27. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы. Методы обследования. Семиотика.
Скелет ребенка в процессе роста и развития подвергается сложным преобразованиям, на которые оказывает влияние ряд внешних и внутренних факторов.
Костная ткань у ребенка грудного возраста имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Вследствие этого кости ребенка мягкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием давящей одежды, узкой обуви, при систематическом неправильном положении на руках взрослых, в кроватке и т. д.
К 2 годам жизни кости ребенка по строению приближаются к костям взрослого человека и к 12 годам они по своему составу уже не отличаются от них.
У новорожденного голова больших размеров и составляет 1/4 длины его тела и имеет округлую форму.
Швы черепа в грудном возрасте широкие, они представлены прямыми линиями, что хорошо заметно при ощупывании головы. Характерной особенностью черепа детей грудного возраста является наличие родничков, которые образуются в области соединения нескольких костей и представляют собой соедини-тельнотканные мембраны. Имеется четыре родничка: большой, малый, два боковых. Большинство детей рождаются с закрытыми боковыми и малым родничками. Только у 25 % новорожденных остается открытым малый родничок, расположенный между теменными и затылочной костями, закрывается он в первые месяцы жизни, но не позднее 3 мес.
Большой родничок расположен между теменными и лобной костями, ромбовидной формы, средний размер его у новорожденного 2х2,5 см; закрывается он к 12—16 мес жизни. Для измерения большого родничка сантиметровую ленту располагают между противоположными сторонами ромба (но не между его углами).
Наиболее интенсивно череп увеличивается в течение 1-го года жизни и сравнительно быстро растет до 4 лет; в дальнейшем рост черепа значительно замедляется.
У новорожденного позвоночник выпрямлен, не имеет физиологических изгибов. С ростом ребенка и возникновением новых функций появляются физиологические изгибы позвоночника. Шейный лордоз обнаруживается в 2-месячном возрасте, после того как ребенок начнет держать головку; грудной изгиб позвоночника, выпуклостью кзади, появляется в 6 мес, когда ребенок может уже сидеть; поясничный лордоз возникает после 1 года, когда ребенок начинает ходить. К 3—4 годам жизни появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника. Постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, поясничной — лишь к 12 годам.
Рост позвоночника в длину происходит неравномерно: особенно интенсивно до половой зрелосги (у девочек до 15 лет, у мальчиков до 18 лет), после 19 лет очень медленно.
У новорожденных и грудных детей до 2-го полугодия жизни грудная клетка имеет форму цилиндра или усеченного конуса. Поперечник нижнего ее отдела превышает поперечник верхнего отдела.
Ребра расположены почти горизонтально. На месте соединения костной и хрящевой частей ребра образуются небольшие утолщения, которые лучше всего определяются на средних ребрах (V—VIII). Вся грудная клетка у детей 1-х месяцев представляется укороченной. С конца 1-го или с начала 2-го года жизни грудная клетка удлиняется и появляется так называемое физиологическое опущение ребер. Ребра принимают более косое направление, межреберные промежутки становятся более узкими. Особенности грудной клетки ребенка сглаживаются к 6—7 годам, а окончательное формирование ее происходит к 12—13 годам. В это время грудная клетка подростка отличается от грудной клетки взрослого лишь размерами.
В длинных костях в течение продолжительного времени остаются хрящевые прослойки между диафизом и эпифизом — эпифизарные хрящи. Клетки эпифизарных хрящей некоторое время сохраняют способность к делению, благодаря чему кость растет в длину Полное замещение эпифизарных хрящей костной тканью заканчивается только к 25 годам. У детей 1-х месяцев жизни может наблюдаться искривление ног, что не связано с искривлением костей, а обусловлено своеобразным развитием мягких тканей.
Зубы. Ребенок рождается с зачатками молочных и постоянных зубов, которые прорезываются в определенные сроки. Как правило, зубы появляются группами с известными промежутками во времени.
Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: центральные нижние и верхние резцы — в 6—9 мес, боковые нижние и верхние резцы — в 9—12 мес, первые коренные зубы — в 12—15 мес, клыки — в 17—20 мес, вторые коренные зубы — в 21—24 мес Следовательно, в конце 1-го года жизни у ребенка имеется обычно 8 зубов. В конце 2-го или в начале 3-го года жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов
Существует формула прорезывания зубов:
Х = 4n – 20,
где n — возраст ребенка.
На 5—6 м году жизни начинается замена молочных зубов постоянными, причем первыми появляются зубы (моляры). Замена молочных зубов постоянными происходит в том же порядке, в каком они прорезывались, и заканчивается к 11— 12 годам. В возрасте 12—13 лет прорезываются вторые большие коренные зубы — моляры и в последнюю очередь, в большинстве случаев в пубертатном возрасте, появляются третьи большие коренные зубы, так называемые зубы мудрости. У детей нередко встречается неправильное оформление прикуса. Сроки прорезывания зубов не вседа одинаковы даже у нормально развивающихся детей Как правило, прорезывание молочных и постоянных зубов протекает безболезненно, так как он является физиологическим актом Однако у некоторых детей (при рахите, анемии, неврастении) прорезывание зубов может сопровождаться припухлостью, покраснением, болезненностью деен, слюноючснием, раздражительностью, тревожным сном, понижением аппетита. Следует помнить о том, что нельзя ставить все болезни, тем более тяжечые, во время прорезывания зубов в зависимость от этого акта.
Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внима ние на форму и симметричность, участие грудной клетки в ак те дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника — сколиоз.
При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций.
Осмотр костной системы проводится в определенной по следовательности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.
Мышцы у новорожденного и ребенка грудного возраста развиты слабо; они составляют около 25 % массы его тела, тогда как у взрослого — не менее 40—43 % У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц, так называемая физиологическая гипертензия, которая связана с особенностями функционирования центральной нервной системы. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей; этим объясняется тот факт, что дети грудного возраста, если их распеленать, обычно лежат с согнутыми руками и ногами. Постепенно эта гипертензия исчезает.
Сила и тонус мышц у ребенка слабые. Двигательная способность появляется сначала у мышц шеи и туловища, а потом уже у мышц конечностей. Мышечная сила постепенно нарастает. Особенно интенсивно развивается мускулатура в период полового созревания, происходит нарастание силы и точности движений. Мальчики обычно отличаются лучшим мышечным тонусом, чем девочки. Формирование и рост мышечных волокон заканчивается к 20—23 годам.
При обследовании детей обращают внимание на силу и тонус мышц. Сила мышц у детей грудного возраста измеряется лишь приблизительно путем определения того усилия, которое необходимо для противодействия тому или другому движению ребенка; у детей старшего возраста сила мышц измеряется, так же как и у взрослых, с помощью динамометра.
О тонусе мышц судят, во-первых, по степени сопротивления, которое возникает при пассивных движениях, и, во-вторых, по консистенции мышечной ткани, определяемой на ощупь. В норме развитие и тонус мышц в симметричных местах одинаковы.
При нормальном развитии ребенка двигательные навыки у него образуются последовательно. Новорожденный ребенок беспомощен, он не может самостоятельно изменить положение тела, не держит головку. Развитие статических и локомоторных функций происходит постепенно. Оно характеризуется следующими основными данными. В 1—2 мес ребенок должен удерживать голову в вертикальном положении, в 3— З,5 мес — при поддержке подмышки упираться ногами, в 6 мес — самостоятельно сидеть и поворачиваться со спины на живот и обратно, в 7—8 мес ползать, в 10 мес — стоять без опоры, в 12 мес — делать первые самостоятельные шаги.
Всякая задержка в развитии и появлении двигательных навыков у ребенка 1-го года жизни должна внушать тревогу в отношении заболевания центральной нервной системы.
Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально.
Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномерность развития мышечных групп, их тонус, сила, двигательную активность.
Мышечная сила у детей раннего возраста определяется попыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста проводится ручная динамометрия.
При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и электрическую возбудимость с по мощью электромиографов, хронаксимометров.
- 1. Основные пути развития отечественной педиатрии (труды м.В.Ломоносова, н.М.Максимовича-Амбодика, с.Ф.Хотовицкого, н.Ф.Филатова, н.П.Гундобина).
- 2. Выдающиеся отечественные педиатры и их роль в развитии педиатрии (а.А.Кисель, в.И.Молчанов, с. Маслов, г.Н. Сперанский, а.Ф. Тур, ю.Ф. Домбровская).
- 3. Младенческая смертность, ее структура и пути снижения.
- 4. Организация работы участкового врача-педиатра в детской поликлинике.
- 5. Принципы организации диспансерного наблюдения детей 1- го года жизни в условиях детской поликлиники.
- 6. Группы здоровья, их характеристика.
- 7. Вопросы этики и деонтологии в педиатрии.
- 8. Основные периоды детства и их характеристика.
- 9. Анатомо-физиологическая характеристика периода новорожденности.
- 10. Период грудного возраста, его характеристика.
- 16. Особенности патологии периода новорожденности.
- 17. Критерии зрелости и незрелости новорожденных.
- 18. Недоношенные дети. Классификация. Анатомо-физиологические особенности.
- 19. Основные физиологические особенности и патология периода грудного возраста.
- 20. Этапы психомоторного развития детей первого года жизни.
- 21. Психомоторное развитие детей от 1 до 3 лет жизни.
- 22. Анатомо-физиологические особенности центральной и периферической нервной системы у детей.
- 23. Условные и безусловные рефлексы у ребенка 1 года жизни.
- 24. Законы нарастания массы, длины тела, окружности головы, грудной клетки.
- 25. Оценка физического развития детей. Понятие об акселерации.
- 26. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов. Методика обследования. Семиотика.
- 27. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы. Методы обследования. Семиотика.
- 28. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения. Методика обследования. Семиотика.
- 29. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Методика обследования. Семиотика.
- 30. Особенности периферической крови у детей в различные периоды детства. Семиотика.
- 31. Анатомо-физиологические особенности печени, желчного пузыря и селезенки у детей. Методика обследования. Семиотика.
- 32. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Методика обследования. Семиотика.
- 33. Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочевыделения у детей. Методы обследования. Семиотика.
- 34. Естественное вскармливание и его преимущества для нормального развития грудного ребенка.
- 35. Режим и диета кормящей матери.
- 36. Лактация. Состав и калорийность молозива и зрелого женского молока.
- 37. Затруднения, абсолютные и относительные противопоказания при естественном вскармливании со стороны матери и ребенка.
- 38. Прикорм. Сроки введения. Характер. Коррекция витаминов и минеральных солей.
- 40. Смешанное вскармливание, его характеристика. Докорм.
- 41. Искусственное вскармливание, его характеристика. Сроки введения прикормов.
- 42. Состав и калорийность грудного молока, качественные его отличия от коровьего молока.
- 43. Характеристика основных питательных смесей для вскармливания детей 1 года жизни.
- 44. Особенности вскармливания детей 1 года жизни с рахитом
- 45. Особенности вскармливания детей 1 года жизни с гипотрофией.
- 46. Особенности вскармливания детей 1 года жизни с экссудативным диатезом
- 47. Особенности вскармливания детей 1 года жизни с анемией.
- 48. Врожденные пороки сердца, этиология, классификация
- 49. Впс: открытый артериальный проток
- 50. Впс: дмпп
- 51. Впс: дмжп
- 52. Впс: Тетрада Фалло
- 53. Впс: Коарктация аорты
- 54. Впс: стеноз легочной артерии
- 55. Дистрофии, определение, классификация
- 56. Гипотрофия. Определение, этиопатогенез, классификация.
- 57. Гипотрофия, клиника, лечение.
- 58. Паратрофия, определение, этиопатогенез, клиника и лечение
- 59. Рахит у детей. Этиология, патогенез, клиника.
- 60. Рахит у детей. Лечение и профилактика
- 61. Спазмофилия. Этиология, патогенез, клинические варианты, лечение и профилактика
- 62. Экссудативно-катаральный диатез, клинические проявления. Лечение и профилактика.
- 63. Аллергический диатез, клинические проявления. Лечение и профилактика.
- 64. Лимфатико-гипопластический диатез, клинические проявления. Лечение и профилактика
- 65. Нейро-артритический диатез, клинические проявления. Лечение и профилактика.
- 66. Жда. Этиопатогенез, классификация, диагностика.
- 67. Жда. Клиника, лечение, профилактика
- 68. Дифференциальный диагноз жда и нормохромной анемии.
- 69. Острая пневмония. Этиопатогенез, классификация, клиника
- 70. Острая пневмония. Диагностика, принципы антибактериальной терапии
- 71. Диагностические критерии острой пневмонии у детей.
- 72. Дифференциальный диагноз острой пневмонии и бронхитов
- 73. Острые бронхиты у детей. Классификация. Этиопатогенез. Клиника. Лечение.
- 74. Острый простой бронхит. Особенности клиники, критерии диагностики. Принципы лечения.
- 75. Острый обструктивный бронхит. Особенности клиники, критерии диагностики. Принципы лечения.
- 76. Бронхиолит. Особенности клиники, критерии диагностики. Принципы лечения.
- 77. Рецидивирующий бронхит. Критерии диагностики. Тактика лечения.
- 78. Хронические бронхиты у детей. Определение, этиология, патогенез, клиника, лечение.
- 79. Дыхательная недостаточность у детей. Причины, клиника, степени тяжести. Неотложная помощь
- 80. Бронхиальная астма. Этиопатогенез, классификация.
- 81. Бронхиальная астма, клиника, критерии тяжести и оценка тяжести приступа
- 82. Бронхиальная астма, понятие полного и неполного контроля астмы, оценка функции внешнего дыхания
- 83. Бронхиальная астма. Пинципы базисной терапии.
- 84. Бронхиальная астма. Принципы симптоматической терапии.
- 85. Бронхиальная астма. Астматический статус. Неотложная помощь
- 86. Острая ревматическая лихорадка у детей. Этиология, патогенез, классификация.
- 87. Острая ревматическая лихорадка у детей. Диагностические критерии, синдромы в клинике орл
- 88. Хроническая ревматическая болезнь сердца у детей. Определение. Классификация. Клиника.
- 89. Острая ревматическая лихорадка. Этапное лечение
- 90. Острая ревматическая лихорадка. Первичная и вторичная профилактика.
- 91. Острая сердечная недостаточность у детей. Классификация, клиника, неотложная помощь.
- 92. Системная красная волчанка. Критерии диагностики, классификация, лечение
- 93. Дерматомиозит. Критерии диагностики. Классификация. Лечение.
- 94. Склеродермия. Критерии диагностики, классификация, лечение
- 95. Ювенильный ревматоидный артрит у детей. Этиопатогенез, классификация, клиника.
- 96. Юра. Этапное лечение. Профилактика.
- 97. Острый гломерулонефрит у детей. Этиология, патогенез, классификация, клинические формы, этапное лечение.
- 98. Хронический гломерулонефрит у детей. Этиология, патогенез, классификация, клинические формы, лечение.
- 99. Острый пиелонефрит у детей. Этиология, патогенез, классификация, особенности клиники у детей раннего и старшего возраста. Лечение и профилактика.
- 100. Хронический пиелонефрит у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника. Лечение и профилактика.
- 101. Инфекции мочевыводящих путей. Критерии диагностики.
- 102. Дифференциальный диагноз пиелонефорита и цистита
- 103. Дифференциальный диагноз пиелонефрита и гломерулонефрита
- 104. Опн у детей. Причины. Классификация. Клиника. Неотложная помощь. Показания к гемодиализу.
- 105. Хпн, классификация, клиника.
- 106. Геморрагический васкулит у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение и профилактика.
- 107. Тромбоцитопеническая пурпура у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение.
- 108. Гемофилия у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение
- 109. Дифференциальный диагноз геморрагических диатезов
- 110. Хронические гастродуодениты у детей. Этиопатогенез, классификация
- 111. Хронический гастродуоденит, клиника, современные методы диагностики
- 112. Хронический гастродуоденит. Этапное лечение и профилактика. Схемы эрадикации h. Pylori
- 113. Язвенная болезнь у детей. Этиопатогенез, классификация.
- 114. Язвенная болезнь у детей. Клиника, особенности течения у детей на современном этапе.
- 115. Язвенная болезнь. Осложнения. Диагностика. Этапное лечение. Неотложная помощь при желудочном кровотечении.
- 116. Хронические холециститы у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика. Этапное лечение и профилактика
- 117. Жкб у детей. Этиопатогенез, особенности клиники.
- 118. Жкб у детей. Критерии диагностики. Принципы лечения
- 119. Гипомоторная дисфункция желчного пузыря у детей. Этиопатогенез, клиника, этапное лечение и профилактика
- 120. Гипермоторная дисфункция желчного пузыря. Этиопатогенез, клиника, лечение.
- 121.Аскаридоз
- 122. Трихоцефалез
- 123. Энтеробиоз.
- 124. Сахарный диабет у детей. Этиология, патогенез.
- 125. Сд у детей. Критерии диагностики. Клиника
- 126. Сд у детей. Критерии компенсации. Осложнения
- 127. Сд у детей. Принципы лечения
- 128. Гипергликемическая кома. Причины, клиника, неотложная терапия.
- 129. Гипогликемическая кома. Причины, клиника, неотложная терапия.
- 130. Дифференциальный диагноз кетоацидоческой и гипогликемической комы.
- 131. Дифтерия у детей. Формы редких локализаций. Клиника, диагностика, бактерионосительство, эпидемиологическое значение. Лечение и профилактика.
- 132. Дифтерия. Этиология, патогенез, патологическая анатомия. Классификация клинических форм.
- 133. Дифтерия ротоглотки: катаральная, локализованная, распространненая, особенности их течения. Дифференциальный диагноз. Полинейропатия при дифтерии
- 134. Дифтерия ротоглотки субтоксическая, токсическая 1-3 степени. Серотерапия, терапия осложнений.
- 135. Дифтерия гортани. Клиника, стадии, дифференциальный диагноз. Лечение, показания к оперативному вмешательству.
- 136. Дифференциальный диагноз менингококкового менингита с гнойными бактериальными менингитами другой этиологии
- 137. Дифференциальный диагноз гнойных и серозных менингитов у детей.
- 138. Скарлатина.
- 139. Корь. Этиология, эпидемиология, патогенез, классификация. Клиника типичной кори.
- 140. Корь. Этиология, патогенез, клиника митигированной, легкой, абортивной кори. Диагностика, роль в эпидемическом процессе.
- 141. Корь. Клиническая картина, диагностика, осложнения, лечение. Профилактика.
- 142. Корь. Вторичная и первичная пневмония при кори. Диагностика и лечение.
- 143. Специфическая профилактика кори по Национальному календарю прививок. Показания и противопоказания.
- 144. Стрептококковая инфекция. Скарлатина у детей. Лечение скарлатины и ее осложнений. Профилактика.
- 145. Коклюш. Этиология, эпидемиология, патогенез, классификация
- 146. Коклюш. Классификация, клиника, лечение, профилактика. Вакцины акдс и АаКдс. Противопоказания.
- 147. Эксикозы у детей при острых кишечных инфекциях. Клиника. Лечение. Принципы регидротации.
- 148. Национальный календарь профилактических прививок России
- 149. Эпидемический паротит. Эпидемиология, патогенез, этиология, классификация, клиника, лечение.
- 150. Эпидемический паротит. Осложнения, лечение, профилактика
- 151. Субмаксиллит, сублингвит, панкреатит при эпидемическом паротите. Клиника, лечение, профилактика.
- 152. Ветряная оспа. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, лечение и профилактика.
- 153. Ветряная оспа тяжелой степени. Ветряночный энцефалит. Клиника, лечение.
- 154. Респираторно-синтициальная инфекция у детей.
- 155. Грипп. Этиология, патогенез, классификация, клиника у детей раннего возраста. Лечение.
- 156. Нейротоксикоз при гриппе. Клиника, лечение
- 157. Грипп: осложнения у детей, клиника, диагностика, лечение. Специфическая профилактика. Виды вакцин. Противопоказания.
- 158. Аденовирусная инфекция. Этиология, патогенез, классификация, клиника фарингоконъюнктивальной лихорадки. Диагностика, лечение.
- 159. Опорные клинические симптомы тонзиллофарингита при аденовирусной инфекции
- 160. Парагрипп у детей. Этиология, эпидемиология, патогенез, классификация. Клиника сопутствующего ларинготрахеобронхита I и II степени.
- 161. Парагрипп у детей. Декомпенсированный стенозирующий ларинготрахеобронхит. Лечение
- 162. Энтеровирусные инфекции у детей. Этиология, Ведущие синдромы. Лечение и диагностика.
- 164. Острый вялый паралич. Дифференциальный диагноз с полиомиелитом
- 165. Опоясывающий герпес у детей. Этиология и патогенез. Клиника. Вакцины Окавак и Вариорикс. Показания.
- 166. Вирусный гепатит а. Этиология, эпидемиология, клиника, лечение. Профилактика
- 167. Базисная терапия гепатита а у детей. Специфическая профилактика.
- 168. Вирусный гепатит в. Этиология, эпидемиология, клиника, лечение. Профилактика неспецифическая. Вакцинация против вирусного гепатита в. Показания и противопоказания. Перечень вакцин.
- 169. Осложнения вирусного гепатита в. Клиника, лечение
- 170. Полиомиелит. Этиология, классификация, клиническая картина. Лечение и профилактика.
- 171. Полиомиелит. Эпидемиология. Клиника паралитической формы. Дифференциальный диагноз с вялыми параличами при энтеровирусной инфекции и дифтерии. Специфическая профилактика
- 172. Вирусный гепатит а. Безжелтушные формы. Клинико-лабораторная диагностика. Роль в распространении инфекции.
- 173. Дельта-инфекция у детей. Эпидемиология, клиника, осложнения. Лечение и профилактика.
- 174. Вакционоассоциированный полиомиелит. Клиника. Диагностика. Профилактика.
- 175. Острые шигеллезы у детей. Этиология, патогенез, эпидемиология, классификация. Особенности клиники у детей 1 года жизни. Лечение и профилактика.
- 176. Атипичные формы шигеллезов у детей. Клиника. Роль в распространении инфекции в детских коллективах. Профилактика.
- 177. Сальмонеллез внутрибольничный у детей. Клиника, диагностика, лечение и профилактика
- 178. Сальмонеллез у детей. Этиология, эпидемиология, классификация. Лечение и профилактика.
- 179. Сальмонеллез у детей. Легкие и среднетяжелые формы. Клиника, лечение, профилактика.
- 180. Сальмонеллез у детей. Редкие формы. Клиника, диагностика, лечение.
- 181. Эшерихиозы у детей. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, классификация, лечение, профилактика.
- 182. Осложнения при острых кишечных инфекциях у детей раннего возраста. Лечение.
- 183. Ротавирусная инфекция у детей. Этиология. Эпидемиология. Клиника, диагностика, лечение и профилактика
- 184. Оральная регидратация при оки. Показания к проведению. Осложнения
- 185. Менингококковая инфекция. Этиология, эпидемиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика, лечение.
- 186. Менингококковая инфекция. Этиология, Эпидемилогия. Локализованные формы. Клиника. Лечение
- 187. Менингококковая инфекция. Менингиты. Клиника, диагностика. Лечение на догоспитальном этапе и в стационаре.
- 188. Менингококковая инфекция. Менингококцемия. Инфекционно-токсический шок. Клиника. Лечение.
- 189. Краснуха у детей. Этиопатогенез, эпидемиология, клиника, дифференциальный диагноз, лечение и профилактика. Роль в развитии эмбриопатий.
- 190. Синдром врожденной краснухи у детей.
- 191. Гемофильная инфекция у детей. Этиология, эпидемиология, классификация. Клиника, диагностика, лечение. Профилактика
- 192. Пневмококковая инфекция. Этиология, эпидемиология, классификация. Клиника менингита, диагностика, лечение. Специфическая профилактика.
- 193. Болезнь Эпштейн-Барр. Инфекционный мононуклеоз у детей. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, течение, лечение
- 194. Дифтерия: ранние и поздние осложнения. Клиника. Дифференциальный диагноз. Лечение.
- 195. Правила хранения и введения вакцин и сывороток