logo
Основы наркологии(Лекция-1,2)

Психология наркозависимых

Особое значение для возникновения наркомании имеют потребности личности и способы их удовлетворениям. Мотивация употребления наркотиков отражает целый ряд таких потребностей человека, которые в общем свойственны и здоровым людям. Лишь для относительно небольшой группы людей наркотик является средством норма лизации психосоматического состояния, расстройства которого предшествуют началу наркотизации.

Приобщение к наркотикам связано с выбором способа реализации потребностей, что, в свою очередь, определяется психологическими и конституциональными особенностями индивида, а также микросоциальными влияниями. Центральное место в этиологии наркоманий занимают личностно-психологические особенности под­росткового возраста, среди которых наиболее значимы, по-видимому, незавершенное формирование структуры мотивационно-установочной и нравственно-ценностной сфер личности подростков и их особая чувствительность к неблагоприятным средовым воздействиям. Из микро­социальных факторов важную роль играют нарушения функции семьи, неблагоприятное непосредственное ок­ружение.

Необходимо учитывать мотивы и факторы, способ­ствующие первому знакомству с наркотиками и токси­ческими веществами. Каковы эти мотивы?

• Желание удовлетворить любопытство.

• Стремление испытать чувство принадлежности к определенной группе.

• Давление группы.

• Попытка выразить свою независимость, а иногда враждебное отношение к окружающим.

• Стремление достичь подъема настроения (гедонистический мотив).

• Потребность добиться полного покоя и расслабления.

• Попытка уйти от чего-то гнетущего (антистрессовый мотив).

Все эти мотивы являются составной частью психологических реакций, свой­ственных подростковому возрасту.

Первому знакомству с наркотиками способствует и ряд неспецифических фак­торов, наибольшую долю которых составляют девиации личности [Личко А.Е., 1988]. Второе место по значимости занимают особенности социальной ориен­тации. Это — отсутствие устойчивых, социально ориентированных интересов, антисоциальные поступки, эпизодическое или систематическое употребление алкоголя, детальная осведомленность об эйфоризирующем действии наркоти­ческих средств. Третье место по значимости принадлежит группе факторов, отражающих отношение к работе: пассивное, стремление уклониться от рабо­ты и учебы. Четвертое место — особенности воспитания: воспитание в непол­ной семье; посредственные отношения в семье; воспитание у родственников или в детском доме; гипопротекция. Пятое место — гиперпротекция, что пре­пятствует выработке у подростков чувства долга и ответственности. Шестое — особенности влияния неформальной, референтной для подростка группы.