logo
Pediatria_Detskie_infektsii_Otvety

5. Принципы организации диспансерного наблюдения детей 1- го года жизни в условиях детской поликлиники.

Основным методом в профилактической работе является диспансерный метод — метод активного динамического наблюдения не только за больными, но и за здоровыми детьми.

Организация профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья ребенка, фактически начинается еще до его рождения. Наблюдение за здоровьем беременной женщины осуществляется совместно врачами женской консультации и детской поликлиники. С момента взятия беременной женщины на учет участковый педиатр организует проведение патронажа беременной, совместно с акушерами-гинекологами женской консультации проводит занятия «Школы молодых матерей».

Беременная женщина должна посетить кабинет здорового ребенка, участковый педиатр и медицинская сестра проводят индивидуальные и групповые беседы, знакомят будущую мать с наглядными пособиями и предметами ухода за новорожденным.

Согласно существующему положению, врач-педиатр и медицинская сестра детской поликлиники посещают новорожденного в первые 3 дня после выписки из родильного дома. Если в семье родился первый ребенок, двойня или у матери нет молока, патронажное посещение рекомендуется сделать в первый же день после выписки. В дальнейшем участковая медсестра посещает ребенка на дому через 1 —2 дня в течение первой недели и еженедельно - в течение первого месяца жизни.

Участковый врач повторно посещает ребенка на дому на 14-й день, затем на 21 -й день жизни.

Под особым наблюдением участкового врача находятся дети из группы риска:

— дети из двоен;

— недоношенные;

— родившиеся с большой массой тела;

— с родовой травмой;

— родившиеся у матерей с патологией беременности, родов или пере­несших инфекционное заболевание во время беременности;

— выписанные из отделения патологии новорожденных;

— дети из неблагоприятных социально-бытовых условий.

При патронажном посещении на 4 неделе жизни новорожденного уча­стковая медицинская сестра приглашает мать на первый прием в поликлинику.

Участковый педиатр наблюдает здорового ребенка на первом году жизни 1 раз в месяц, желательно в условиях поликлиники. Во время приема врач осуществляет контроль за правильным физическим и нервно-психическим развитием ребенка, дает необходимые рекомендации матери по вскармливанию, организации режима дня, закаливанию, физическому воспитанию, профилактике рахита и по другим вопросам.

Прогрессивной формой гигиенического воспитания родителей с детьми первого года жизни являются групповые профилактические приемы, которые предусматривают не только обследования, но и тщательный опрос матерей относительно режима жизни ребенка, вскармливания и ухода за ним.

Участковая медицинская сестра посещает па дому здорового ребенка первого года жизни не реже одного раза в месяц.

Медицинское наблюдение за развитием детей этой возрастной группы должно вестись с учетом как индивидуальных особенностей ребенка, так и наиболее ответственных периодов в жизни детей первого года жизни: выписка из родильного дома; начало специфической профилактики рахита; введение докорма, прикорма; проведение профилактических прививок; прекращение грудного вскармливания; оформление ребенка в детское учреждение и т.д.

В возрасте 3,6,9, 12 месяцев (декретированные возраста) участковый врач на основании тщательного осмотра ребенка, антропометрических измерений, беседы с матерью составляет подробный эпикриз, в котором дает оценку состояния здоровья ребенка, его физического и нервно-психического развития в динамике, а также составляет план наблюдения и оздоровительных мероприятий, если в этом есть необходимость, на последующий 1сриод.

Участковый врач-педиатр наблюдает ребенка 2-го года жизни один раз < квартал (с проведением антропометрических измерений), при этом он да­ст подробное заключение о состоянии его здоровья, оценивает физическое и нервно-психическое развитие. Это заключение необходимо довести до сведения родителей, обращая внимание на недостатки в воспитании ребенка, выполнении тех или иных назначений, рекомендаций по дальнейшему зоспитанию и оздоровлению ребенка.