logo
Pediatria_Detskie_infektsii_Otvety

1. Основные пути развития отечественной педиатрии (труды м.В.Ломоносова, н.М.Максимовича-Амбодика, с.Ф.Хотовицкого, н.Ф.Филатова, н.П.Гундобина).

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября (19—по новому стилю ) 1711 г. в деревне Мишанинской, что расположена была на Курострове в нескольких километрах от города Холмогоры. (Ныне около двух десятков деревень того времени слились в село Ломоносово, а город Холмогоры стал районным центром Архангельской области.) Отец Ломоносова Василий Дорофеевич был черносошным крестьянином — так назывались тогда лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие феодальные повинности. Мать Ломоносова — Елена Ивановна Сивкова — была дочерью дьякона села Матигоры. Михаил был их единственным сыном.

Среди его работ в области медицины известно письмо «о размножении и сохранении русского народа».

Причинами уменьшения народонаселения Ломоносов считает, во-первых, браки между лицами несоответствующих лет, а также насильственные; во-вторых, запрещение жениться более трех раз; в-третьих, насильственное пострижение в монахи вдовых молодых священников и дьяконов и вообще поступление в монашество молодых людей обоего пола. Для сохранения жизни младенцев, рожденных вне брака, ученый предлагал устраивать "богаделенные дома", которые принимали бы и воспитывали бы подобных детей.

Для преодоления большой смертности Ломоносов рекомендует составить общедоступный лечебник, размножить лекарей и русские аптеки и этим уничтожить суеверное лечение волшебством и чародейством. Особенною яркостью красок блещет описание излишеств, которым русский народ предается в большие праздники.

Дальнейшие меры, которыми автор надеялся задержать уменьшение численности русского народа, сводились к искоренению драк, разбоев, к возвращению множества беглых из-за границы, к призыву иностранных поселенцев и так далее. Вообще это письмо затрагивает целую массу важных вопросов, которые и поныне остаются нерешенными. Широта взгляда вместе с глубоким знанием своего народа, искреннее убеждение в правоте своего мнения и могучий, блестящий и горячий язык, каким написано все письмо, заставляют признать это произведение одним из наиболее выдающихся во всей русской литературе XVIII столетия.

Не́стор (Нестер) Макси́мович Амбоди́к-Максимо́вич (7 ноября (27 октября) 1744 — 5 августа (24 июля) 1812) — российский учёный-акушер, медик, педиатр, ботаник, фитотерапевт, геральдист. Доктор Страсбургского университета, профессор акушерства.

Нестор Максимович ввёл новые наглядные методы преподавания, первым в России начав проводить занятия на акушерском фантоме и применяя его для изучения механизма как нормальных, так и патологических родов, а также для обучения различным акушерским приёмам и операциям. Фантом женского таза с деревянной куклой-ребёнком, а также прямые и изогнутые стальные щипцы («клещи») с деревянными рукоятками, серебряный катетер и прочие инструменты были изготовлены по его собственным моделям и рисункам.

Н. М. Максимович издал множество сочинений, большинство из них переводные. Он автор капитального труда «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» — первого российского руководства по акушерству, который считался лучшим трудом XVIII века в этой области. По этому учебнику обучался ряд поколений русских акушеров. Многие положения до сих пор не утратили своей актуальности, например, описанные им формы узкого таза будущих матерей легли в основу классификаций узкого таза, предложенных в дальнейшем многими авторами.

Нестор Максимович первым в России описал асинклитическое вставление головки плода, при котором первой вставляется передняя часть или задняя часть теменной кости. Он одним из первых в России внедрил в практику наложение акушерских щипцов при операциях. Принцип операции при ножном предлежании плода актуален и сегодня.

Максимович был сторонником по возможности естественного протекания родов, он основоположник бережного ведения родового процесса, в основе которого лежит выжидательная тактика, которой придерживаются и современные акушеры.

Н. М. Амбодик-Максимович получил наименование «отца русского акушерства».

Часть 5 «Искусства повивания» Нестора Максимовича, фактически, является первым руководством по педиатрии на русском языке. Он также является автором первых в Российской империи медицинских словарей и создателем российской медицинской терминологии.

Хотовицкий Степан Фомич (1796-1885), профессор МХА, был избран заведующим кафедрой "Акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях" в 1836 г. С этого времени он начал впервые в высшей школе России читать систематический курс детских болезней, не ограничиваясь болезнями новорождённых и детей первого года жизни (как это обычно делали профессора акушерства), а как полный курс педиатрии, включавший физиологию и патологию детей всех возрастных периодов, а также детские инфекции.

Лекционный курс С.Ф. Хотовицкого был первым в мире курсом педиатрии, который входил в число обязательных для студента МХА дисциплин. Главной заслугой С.Ф. Хотовицкого следует считать то, что его труды знаменовали возникновение в России во второй четверти XIX в. начало подлинно научной педиатрии. Он чётко сформулировал право педиатрии на самостоятельное существование (как раздела медицины), а также её цели и задачи. Это даёт основание считать его первым русским педиатром. Свои научные взгляды С.Ф. Хотовицкий систематизировал в первом оригинальном русском руководстве по педиатрии «Педиятрика» (СПб., 1847), где он выделил следующие положения, лежащие в основе научной педиатрии.

• Отличие детского организма от организма взрослого заключается не в меньшей величине его органов и меньшей силе отправлений, свойственных человеческому организму, но в особенностях самого состава его органов и их действий как в здоровом состоянии, так и в период его болезни.

• Органические и функциональные особенности ребёнка не неизменны. Напротив, в ходе развития детский организм ни на один момент не остаётся в одном и том же состоянии: количественные и качественные изменения в строении и отправлениях детского организма совершаются непрерывно («от утробы до могилы»).

• Изменения в тех или иных органах происходят не в одно и то же время: каждая ткань, каждая часть тела имеет свои периоды развития. Вместе с тем «по окончании каждого отдельного развития не только орган развившийся, но и целый организм, и жизненный процесс его вступают в новое состояние, вовсе отличное от прежнего»-. Эта целостность организма подчёркнута С.Ф. Хотовицким в его диссертации (1823): «Я держу перед глазами все функции организма и не могу рассматривать их изолированно».

• В основе изменений детского организма, течения и проявлений заболеваний лежат возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Поэтому изучение и знание органических и динамических (т.е. физиологических) свойств детского организма, его реакции, семиотики и учёт всех этих отличий необходимы при профилактике, распознавании и лечении детских заболеваний. При этом должна быть принята во внимание индивидуальность («самоособость») заболевшего ребёнка, большая значимость для детского организма внешних влияний и лёгкость возникновения общих реакций, нередко маскирующих основное заболевание.

• Предварительное изучение и знание особенностей детского организма и его реакций, детской семиотики, методики обследования и учёт всех этих особенностей необходимы при распознавании и лечении детских заболеваний.

В 1836 г. при кафедре терапии МХА был открыт амбулаторный приём детей. С.Ф. Хотовицкий постоянно стремился к созданию акушерской и детской клиник и осуществил это в 1842 г., когда детская клиника (10 коек для детей до трёх лет) в составе женской и акушерской клиники (на 34 койки) была повторно открыта в МХА. Таким образом, уже на первых этапах становления педиатрии как самостоятельной учебной дисциплины появились отечественные традиции в методике преподавания, в частности единение теоретического и практического обучения студентов у постели больного.

Филатов Нил Фёдорович (1847-1902) - выдающийся русский педиатр, по общепринятому мнению, «отец русской клинической педиатрии». Выдающийся клиницист, впервые выделивший как самостоятельные заболевания идиопати-ческое воспаление лимфатических желёз (инфекционный мононуклеоз, ранее называвшийся болезнью Филатова-Пфейфера), скарлатинозную краснуху и впервые описавший отрубевидное шелушение на слизистой оболочке щёк как ранний признак кори (симптом Филатова), специфический запах изо рта при дифтерии, «скарлатинозное сердце» и безбелковые отёки как признак «скарлатинозного нефрита». Н.Ф. Филатов впервые в России применил противодифтерийную сыворотку, а также люмбальную пункцию для диагностики менингита. Его монографии «Семиотика и диагностика детских болезней* (1890), «Лекции об острых инфекционных болезнях у детей» (1885, 1895), «Краткий учебник детских болезней» (издавался 12 раз!), «Клинические лекции» (1890,1902,2007) стали золотым фондом отечественной педиатрии и переведены на основные европейские языки.

Гундобин Николай Петрович (1860-1907) - ученик Н.А. Тольского и Н.И. Быстрова, профессор и заведующий кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии (ВМА, 1897-1908). Н.П. Гундобина по праву считают одним из основоположников русской научной педиатрии. За 11 лет, в течение которых он руководил кафедрой детских болезней ВМА, было защищено 114 докторских диссертаций, обобщённых им в капитальном труде «Особенности детского возраста» (СПб, 1906). Эта книга сразу вошла в золотой фонд русской и мировой педиатрии и была, наряду с капитальным руководством «Общая и частная терапия детского возраста», настольной для педиатров на протяжении десятилетий. Н.П. Гундобин активно участвовал в создании Союза борьбы с детской смертностью (1904), был председателем отделения гигиены воспитания и образования, а также школьной гигиены русского Общества охраны народного здравия (1900), написал пользовавшуюся широкой популярностью у матерей научно-популярную книгу «Воспитание и лечение ребёнка до семилетнего возраста» (1907,1909,1913).

Вдень 200-летия БМА (1998) её начальник, акад. РАМН Ю,Л. Шевченко, начиная юбилейную речь, напомнил слова Николая Петровича: «Врачи одинаково нужны в городах и сёлах, в народе и в войсках. Они должны служить и служат не только целителями, но и проповедниками полезных и практических сведений из гигиены и медицины. Необходимые силы для того, чтобы целыми годами, изо дня в день видеть перед собой болезни и страдания во всех слоях общества, можно почерпнуть только из искренней преданности и любви к человечеству. Без любви к человечеству нет врача».