единстве их сущности...

Раздел о внутренних чувствах

Что же касается сил, воспринимающих изнутри, то одни из них воспринимают формы чувственных вещей, а другие — идеи чувственных вещей. Из воспринима­ющих сил одни воспринимают и действуют, а другие воспринимают, но не действуют. Одни из них воспри­нимают первичным образом, а другие — вторичным.

Разница между восприятием формы и восприятием идеи состоит в том, что форма воспринимается одно­временно и внутренним чувством, и внешним; только сначала она воспринимается внешним чувством, кото­рое затем передает ее внутреннему чувству, как, на­пример, когда овца воспринимает форму волка, то есть его очертания, внешний вид и цвет: форма волка вос­принимается внутренним чувством овцы, только вна-

737

чале она воспринимается ее внешним чувством. Идея же воспринимается от чувственной вещи душой без того, чтобы она воспринималась предварительно внеш­ним чувством, как, например, когда овца без того, что­бы воспринять внешним чувством, воспринимает идею враждебности в волке или идею, заставляющую ее бояться волка и бежать от него. Таким образом, то, что воспринимается от волка сначала внешним чув­ством, а затем внутренней силой, именуется формой, а то, что воспринимается внутренней силой, без того, чтобы это воспринималось внешним чувством, назы­вается идеей.

Разница же между восприятием, сопровождаемым действием, и восприятием, не сопровождаемым дейст­вием, состоит в том, что действия некоторых внутрен­них сил необходимо заключаются в сочетании воспри­нимаемых форм и идей друг с другом и в их разъеди­нении, так что после того, как эти внутренние силы воспринимают, они еще и действуют в том, что вос­приняли. Восприятие же, не сопровождаемое действи­ем, заключается в том, что формы и идеи лишь запе­чатлеваются в органе чувств, а о чувстве нельзя ска­зать, что оно сочетает и разъединяет произвольно.

Разница между первичным восприятием и вторич­ным восприятием состоит в том, что первичное вос­приятие определенным образом принимает непосред­ственно самое форму. Вторичное же восприятие при­нимает форму вещи через посредство чего-то другого, что передает ей эту форму.

К числу внутренних животных воспринимающих сил принадлежит сила фантазии, или общее чувство; это расположенная в переднем желудочке мозга сила, которая самостоятельно принимает все формы, запе­чатлевающиеся в пяти чувствах и передающиеся ими этой силе.

Далее следует сила представления, также располо­женная в конце переднего желудочка мозга; это сила, которая сохраняет то, что общее чувство получает от пяти частных чувств и что сохраняется в нем даже после исчезновения чувственно воспринимаемого предмета.

738

Знай: форму принимает иная сила, нежели та, бла­годаря которой имеет место упомянутое сохранение. Рассмотри это на примере воды: вода обладает способ­ностью принимать отпечаток, след и вообще очерта­ния, но она не имеет способности сохранять их.

Далее идет сила, которую применительно к живот­ной душе называют воображающей, а применительно к человеческой душе — мыслительной. Это располо­женная в среднем желудочке мозга, близ червеобраз­ного отростка, сила, которой свойственно произвольно сочетать и разъединять вещи в представлении.

Далее идет сила догадки. Расположенная в конце среднего желудочка мозга, эта сила воспринимает не воспринимаемые чувством идеи, существующие в еди­ничных чувственных предметах. Примером может слу­жить существующая в овце сила, которая судит о том, что от этого волка следует бежать, а к этому ягненку можно приласкаться.

Далее идет сохраняющая и вспоминающая сила. Расположенная в заднем желудочке мозга, эта сила сохраняет те не воспринимаемые чувством идеи в еди­ничных чувственных предметах, кои воспринимаются силой догадки. Отношение сохраняющей силы к силе догадки такое же, как отношение силы, называемой представлением, к общему чувству, а отношение силы догадки к идеям такое же, как отношение силы, назы­ваемой воображением, к чувственно воспринимаемым формам.

Таковы силы животной души. Одни животные об­ладают всеми пятью чувствами, а другие лишь неко­торыми из них. Вкус и осязание необходимо присущи каждому животному, однако есть такие животные, из которых одни не обладают обонянием, другие — слу­хом, третьи — зрением.