28. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения. Методика обследования. Семиотика.
Закладка сердца и крупных сосудов происходит на 3-й неделе эмбриональной фазы, первое сокращение сердца — на 4-й неделе; прослушивание сердечных тонов через брюшную стенку матери возможно с IV месяца беременности.
Внутриутробное кровообращение. Обогащенная кислородом кровь поступает из плаценты через венозный (аранциев) проток в нижнюю полую вену и смешивается там с венозной кровью, оттекающей от нижних конечностей. Большая часть этой смешанной крови благодаря специальной заслонке нижней полой вены (евстахиева заслонка) в правом предсердии направляется через овальное окно в левое предсердие, левый желудочек, а оттуда в аорту и через подключичные артерии к мозгу и верхним конечностям.
Венозная кровь из верхней половины тела направляется в правый желудочек, затем через легочную артерию и артериальный проток — в нисходящую аорту. Таким образом, мозг и печень получают наиболее, а нижние конечности — наименее богатую кислородом кровь. После рождения ребенка венозный проток и пупочные сосуды запустевают, зарастают к концу 2-й недели жизни и превращаются соответственно в круглую связку печени и гепатоумбиликальные связки. Артериальный проток, а вслед за ним и овальное окно закрываются на 6—8-й неделе, а иногда на 3—4-м месяце жизни.
Сердце. У новорожденного относительно велико и составляет приблизительно 0,8% от массы тела (к 3 годам и во все последующие периоды — около 0,5%). Наиболее интенсивное увеличение массы и объема сердца (преимущественно за счет длины) происходит в первые годы жизни и подростковом возрасте. Однако во все периоды детства увеличение объема сердца отстает от роста тела в целом. Кроме того, отделы сердца увеличиваются неравномерно: до 2 лет наиболее интенсивно растут предсердия, с 2 до 10 лет — все сердце в целом, после 10 лет увеличиваются преимущественно желудочки. Левый желудочек растет быстрее правого. Толщина стенок и масса левого желудочка также больше, чем правого. Во все периоды детства, за исключением возраста от 13 до 15 лет, когда девочки растут быстрее, размеры сердца больше у мальчиков. Форма сердца до 6 лет обычно округлая, после 6 лет приближается к овальной, свойственной взрослым. Расположение сердца меняется с возрастом: до 2—3 лет оно лежит горизонтально на приподнятой диафрагме, причем к передней грудной стенке прилежит правый желудочек, формирующий в основном верхушечный сердечный толчок. К 3—4 годам в связи с увеличением грудной клетки, более низким стоянием диафрагмы, уменьшением размеров вилочковой железы сердце принимает косое положение, одновременно поворачиваясь вокруг длинной оси левым желудочком вперед. К передней грудной стенке прилежит межжелудочковая перегородка, сердечный толчок формирует преимущественно левый желудочек.
Коронарные сосуды до 2 лет распределяются по рассыпному типу, с 2 до 6 лет — по смешанному, после 6 лет — по взрослому, магистральному типу. Увеличиваются просвет и толщина стенок (за счет интимы) основных сосудов, а периферические ветви редуцируются.
Обильная васкуляризация и рыхлая клетчатка, окружающая сосуды, создают предрасположенность к воспалительным и дистрофическим изменениям миокарда. Формирование склероза в раннем возрасте — редкость, инфаркт миокарда — казуистика.
Миокард у новорожденного представляет собой недифференцированный синцитий. Мышечные волокна тонкие, не имеют поперечной исчерченности, содержат большое количество ядер. Соединительная и эластическая ткань не развита. В первые 2 года жизни происходит интенсивный рост и дифференцировка миокарда: мышечные волокна утолщаются в 1,5 раза, появляется поперечная исчерченность, формируются септальные перегородки, субэндокардиальный слой. В последующем продолжаются медленная дифференцировка и рост миокарда и к 10 годам гистологическая структура его аналогична таковой у взрослых. Параллельно идет, но заканчивается к 14—15 годам развитие гистологических структур проводниковой системы сердца, представляющей собой специализированный миокард, лишенный сократительной функции. Иннервация сердца осуществляется через поверхностные и глубокие сплетения, образованные волокнами блуждающего нерва и шейных симпатических узлов, контактирующих с ганглиями синусового и предсердно-желудочкового узлов в стенках правого предсердия.
Ветви блуждающего нерва заканчивают свое развитие и миелинизируются к 3—4 годам. До этого возраста сердечная деятельность регулируется в основном симпатической нервной системой, с чем отчасти связана физиологическая тахикардия у детей первых лет жизни. Под влиянием блуждающего нерва урежается сердечный ритм и могут появиться синусовая аритмия (типа дыхательной) и отдельные «вагусные импульсы» — резко удлиненные интервалы между сердечными сокращениями. Рефлекторные воздействия осуществляются интерорецепторами как самого сердца, так и других внутренних органов, что меняет частоту ритма под воздействием различных физиологических факторов и регулируется ЦНС. Такие функции миокарда, как автоматизм, возбудимость, проводимость, сократимость и тоничность, осуществляются аналогично таковым у взрослых.
Сосуды. Просвет их у детей раннего возраста относительно широк, причем артерии по ширине равны венам. Стенки артерий более эластичны, поэтому периферическое сопротивление, артериальное давление и скорость кровотока у здоровых детей первых лет жизни меньше, чем у взрослых. Рост артерий и вен неравномерен и не соответствует росту сердца. Так, окружность аорты к 15 годам увеличивается в 3 раза, а объем сердца — в 7 раз. Вены растут более интенсивно, и к 15 годам они в 2 раза шире артерий. Гистологическая структура артерий также меняется: у новорожденных стенки сосудов тонкие, в них слабо развиты мышечные и эластические волокна и субэндотелиальный слой. До 5-летнего возраста более интенсивно растет мышечный слой, в 5—8 лет — равномерно все оболочки, в 8—12 лет дифференцируются соединительнотканные элементы и растет преимущественно интима, к 12 годам структура сосудов такая же, как у взрослых.
Капилляры. У детей капилляры хорошо развиты, широкие, число их 6—8 в линейном поле зрения (у взрослых &—10). Форма капилляров неправильная, они короткие извитые. У новорожденных хорошо выражены и расположены поверхностно субпапиллярные венозные сплетения. С возрастом они располагаются глубже, петли капилляров удлиняются, принимают шпилькообразную форму. Проницаемость капилляров значительно выше, чем у взрослых.
К числу функциональных особенностей органов кровообращения у детей относятся следующие: 1) высокий уровень выносливости и трудоспособности детского сердца, что связано как с относительно большей его массой и лучшим кровоснабжением, так и отсутствием хронических инфекций, интоксикаций и вредностей; 2) физиологическая тахикардия, обусловленная, в одной стороны, малым объемом сердца при высоких потребностях организма в кислороде и других веществах, с другой — свойственной детям раннего возраста симпатикотонией; 3) низкое артериальное давление из-за малого объема крови, поступающей с каждым сердечным сокращением, и низкого периферического сосудистого сопротивления вследствие большей ширины и эластичности артерий; 4) возможность развития функциональных расстройств деятельности и патологических изменений в связи с неравномерностью роста сердца, отдельных его частей и сосудов, особенностями иннервации и нейроэндокринной (в пубертатном периоде) регуляции.
Методика исследования. При оценке состояния органов кровообращения используются жалобы, расспрос (матери и ребенка старшего возраста) и объективные методы — осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, подсчет пульса и измерение артериального давления, инструментально-графические методы исследования.
Жалобы. Дети редко предъявляют жалобы, обычно лишь при тяжелом общем состоянии. Наиболее часто отмечаются одышка при движении или в покое, свидетельствующая о наличии сердечной недостаточности, общая слабость, утомляемость, сердцебиения, в пубертатном возрасте (при вегетативной дистонии) — боли в области сердца.
Расспрос. Относительно мало информативен, так как мать обычно обращает внимание лишь на очень выраженные изменения. Однако с помощью матери необходимо уточнить генетический и акушерский анамнез, получить сведения о течении беременности и заболеваниях матери в это время, особенностях развития и поведения ребенка, перенесенных им заболеваниях и их связи со временем появления одышки, сердцебиений, цианоза, отеков и других клинических симптомов.
Осмотр (общий, области сердца и крупных сосудов). При осмотре обнаруживаются изменения окраски кожи (цианоз, бледность), видимая пульсация шейных сосудов, эпигастрия, верхушки (верхушечный) и всей области сердца (сердечный толчок), деформации грудной клетки и пальцев, выраженные отеки.
Цианоз может быть общим и местным (губ, ушей, щек, слизистых оболочек, дистальных отделов конечностей) и наблюдается чаще у детей с врожденными «синими» пороками сердца, особенно при ходьбе и беге, а также декомпенсированных приобретенных пороках, тяжелых миокардитах, заболеваниях легких.
Бледность с сероватым или слабо-желтушным оттенком может быть при ревматизме, с коричневатым (цвета кофе с молоком) — при затяжном бактериальном эндокардите.
Пульсация области верхушки сердца может указывать на врожденный порок или приобретенное поражение клапанов аорты и гипертрофию желудочков. При здоровом сердце пульсация этой области может наблюдаться при неврастении, в период полового созревания и при анемии.
Пульсация шейных сосудов и подложечной области связана чаще с поражением аортальных клапанов (недостаточность) или правого желудочка с его гипертрофией и застойными явлениями в крупных венах.
При гипертрофии миокарда, сопровождающей врожденные и приобретенные в раннем детстве пороки сердца, нередко образуется сердечный горб. Облитерация перикарда и сращение его с передне грудной стенкой могут быть причиной западения сердечной области и «отрицательного» сердечного толчка. Длительно существующая гипоксемия формирует пальцы в виде барабанных палочек у детей с врожденными и приобретенными пороками и кардиопатиями.
Отеки ног, брюшной стенки, выбухание пупка вследствие асцита наблюдаются редко и лишь при тяжелой сердечной недостаточности.
Пальпация. Проводится параллельно с осмотром и позволяет обнаружить систолическое и диастолическое дрожание, уточнить характер и расположение верхушечного сердечного толчка, пульсацию межреберий, пастозность голеней.
При пальпации ладонью всей области сердца можно ощутить «кошачье мурлыканье» — диастолическое дрожание при сужении митрального клапана и незакрытом артериальном протоке или более грубое систолическое дрожание при врожденном стенозе клапанов аорты и высоком дефекте межжелудочковой перегородки.
Верхушечный толчок у здоровых детей до 2 лет пальпируется в четвертом межреберье кнаружи от срединно-ключичной линии, в 5—7 лет — в пятом межреберье по сосковой линии, после 7 лет — кнутри от нее и имеет площадь не более 1 см2. Он может быть ослаблен при расположении верхушки за ребрами или усилен при возбуждении ребенка и физической работе. Перемена положения может изменить расположение толчка. Сердечный толчок в норме не определяется.
Усиление толчка свидетельствует о гипертрофии или пороке сердца, расширение и ослабление — о текущем миокардите, экссудативном перикардите, сердечной декомпенсации, коллапсе, эмфиземе, ожирении. Смещение толчка вправо возможно при изменении положения средостения вследствие левосторонних экссудативного плеврита, пневмоторакса, опухоли или эхинококка легкого, а также ателектаза и фиброза правого легкого. Смещение вниз говорит о гипертрофии и дилатации левого желудочка, вверх — о перикардите или о высоком стоянии диафрагмы (при метеоризме, асците и т ц.).
Пастозность голеней свидетельствует о начальных стадиях сердечной декомпенсации и определяется так же, как у взрослых, надавливанием на переднюю поверхность большеберцовой кости.
Перкуссия. Этот метод исследования имеет свои особенности. Выстукивание должно быть слабым, производиться пальцем по пальцу от легкого к сердцу по линиям, параллельным всем его границам, обязательно при разных положениях тела ребенка. Границы сердца у детей сравниваются с возрастными нормами по группам.
После 12 лет границы относительной тупости такие же, как у взрослых. Уменьшение границ сердца наблюдается при шоковых состояниях и уменьшении объема циркулирующей крови, эмфиземе легких любого происхождения, тотальном левостороннем пневмотораксе, расположенной слева диафрагмальной грыже. Увеличение границ наблюдается при гипертрофии и расширении полостей сердца, пороках врожденных и приобретенных, субэндокардиальном фиброзластозе, перикардитах, деформациях грудной клетки, гипертензии малого круга кровообращения.
Имеет значение и форма сердца, определяемая перкуторно: митральная конфигурация при стенозе двустворчатого клапана, «башмачок» с резко подчеркнутой талией — при тетраде Фалло и аортальной недостаточности, треугольная — при перикардите.
Перемена положения больного может изменить границы сердца, что особенно отчетливо видно при гипотонии миокарда: в горизонтальном положении на спине границы обычно максимально широкие, сидя и стоя — уменьшаются.
Аускультация. Проводится также в разных положениях больного, так как наблюдающиеся при этом изменения характера тонов и шумов нередко имеют диагностическое значение. Желательно использование стетоскопа или маленького по диаметру фонендоскопа без мембраны. Не следует чрезмерно надавливать стетоскопом на грудную клетку, так как это ослабляет звучность сердечных тонов и причиняет ребенку боль.
Имеются особенности и в аускультативной картине звуков сердца здорового ребенка: большая, чем у взрослых, звучность тонов над всей сердечной областью (после 2 лет); хорошо слышный II тон на верхушке, после 2 лет — небольшой его акцент и иногда непостоянное расщепление над легочной артерией; акцент II тона над аортой при выслушивании ребенка в холодном помещении; нередко выслушивается и III тон. У новорожденных до двухнедельного возраста на фоне физиологической тахикардии определяется эмбриокардия (равенство пауз между I и II, II и I тонами). Тоны, особенно I, у детей до 2 лет несколько ослаблены. После 2—3 лет, вплоть до пубертатного возраста, более чем у половины детей выслушиваются функциональные шумы.
При функционально полноценном миокарде усиление тонов сопровождает физическое и психическое возбуждение, повышение температуры тела, анемию, тиреотоксикоз, уплотнение прилежащих частей легкого, гипертонию.
Первый тон усиливается до хлопающего на верхушке сердца или над проекцией митрального клапана при сужении последнего. Акцент II тона на аорте определяется повышенной работой левого желудочка при гипертонии любого происхождения. Акцент II тона на легочной артерии возникает при работоспособном правом желудочке и повышении давления в малом круге кровообращения при острой и хронической пневмонии, эмфиземе, коклюше, дефектах межпредсердной и межжелудочковой перегородок, незакрытом артериальном протоке, недостаточности и стенозе митрального клапана и др.
Ослабление (приглушение) тонов наблюдается при нарушениях сердечной деятельности, связанных с диффузным поражением миокарда, экссудативным перикардитом, врожденными пороками. Возможны и внесердечные причины снижения звучности тонов: эмфизема, ожирение, отек и индурация передней стенки грудной клетки при склеродермии. Изолированное ослабление I тона наблюдается при остром миокардите, недостаточности митрального клапана, стенозе аорты.
Непостоянное, связанное с фазами дыхания расщепление и раздвоение тонов может наблюдаться у здоровых детей в силу физиологического асинхронизма работы желудочков. Постоянное выраженное патологическое расщепление и раздвоение свидетельствуют или о резкой гипертрофии одного из желудочков или блокаде ножек предсердно-желудочкового пучка (пучок Гиса).
Аритмии (за исключением синусовой и дыхательной) встречаются у детей реже, чем у взрослых. Относительно часто наблюдаются при инфекционно-аллергическом миокардите. Наличие ритма галопа (пресистолического и протодиастолического), эмбриокардии (после двухнедельного возраста), маятникообразного и трехчленного ритмов всегда указывает на серьезную патологию миокарда (гипертрофия, склероз, интерстициальный миокардит).
Шумы в сердце у здоровых детей до 2 лет выслушиваются редко. У старших, особенно в пубертатном периоде, часто определяются неорганические, функциональные шумы, обычно систолические. Они могут быть следствием нарушений иннервации и последующей дисфункции папиллярных мышц и хордального аппарата, сдавления крупных сосудов, изменений направления тока крови и ее состава (гидремия) и др. Для функциональных шумов характерны: 1) непостоянство, изменчивость по продолжительности (чаще короткие), силе и тембру, локализации (определяются обычно на основании сердца и на крупных сосудах); 2) зависимость от положения тела (лучше выслушиваются лежа), фаз дыхания (исчезают или резко ослабевают на глубине вдоха), физической нагрузки (меняют интенсивность и тембр).
Органические систолические шумы связаны с морфологическими изменениями клапанов и крупных сосудов, неправильным их расположением, наличием лишних отверстий и грубыми воспалительными или склеротическими изменениями миокарда. Они характеризуются постоянством, продолжительностью, грубым или «дующим» тембром, локализацией в определенных точках, проводимостью по току крови (например, к верхушке при недостаточности митрального клапана из-за регургитации крови), частым сочетанием с диастолическими шумами, практически всегда имеющими «органическое» происхождение. Эти шумы не связаны с положением тела и фазами дыхания, физическая нагрузка не меняет их характера.
Пролабирование митрального клапана выслушивается как единичный щелчок после I тона или как серия щелчков в систоле, нередко сопровождаемых поздним довольно грубым систолическим шумом.
Перикардиальные шумы выслушиваются у детей крайне редко, обычно на ограниченном участке по передней поверхности сердца, напоминают царапанье или хруст снега, усиливаются при наклоне туловища вперед, надавливании фонендоскопом на грудную клетку, не связаны с фазами сердечного цикла и дыханием, не проводятся на другие точки.
В ряде случаев определяются шумы внесердечного происхождения (в крупных сосудах, плевроперикардиальные и др.). Окончательное решение о характере и происхождении шума можно принять лишь после фонокардиографического и ультразвукового исследования сердца.
Клиническое исследование сосудов. Включает подсчет и характеристику пульса (на височной артерии у самых маленьких и на лучевой — у более старших) и измерение артериального давления. Подсчет и оценку пульса желательно проводить одновременно с исследованием дыхания в самом начале осмотра, при спокойном состоянии больного (или во сне), так как при возбуждении, плаче, движении, приеме пищи меняется частота ритма.
Средняя частота пульса зависит от возраста ребенка.
У детей всех возрастных групп на 3,5—4 сердечных сокращения приходится одно дыхательное движение. У здоровых детей пульс ритмичный или определяется умеренная дыхательная аритмия при среднем наполнении пульса. Учащение пульса у здоровых детей может наблюдаться при возбуждении, мышечной работе, повышении температуры тела (на каждый 1°С на 15—20 ударов), при острых инфекционных заболеваниях.
Тахикардия возникает при скарлатине и других детских инфекциях, гипертиреозе, диффузных болезнях соединительной ткани, сердечной и дыхательной недостаточности.
Слабый и частый пульс указывает на падение сердечной деятельности и является прогностически неблагоприятным симптомом, особенно при сопутствующем цианозе, похолодании конечностей, ослаблении тонов сердца, увеличении печени (при тяжелых токсических шоковых состояниях, при дифтерии, дизентерии, пневмонии).
Напряженный усиленный пульс чаще всего наблюдается при усиленной работе левого желудочка и преодолении им сопротивления оттоку крови (при физической нагрузке, гипертонии, спазме мелких артерий и капилляров при нефрите).
Замедление пульса бывает у здоровых детей во сне в связи с преобладающим влиянием блуждающего нерва, а также при туберкулезном менингите, перитоните, брюшном тифе, в периоде реконвалесценции после скарлатины и кори.
Измерение артериального давления. Проводится, как и у взрослых, по методу Короткова, желательно с применением специальных детских манжеток разных размеров (до 2 лет — 2—4 см, для 3—6 лет — 6—8 см, для школьников —10—12 см). Нормальные показатели рассчитывают в миллиметрах ртутного столба, исходя из возраста больного, с использованием формулы В.И. Молчанова для максимального давления: 80.+ удвоенное число лет. Минимальное, как у взрослых, составляет V3—V2 максимального. У более крупных детей-акселератов за исходную цифру берут не 80, а 90 мм рт. ст.
У новорожденных и детей первого года жизни максимальное артериальное давление меньше 80. Повышение артериального давления может быть при нагрузке и волнении ребенка, но чаще является симптомом нефрита, узелкового периартериита, вегетодистонии пубертатного периода. Снижение артериального давления наблюдается при инфекционно-токсическом шоке и коллапсе, сывороточной болезни, тяжелом течении инфекционных заболеваний, сердечной недостаточности, миокардитах.
Лабораторно-инструментальные исследования. Наиболее широко используются электрофизиологические, ультразвуковые и рентгенологические методы. Основными, практически рутинными методами являются эхо-, электро-, фоно- и поликардиография с анализом фаз систолы желудочков, рентгенография грудной клетки в 3 проекциях и рентгенометрия, рентгено- и электрокимография, определение центральной и периферической гемодинамики тахиосциллографическим способом, реже — методом разведения красителя, реографии.
При необходимости используются электрорентгенография, векторкардиография, ангиокоронарография, флебография и определение венозного давления кровавыми и бескровными способами, тетраполярная реография, радиоизотопные методы исследования и т. д., т. е. практически все методы, принятые в терапевтической практике.
Общим для всех методик являются трудности в обследовании детей первых лет жизни, что иногда заставляет прибегать к сильнодействующим седативным средствам, применению специальных датчиков меньшего размера и фиксирующих устройств, использованию возрастных нормативов при расшифровке полученных кривых.
- 1. Основные пути развития отечественной педиатрии (труды м.В.Ломоносова, н.М.Максимовича-Амбодика, с.Ф.Хотовицкого, н.Ф.Филатова, н.П.Гундобина).
- 2. Выдающиеся отечественные педиатры и их роль в развитии педиатрии (а.А.Кисель, в.И.Молчанов, с. Маслов, г.Н. Сперанский, а.Ф. Тур, ю.Ф. Домбровская).
- 3. Младенческая смертность, ее структура и пути снижения.
- 4. Организация работы участкового врача-педиатра в детской поликлинике.
- 5. Принципы организации диспансерного наблюдения детей 1- го года жизни в условиях детской поликлиники.
- 6. Группы здоровья, их характеристика.
- 7. Вопросы этики и деонтологии в педиатрии.
- 8. Основные периоды детства и их характеристика.
- 9. Анатомо-физиологическая характеристика периода новорожденности.
- 10. Период грудного возраста, его характеристика.
- 16. Особенности патологии периода новорожденности.
- 17. Критерии зрелости и незрелости новорожденных.
- 18. Недоношенные дети. Классификация. Анатомо-физиологические особенности.
- 19. Основные физиологические особенности и патология периода грудного возраста.
- 20. Этапы психомоторного развития детей первого года жизни.
- 21. Психомоторное развитие детей от 1 до 3 лет жизни.
- 22. Анатомо-физиологические особенности центральной и периферической нервной системы у детей.
- 23. Условные и безусловные рефлексы у ребенка 1 года жизни.
- 24. Законы нарастания массы, длины тела, окружности головы, грудной клетки.
- 25. Оценка физического развития детей. Понятие об акселерации.
- 26. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов. Методика обследования. Семиотика.
- 27. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы. Методы обследования. Семиотика.
- 28. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения. Методика обследования. Семиотика.
- 29. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Методика обследования. Семиотика.
- 30. Особенности периферической крови у детей в различные периоды детства. Семиотика.
- 31. Анатомо-физиологические особенности печени, желчного пузыря и селезенки у детей. Методика обследования. Семиотика.
- 32. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Методика обследования. Семиотика.
- 33. Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочевыделения у детей. Методы обследования. Семиотика.
- 34. Естественное вскармливание и его преимущества для нормального развития грудного ребенка.
- 35. Режим и диета кормящей матери.
- 36. Лактация. Состав и калорийность молозива и зрелого женского молока.
- 37. Затруднения, абсолютные и относительные противопоказания при естественном вскармливании со стороны матери и ребенка.
- 38. Прикорм. Сроки введения. Характер. Коррекция витаминов и минеральных солей.
- 40. Смешанное вскармливание, его характеристика. Докорм.
- 41. Искусственное вскармливание, его характеристика. Сроки введения прикормов.
- 42. Состав и калорийность грудного молока, качественные его отличия от коровьего молока.
- 43. Характеристика основных питательных смесей для вскармливания детей 1 года жизни.
- 44. Особенности вскармливания детей 1 года жизни с рахитом
- 45. Особенности вскармливания детей 1 года жизни с гипотрофией.
- 46. Особенности вскармливания детей 1 года жизни с экссудативным диатезом
- 47. Особенности вскармливания детей 1 года жизни с анемией.
- 48. Врожденные пороки сердца, этиология, классификация
- 49. Впс: открытый артериальный проток
- 50. Впс: дмпп
- 51. Впс: дмжп
- 52. Впс: Тетрада Фалло
- 53. Впс: Коарктация аорты
- 54. Впс: стеноз легочной артерии
- 55. Дистрофии, определение, классификация
- 56. Гипотрофия. Определение, этиопатогенез, классификация.
- 57. Гипотрофия, клиника, лечение.
- 58. Паратрофия, определение, этиопатогенез, клиника и лечение
- 59. Рахит у детей. Этиология, патогенез, клиника.
- 60. Рахит у детей. Лечение и профилактика
- 61. Спазмофилия. Этиология, патогенез, клинические варианты, лечение и профилактика
- 62. Экссудативно-катаральный диатез, клинические проявления. Лечение и профилактика.
- 63. Аллергический диатез, клинические проявления. Лечение и профилактика.
- 64. Лимфатико-гипопластический диатез, клинические проявления. Лечение и профилактика
- 65. Нейро-артритический диатез, клинические проявления. Лечение и профилактика.
- 66. Жда. Этиопатогенез, классификация, диагностика.
- 67. Жда. Клиника, лечение, профилактика
- 68. Дифференциальный диагноз жда и нормохромной анемии.
- 69. Острая пневмония. Этиопатогенез, классификация, клиника
- 70. Острая пневмония. Диагностика, принципы антибактериальной терапии
- 71. Диагностические критерии острой пневмонии у детей.
- 72. Дифференциальный диагноз острой пневмонии и бронхитов
- 73. Острые бронхиты у детей. Классификация. Этиопатогенез. Клиника. Лечение.
- 74. Острый простой бронхит. Особенности клиники, критерии диагностики. Принципы лечения.
- 75. Острый обструктивный бронхит. Особенности клиники, критерии диагностики. Принципы лечения.
- 76. Бронхиолит. Особенности клиники, критерии диагностики. Принципы лечения.
- 77. Рецидивирующий бронхит. Критерии диагностики. Тактика лечения.
- 78. Хронические бронхиты у детей. Определение, этиология, патогенез, клиника, лечение.
- 79. Дыхательная недостаточность у детей. Причины, клиника, степени тяжести. Неотложная помощь
- 80. Бронхиальная астма. Этиопатогенез, классификация.
- 81. Бронхиальная астма, клиника, критерии тяжести и оценка тяжести приступа
- 82. Бронхиальная астма, понятие полного и неполного контроля астмы, оценка функции внешнего дыхания
- 83. Бронхиальная астма. Пинципы базисной терапии.
- 84. Бронхиальная астма. Принципы симптоматической терапии.
- 85. Бронхиальная астма. Астматический статус. Неотложная помощь
- 86. Острая ревматическая лихорадка у детей. Этиология, патогенез, классификация.
- 87. Острая ревматическая лихорадка у детей. Диагностические критерии, синдромы в клинике орл
- 88. Хроническая ревматическая болезнь сердца у детей. Определение. Классификация. Клиника.
- 89. Острая ревматическая лихорадка. Этапное лечение
- 90. Острая ревматическая лихорадка. Первичная и вторичная профилактика.
- 91. Острая сердечная недостаточность у детей. Классификация, клиника, неотложная помощь.
- 92. Системная красная волчанка. Критерии диагностики, классификация, лечение
- 93. Дерматомиозит. Критерии диагностики. Классификация. Лечение.
- 94. Склеродермия. Критерии диагностики, классификация, лечение
- 95. Ювенильный ревматоидный артрит у детей. Этиопатогенез, классификация, клиника.
- 96. Юра. Этапное лечение. Профилактика.
- 97. Острый гломерулонефрит у детей. Этиология, патогенез, классификация, клинические формы, этапное лечение.
- 98. Хронический гломерулонефрит у детей. Этиология, патогенез, классификация, клинические формы, лечение.
- 99. Острый пиелонефрит у детей. Этиология, патогенез, классификация, особенности клиники у детей раннего и старшего возраста. Лечение и профилактика.
- 100. Хронический пиелонефрит у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника. Лечение и профилактика.
- 101. Инфекции мочевыводящих путей. Критерии диагностики.
- 102. Дифференциальный диагноз пиелонефорита и цистита
- 103. Дифференциальный диагноз пиелонефрита и гломерулонефрита
- 104. Опн у детей. Причины. Классификация. Клиника. Неотложная помощь. Показания к гемодиализу.
- 105. Хпн, классификация, клиника.
- 106. Геморрагический васкулит у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение и профилактика.
- 107. Тромбоцитопеническая пурпура у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение.
- 108. Гемофилия у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение
- 109. Дифференциальный диагноз геморрагических диатезов
- 110. Хронические гастродуодениты у детей. Этиопатогенез, классификация
- 111. Хронический гастродуоденит, клиника, современные методы диагностики
- 112. Хронический гастродуоденит. Этапное лечение и профилактика. Схемы эрадикации h. Pylori
- 113. Язвенная болезнь у детей. Этиопатогенез, классификация.
- 114. Язвенная болезнь у детей. Клиника, особенности течения у детей на современном этапе.
- 115. Язвенная болезнь. Осложнения. Диагностика. Этапное лечение. Неотложная помощь при желудочном кровотечении.
- 116. Хронические холециститы у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика. Этапное лечение и профилактика
- 117. Жкб у детей. Этиопатогенез, особенности клиники.
- 118. Жкб у детей. Критерии диагностики. Принципы лечения
- 119. Гипомоторная дисфункция желчного пузыря у детей. Этиопатогенез, клиника, этапное лечение и профилактика
- 120. Гипермоторная дисфункция желчного пузыря. Этиопатогенез, клиника, лечение.
- 121.Аскаридоз
- 122. Трихоцефалез
- 123. Энтеробиоз.
- 124. Сахарный диабет у детей. Этиология, патогенез.
- 125. Сд у детей. Критерии диагностики. Клиника
- 126. Сд у детей. Критерии компенсации. Осложнения
- 127. Сд у детей. Принципы лечения
- 128. Гипергликемическая кома. Причины, клиника, неотложная терапия.
- 129. Гипогликемическая кома. Причины, клиника, неотложная терапия.
- 130. Дифференциальный диагноз кетоацидоческой и гипогликемической комы.
- 131. Дифтерия у детей. Формы редких локализаций. Клиника, диагностика, бактерионосительство, эпидемиологическое значение. Лечение и профилактика.
- 132. Дифтерия. Этиология, патогенез, патологическая анатомия. Классификация клинических форм.
- 133. Дифтерия ротоглотки: катаральная, локализованная, распространненая, особенности их течения. Дифференциальный диагноз. Полинейропатия при дифтерии
- 134. Дифтерия ротоглотки субтоксическая, токсическая 1-3 степени. Серотерапия, терапия осложнений.
- 135. Дифтерия гортани. Клиника, стадии, дифференциальный диагноз. Лечение, показания к оперативному вмешательству.
- 136. Дифференциальный диагноз менингококкового менингита с гнойными бактериальными менингитами другой этиологии
- 137. Дифференциальный диагноз гнойных и серозных менингитов у детей.
- 138. Скарлатина.
- 139. Корь. Этиология, эпидемиология, патогенез, классификация. Клиника типичной кори.
- 140. Корь. Этиология, патогенез, клиника митигированной, легкой, абортивной кори. Диагностика, роль в эпидемическом процессе.
- 141. Корь. Клиническая картина, диагностика, осложнения, лечение. Профилактика.
- 142. Корь. Вторичная и первичная пневмония при кори. Диагностика и лечение.
- 143. Специфическая профилактика кори по Национальному календарю прививок. Показания и противопоказания.
- 144. Стрептококковая инфекция. Скарлатина у детей. Лечение скарлатины и ее осложнений. Профилактика.
- 145. Коклюш. Этиология, эпидемиология, патогенез, классификация
- 146. Коклюш. Классификация, клиника, лечение, профилактика. Вакцины акдс и АаКдс. Противопоказания.
- 147. Эксикозы у детей при острых кишечных инфекциях. Клиника. Лечение. Принципы регидротации.
- 148. Национальный календарь профилактических прививок России
- 149. Эпидемический паротит. Эпидемиология, патогенез, этиология, классификация, клиника, лечение.
- 150. Эпидемический паротит. Осложнения, лечение, профилактика
- 151. Субмаксиллит, сублингвит, панкреатит при эпидемическом паротите. Клиника, лечение, профилактика.
- 152. Ветряная оспа. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, лечение и профилактика.
- 153. Ветряная оспа тяжелой степени. Ветряночный энцефалит. Клиника, лечение.
- 154. Респираторно-синтициальная инфекция у детей.
- 155. Грипп. Этиология, патогенез, классификация, клиника у детей раннего возраста. Лечение.
- 156. Нейротоксикоз при гриппе. Клиника, лечение
- 157. Грипп: осложнения у детей, клиника, диагностика, лечение. Специфическая профилактика. Виды вакцин. Противопоказания.
- 158. Аденовирусная инфекция. Этиология, патогенез, классификация, клиника фарингоконъюнктивальной лихорадки. Диагностика, лечение.
- 159. Опорные клинические симптомы тонзиллофарингита при аденовирусной инфекции
- 160. Парагрипп у детей. Этиология, эпидемиология, патогенез, классификация. Клиника сопутствующего ларинготрахеобронхита I и II степени.
- 161. Парагрипп у детей. Декомпенсированный стенозирующий ларинготрахеобронхит. Лечение
- 162. Энтеровирусные инфекции у детей. Этиология, Ведущие синдромы. Лечение и диагностика.
- 164. Острый вялый паралич. Дифференциальный диагноз с полиомиелитом
- 165. Опоясывающий герпес у детей. Этиология и патогенез. Клиника. Вакцины Окавак и Вариорикс. Показания.
- 166. Вирусный гепатит а. Этиология, эпидемиология, клиника, лечение. Профилактика
- 167. Базисная терапия гепатита а у детей. Специфическая профилактика.
- 168. Вирусный гепатит в. Этиология, эпидемиология, клиника, лечение. Профилактика неспецифическая. Вакцинация против вирусного гепатита в. Показания и противопоказания. Перечень вакцин.
- 169. Осложнения вирусного гепатита в. Клиника, лечение
- 170. Полиомиелит. Этиология, классификация, клиническая картина. Лечение и профилактика.
- 171. Полиомиелит. Эпидемиология. Клиника паралитической формы. Дифференциальный диагноз с вялыми параличами при энтеровирусной инфекции и дифтерии. Специфическая профилактика
- 172. Вирусный гепатит а. Безжелтушные формы. Клинико-лабораторная диагностика. Роль в распространении инфекции.
- 173. Дельта-инфекция у детей. Эпидемиология, клиника, осложнения. Лечение и профилактика.
- 174. Вакционоассоциированный полиомиелит. Клиника. Диагностика. Профилактика.
- 175. Острые шигеллезы у детей. Этиология, патогенез, эпидемиология, классификация. Особенности клиники у детей 1 года жизни. Лечение и профилактика.
- 176. Атипичные формы шигеллезов у детей. Клиника. Роль в распространении инфекции в детских коллективах. Профилактика.
- 177. Сальмонеллез внутрибольничный у детей. Клиника, диагностика, лечение и профилактика
- 178. Сальмонеллез у детей. Этиология, эпидемиология, классификация. Лечение и профилактика.
- 179. Сальмонеллез у детей. Легкие и среднетяжелые формы. Клиника, лечение, профилактика.
- 180. Сальмонеллез у детей. Редкие формы. Клиника, диагностика, лечение.
- 181. Эшерихиозы у детей. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, классификация, лечение, профилактика.
- 182. Осложнения при острых кишечных инфекциях у детей раннего возраста. Лечение.
- 183. Ротавирусная инфекция у детей. Этиология. Эпидемиология. Клиника, диагностика, лечение и профилактика
- 184. Оральная регидратация при оки. Показания к проведению. Осложнения
- 185. Менингококковая инфекция. Этиология, эпидемиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика, лечение.
- 186. Менингококковая инфекция. Этиология, Эпидемилогия. Локализованные формы. Клиника. Лечение
- 187. Менингококковая инфекция. Менингиты. Клиника, диагностика. Лечение на догоспитальном этапе и в стационаре.
- 188. Менингококковая инфекция. Менингококцемия. Инфекционно-токсический шок. Клиника. Лечение.
- 189. Краснуха у детей. Этиопатогенез, эпидемиология, клиника, дифференциальный диагноз, лечение и профилактика. Роль в развитии эмбриопатий.
- 190. Синдром врожденной краснухи у детей.
- 191. Гемофильная инфекция у детей. Этиология, эпидемиология, классификация. Клиника, диагностика, лечение. Профилактика
- 192. Пневмококковая инфекция. Этиология, эпидемиология, классификация. Клиника менингита, диагностика, лечение. Специфическая профилактика.
- 193. Болезнь Эпштейн-Барр. Инфекционный мононуклеоз у детей. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, течение, лечение
- 194. Дифтерия: ранние и поздние осложнения. Клиника. Дифференциальный диагноз. Лечение.
- 195. Правила хранения и введения вакцин и сывороток