logo search
КНИЖКА ЗВУКОРЕЖИССУРА МУЛЬТИМЕДИА

6.6. Шумы в аудиовизуальной программе.

Шумы, помимо иллюстрации звуковой предметности кадра, выполняют сюжетно-драматургическую функцию, активно уча­ствуя в формировании атмосферы фильма.

Шумы делятся на виды:

- внутрикадровые (синхронные) - шумы, которые сопровождают видимое в кадре движение;

- закадровые (несинхронные) - шумы, источник которых находится вне кадра;

- фоновые - второплановые шумы, не требующие синхронно­сти.

Закадровые и фоновые шумы характеризуются протяженностью звучания, в зависимости от драматургии являются сильным выразительным, художественным средством.

Характеристики всех шумов складываются из нескольких понятий:

- Тембр — характерная окраска звука, позволяющая отличить друг от друга два однотипных шума (конский топот по булыжной мостовой или по деревянно­му мосту).

- Ритм — периодическое чередование звуков по дли­тельности звучания и пауз (стук колес на стыках рельс).

- Темп — скорость, с которой чередуются звуки (быстро и медлен­но идущий поезд).

Функции шумов разнообразны. Шумы могут указать время и место действия, в некоторых случаях более кон­кретны и образны, чем музыка (вой ветра, шум дождя, моря, колокольный звон и т. п.). С их помощью режиссер может создать звуковой подтекст кадра, более тонко обрисовать харак­тер действующего лица. Шумы могут восприниматься «ушами» героев на экране, т.е. мы слышим, так как слышат действующие лица.

Пространство воспринимается как реаль­ность в том случае, если оно обладает звучанием. Отсутствие некоторых видов шумов так же способно выполнять образную функцию, является сильнейшим драматургическим элементом.

Шумы отвечают за создание атмосферы внутри кадра. Атмосфера, наряду с другими выразительными средствами, способствует созданию целостного образа фильма.

Так же как и музыкальный лейтмотив в кино может существовать шумовой лейтмотив, лейтобраз, лейттема.

Шумы, подвергнувшись частотной, пространственной, временной (эхо) и проч. обработке, могут создать атмосферу фантастики, миража, сна, ассоциаций и т.д. Так же в образный звукоряд можно внести понятие «музыкальный шум», «шумо-музыка».

Синтезирование шумов сильно раскрывает, раскрепощает возможности звукорежиссера, позволяет создать уникальные шумовые фактуры.