Вопросы для подготовки к экзаменам.
Грибун
Основные исторические этапы развития патологии. Целлюлярная патология Вирхова; экспериментально-физиологическое направление в патологии (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.В. Пашутин, А.Б. Фохт, А.А. Богомолец и др.). Методы патофизиологических исследований.
Патофизиология (от греч. pathos - болезнь, страдание и logos - учение, наука) - основная интегративная фундаментальная медикобиологическая наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и исхода заболеваний. Основным предметом изучения патофизиологии являются:
1) причины и механизмы функциональных и биохимических нарушений, лежащих в основе болезни;
2) механизмы приспособления и восстановления нарушенных при болезни функций (механизмы выздоровления).
Основная задача патофизиологии как фундаментальной медикобиологической науки - получение новых знаний о патогенетической сущности болезни и механизмах выздоровления (саногенеза).
Термин «патологическая физиология» впервые применил в 1819 г. L. Galliott в учебнике под названием «Общая патология и патологическая физиология» («Pathologie general et physiologie pathologique»). Именно с этого времени патофизиология считается самостоятельной медицинской наукой. Бурное развитие экспериментальной медицины в начале-середине XIX в. способствовало разделению единой до этого общей патологии на две составные части - патологическую анатомию и патологическую физиологию. Так, уже в 1846 г. Р. Вихров писал: «... патологическая анатомия может, правда, начать реформу клинической медицины и медицинской практики. Если патологический анатом не желает довольствоваться своим мертвым материалом, замкнутым в простые пространственные отношения, то ему не остается ничего другого, как сделаться вместе с тем и патологическим физиологом. Патологическую физиологию никогда нельзя будет построить на патологической анатомии. Патологическая физиология имеет только два пути: один, несовершенный, - это клиническое наблюдение; и другой, возможно, совершенный, - это опыт. Поэтому патологическая физиология не есть продукт спекуляции, гипотезы, произвола или убеждения; она не составляет учения, выведенного из патологической анатомии; это - великая, самостоятельная и чрезвычайно важная наука, построенная на фактах и опытах. Гипотеза в ней имеет только временное значение, являясь матерью опыта, под именем патологической физиологии мы понимаем настоящую теоретическую научную медицину, ибо слово теоретическая, как известно, не означает гипотетическая, первая вытекает из убеждения, вторая - из произвола».
Окончательно утвердил термин «патологическая физиология» В.В. Пашутин, издав в 1878 г. «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)», а затем - двухтомник «Курс общей и экспериментальной патологии - патологической физиологии» (1885-1902). В.В. Пашутин утверждал, что «общая патология представляет именно ту отрасль знаний, в которой должно сконцентрироваться все, что выработано различными науками и что может служить к уяснению патологических процессов во всей их полноте». Фактически он отождествлял патологическую физиологию с общей патологией. Надо сказать, что наряду с термином «патофизиология» в ряде стран мира используется термин «экспериментальная патология», предложенный в свое время основоположниками экспериментального метода в медицине Ф. Мажанди (1783-1855) и К. Бернаром (1813-1873).
Подчеркивая значимость патофизиологии как экспериментальной науки, И.П. Павлов писал: «Мне кажется, капитальнейший успех современной медицины в том и значится, что она получила возможность в настоящее время вся, во всех главных ее сторонах, разрабатываться экспериментально ... в так называемой сейчас общей патологии ... Хотя клиника своими тысячелетними трудами тонко уловила образы различных болезней, однако полный анализ, полное значение механизма болезненного процесса с начала и до конца получатся только из рук экспериментатора. Одна патологическая анатомия для этого - слишком грубый прием, и одна клиника без опыта бессильна вполне проникнуть в сложность явления».
Таким образом, с момента своего возникновения патофизиология является наукой экспериментальной, и основными ее методами служат эксперимент (теоретический анализ, методы клинического исследования) и моделирование. Выделяют следующие основные методы моделирования.
1. Эксперимент на живых объектах: на различных видах лабораторных животных, изолированных органах, культурах клеток и тканей. При моделировании на живых объектах всегда нужно помнить, что организм человека намного сложнее даже самых высокоорганизованных животных и находится под постоянным влиянием социальных факторов, в связи с чем получить «полную копию» болезни человека практически невозможно. Тем не менее отдельные симптомы, синдромы и наиболее важные звенья патогенеза человека могут быть изучены на животных. Например, нельзя смоделировать на животных гипертоническую болезнь человека в полном объеме, но можно воспроизвести наиболее важный ее симптом - стойкое повышение кровяного давления (гипертонию). Необходимо также знать, что ряд заболеваний человека (психические болезни, подагру, рак желудка и некоторые другие виды опухолей, бронхиальную астму, корь, скарлатину и др.) воспроизвести в эксперименте вообще невозможно.
При моделировании патологических процессов на живых объектах большое значение имеет принцип подбора лабораторных животных, в каждом случае следует учитывать их видовые и родовые особенности. Так, например, при изучении особенностей влияния на организм различного рода токсических веществ предпочтительнее проводить опыты на животных, метаболизм которых наиболее близок метаболизму человека, - в первую очередь это свиньи, затем собаки и крысы. Для изучения иммуногенности анатоксинов рекомендуются только мыши. Аллергические реакции, анафилактический шок лучше всего моделировать на морских свинках, опухоли - на мышах, неврозы - на собаках. Авитаминоз С можно моделировать только на морских свинках и только в определенном возрасте - от 8 дней до наступления половой зрелости, позднее они уже способны синтезировать витамин С. Инфекционные процессы нужно изучать на кроликах и мышах, но не на крысах, которых отличает повышенная функциональная активность надпочечников, обусловливающая их высокую естественную (в том числе противоинфекционную) резистентность.
Для изучения патологических процессов на живых объектах используют следующие методы эксперимента:
а) метод выключения (удаления или повреждения) какого-либо органа с последующим анализом появившихся симптомов в сравнении с клинической картиной заболевания у человека, при котором обнаруживается поражение соответствующего органа. Например, еще Шарль Броун-Секар пытался создать модель аддисоновой болезни человека путем удаления одного или двух надпочечников у собак и некоторых других видов животных. Модель сахарного диабета у животных можно вызвать либо удалением поджелудочной железы, либо ее повреждением путем введения им аллоксана или дитизона;
б) метод включения - введение в организм животных различных веществ, избыток которых обусловливает развитие того или иного заболевания у человека (например, для изучения тиреотоксикоза можно смоделировать его у животных введением тиреоидных гормонов);
в) метод раздражения - изменение функции того или иного органа путем различных воздействий (например, при раздражении блуждающего нерва возникает брадикардия);
г) метод изолированных органов - установление характера и степени поражения конкретного органа (сердце, легкие, печень и др.) и его вклада в развитие недостаточности кровообращения, дыхания, пищеварения и пр.;
д) метод парабиоза - соединение двух животных (парабионтов) через кровеносную и лимфатическую системы для изучения взаимных гуморальных влияний (гормонов и других метаболитов);
е) метод культуры тканей - выделение и фракционирование клеточных элементов различных органов и тканей, широко используется в последнее время в патофизиологии, гематологии, иммунологии, онкологии, фармакологии и т.п. для изучения роли отдельных клеточных элементов в регуляции кроветворения и иммунопоэза, механизмов малигнизации клеток, установления механизмов цитоповреждающего действия различных фармакологических препаратов и др.;
ж) метод сравнительной патологии - изучение в сравнительном (эволюционном) аспекте особенностей развития и течения различных патологических процессов (воспаление, гипоксия, лихорадка и др.). Основателем сравнительной патологии считается И.И. Мечников, который, в отличие от его предшественников (К. Линней, Р. Вирхов и др.), впервые связал этот метод с эволюционной теорией. Применив метод сравнительной патологии для изучения воспаления, И.И. Мечников показал возможность использования его для понимания сформированных в процессе эволюции механизмов физиологических и патологических реакций и процессов у высших организмов и человека.
2. Клиническое исследование. Широкое внедрение в практическую медицину современных высокоинформативных неинвазивных (безвредных) биофизических, биохимических, электрофизиологических и других методов исследования позволило изучать динамику патологических процессов непосредственно у постели больного. Появилась и бурно развивается клиническая патофизиология - «экспериментальная патофизиология на человеке».
3. Математическое моделирование болезней и отдельных их элементов. Современная медицина уже достаточно широко использует математические приемы для анализа различных патологических процессов и математико-кибернетического моделирования болезней. В этих целях применяется самая современная вычислительная техника, открывающая неограниченные возможности для создания адекватных моделей болезней человека, установления механизмов их развития, прогнозирования особенностей течения и исхода.
4. Теоретическая разработка философских и методологических проблем патологии, ее фундаментальных понятий и категорий на основании тщательного анализа и синтеза возрастающего с каждым днем потока информации о механизмах развития различных патологических процессов.
В патофизиологию как учебную дисциплину входят 3 основных раздела:
1. Нозология (от греч. nosos - болезни и logos - учение) - учение о сущности болезни, формирующее основные понятия и категории патологии, включает общую этиологию (учение о причинах и условиях возникновения болезней) и общий патогенез (учение о механизмах возникновения, развития и исхода болезней, а также о механизмах устойчивости организма к действию патогенных факторов).
2. Типовые патологические процессы - процессы, лежащие в основе целого ряда заболеваний (воспаление, отек, лихорадка, аллергия и др.).
2. Патофизиология органов и систем (частная патофизиология).
Теория целлюлярной патологии выдающегося немецкого патолога Рудольфа Вирхова (1821-1902) (рис. 1-1). В опубликованной им в 1858 г. книге «Целлюлярная патология» Р. Вирхов утверждал, что болезнь - это повреждение клеток, от которых «...зависит жизнь, здоровье, болезнь и смерть». Он полагал, что организм - это всего лишь сообщество клеток, в котором каждая отдельная клетка принципиально равнозначна организму, а болезнь - это местный процесс или сумма изменений клеточных территорий. Таким образом, взгляды: Р. Вирхова на роль местного и общего в развитии болезни были сугубо механистическими, он недооценивал роль нарушения регуляторных механизмов и защитноприспособительных процессов в возникновении и развитии болезней.
РАЗВИТИЕ ПАТОФИЗИОЛОГИИ В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Виктор Васильевич Пашутин
Развитие экспериментально-физиологического направления в патологии неразрывно связано с именем выдающегося русского ученого В.В. Пашутина, по праву считающегося отцом отечественной патофизиологии. Ученик И.М. Сеченова и С.П. Боткина В.В. Пашутин явился основателем патологической физиологии как самостоятельной научной дисциплины и создателем первой научной школы патофизиологов в России.
Главной заслугой В.В. Пашутина является то, что он преобразовал общую патологию из науки умозрительной в науку экспериментальную. Основное внимание В.В. Пашутина как патолога экспериментатора привлекала проблема нарушения обмена веществ. По сей день не утратили значения его работы по полному и частичному голоданию, изучению которого он посвятил многие годы жизни. В.В. Пашутиным была разработана оригинальная методика исследования газообмена, создан первый в истории калориметр для определения теплопотерь у человека и животных. В.В. Пашутин был первым, кто указал на патогенную роль отложений гликогена («углеводное перерождение»), предсказал существование витаминов и их значение в норме и при патологии. Ему принадлежат первые в России труды по изучению деятельности желез внутренней секреции (половых желез). В.В. Пашутин является автором первого крупного руководства по патологической физиологии. В 1878 г. он издал «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)», в 1881 г. - вторую часть лекций («Патология систем тела»), а затем - двухтомник «Курс общей и экспериментальной патологии - патологической физиологии» (1885-1902). Он создал первую в России школу патофизиологов. Среди его учеников такие выдающиеся ученые, как П.М. Альбицкий, С.Д. Костюрин, Н.П. Кравков, Д.В. Косоротов, А.А. Лихачев, А.В. Репрев, Д.И. Тимофеевский, Н.Г. Ушинский и др. Д.В. Косоротов и Н.П. Кравков, получив солидную экспериментальную подготовку в лаборатории В.В. Пашутина, работали впоследствии по другой специальности: первый создал крупную научную школу судебных медиков, второй - фармакологов. Но большинство его учеников навечно связали свою судьбу с патологической физиологией и заведовали кафедрами общей патологии в Томске (П.М. Альбицкий, А.В. Репрев, Д.И. Тимофеевский), Петербурге (П.М. Альбицкий), Харькове (С.Д. Костюрин, А.В. Репрев), Варшаве, Одессе, Баку (Н.Г. Ушинский) и др. В свою очередь, каждый из них создал свою (по существу дочерние пашутинские) научную школу патофизиологов.
Александр Васильевич Репрев возглавлявший кафедру до 1926 г. Харьковский период жизни А.В. Репрева был самым плодотворным в его творческой биографии. В эти годы были созданы популярные в то время учебники «Учебник общей патологии» (1897) и «Основы общей и экспериментальной патологии» (1908), в которых он изложил курс лекций по патологической физиологии, читавшийся им студентам Томского и Харьковского университетов. Именно здесь, в Харькове, А.В. Репрев и сотрудники выполнили целую серию блестящих работ по патологии желез внутренней секреции и нарушению обмена веществ. Сегодня А.В. Репрев по праву считается основоположником отечественной эндокринологии и создателем собственной школы патофизиологов, давшей отечественной
Среди наиболее крупных научных достижений томских патофизиологов в досоветский период следует, безусловно, назвать работы П.П. Авророва и студента А.Д. Тимофеевского (впоследствии крупного ученого, академика АМН СССР) по созданию методов культивирования тканей вне организма. Классические опыты П.П. Авророва и А.Д. Тимофеевского по культивированию клеток нормальной и лейкемической крови человека и животных (1912) явились основополагающими для развития клональных методов исследования в гематологии и во многом способствовали формированию существующих сегодня представлений о генезе клеток крови и патогенезе гемобластозов. Значительный интерес представляют выполненные А.Д. Тимофеевским и С.В. Беневоленской в середине 20-х годов исследования по изучению генетической связи элементов крови между собой и клетками соединительной ткани, а также работы по выяснению влияния неспецифической инфекции на рост и развитие клеток вне организма.
Под руководством профессора А.Д. Тимофеевского начинал свой путь в науку крупный отечественный ученый, один из основоположников химиотерапии опухолей в нашей стране академик АМН СССР Леонид Федорович Ларионов (1902-1973). Будучи студентом медицинского факультета Томского университета, Л.Ф. Ларионов увлекся проблемой злокачественных опухолей и посвятил ее изучению всю свою жизнь. В 1945 г. Л.Ф. Ларионов организовал и возглавил первую в стране лабораторию экспериментальной терапии рака в Ленинградском институте онкологии, где приступил к разработке эффективных противоопухолевых препаратов и методов их рационального использования в клинике. Здесь им была разработана новая, патогенетически обоснованная, эффективная методика лечения лимфогранулематоза, удостоенная в 1951 г. Государственной премии СССР. В этом же году Л.Ф. Ларионов был приглашен в Московский институт экспериментальной и клинической онкологии АМН СССР, где до последних дней жизни руководил отделом экспериментальной химиотерапии опухолей. Здесь в творческом содружестве с ведущими химиками страны им были созданы эффективные противоопухолевые препараты, заложены прочные основы клинической химиотерапии опухолей. Академиком Л.Ф. Ларионовым выполнены глубокие исследования по проблеме патогенеза опухолевого роста, завершившиеся созданием адаптационно-дистрофической теории возникновения рака, разрабатывались вопросы, касающиеся биологического действия ионизирующей радиации, и, наконец, ему принадлежит приоритет в решении ряда фундаментальных проблем химиотерапии злокачественных новообразований. В этой области патофизиологии и онкологии он был ведущим специалистом в стране.
В 1934 г. заведующим кафедрой патофизиологии в Томске был назначен профессор Даниил Исаакович Гольдберг (1906-1973), успешно продолживший развитие научных исследований в области патофизиологии системы крови. Будучи ближайшим учеником и последователем А.Д. Тимофеевского, Даниил Исаакович создал свое научное направление, собственную школу патофизиологов и гематологов в Сибири. Работы Д.И. Гольдберга и его учеников (В.Г. Вогралик, В.А. Чепурин, В.С. Лаврова и др.) по изучению нормальных и патологических структур эритроцитов, нервной регуляции кроветворения, механизмов развития гемолитических анемий и лейкоцитозов сделали его одним из ведущих теоретиковгематологов нашей страны. В годы Великой Отечественной войны Д.И. Гольдбергом был разработан эффективный метод стимуляции заживления ран и язвенных процессов с помощью эмбриональной
мази (мазь Гольдберга), получивший широкое распространение в эвакогоспиталях СибВО и гражданских лечебных учреждениях Сибири. В 50-х годах профессор Д.И. Гольдберг с большим коллективом теоретиков и клиницистов выполнил ряд фундаментальных исследований по проблеме функциональных взаимоотношений между желудочно-кишечным трактом и системой крови, в результате которых были изучены этиология, патогенез и клиника агастрических пернициозных анемий, разработаны и внедрены в клиническую практику патогенетически обоснованные методы лечения и профилактики этого вида малокровия. В 50-60-х годах по инициативе профессора Д.И. Гольдберга и воспитанника кафедры Е.Д. Гольдберга проводились комплексные исследования по изучению радио- и химиочувствительности кроветворных клеток. Впервые в стране были изучены реакции системы крови на воздействие высокоэнергетического излучения бетатронов, описана острейшая форма лучевой болезни (смерть под лучом), выполнен большой цикл работ по сравнительному изучению особенностей действия на систему крови ионизирующей радиации от источников радиации с различной энергией излучения, проведено изучение сдвигов, возникающих при хроническом профессиональном облучении у людей и при моделировании этой патологии в эксперименте.
Н.В. Веселкин заведовал (с 1923 г.) лабораторией экспериментальной патологии (позднее биохимии) Научно-исследовательского института им. П.Ф. Лесгафта, работал в Ленинградском институте профзаболеваний и с 1942 г. – в Институте физиологии АН СССР. Е.А. Карташевский заведовал кафедрами в Перми (1918-1922) и в Ленинградском ГИМЗ (ныне Санитарно-гигиенический институт) (1922-1927), а с 1923 г. одновременно работал старшим преподавателем на кафедре общей патологии Военно-медицинской академии, где оказал большое влияние на формирование школы патофизиологов Н.Н. Аничкова.
Параллельно с развитием петербургской патофизиологической школы в Москве сформировалась вторая школа русских патофизиологов, основоположником которой был блестящий ученый экспериментатор Александр Богданович Фохт.
Будучи одним из наиболее крупных экспериментаторов своего времени, А.Б. Фохт широко использовал в своей педагогической и научной деятельности патофизиологический эксперимент и постоянно стремился приблизить изучение общей патологии к клинической медицине, теорию к практике. Он явился основателем двух институтов общей и экспериментальной патологии при медицинских факультетах Московского университета (ныне Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова) и Высших женских курсов (ныне Российский государственный медицинский университет МЗ РФ).
Диапазон научных интересов А.Б. Фохта был чрезвычайно широк: проблемы патологии сердечно-сосудистой системы, почек, органов дыхания, пищеварения. Он был одним из первых русских ученых, поднявших вопрос о необходимости широкого изучения желез внутренней секреции. В трудах А.Б. Фохта [Исследования по поводу происхождения острой и хронической пневмонии, 1878;
Основы патологии и терапии послеродовых болезней, 1888; Патология лимфообращения, 1910; Отек и водянка, 1919 и др.] нашли свое экспериментальное разрешение многие актуальные вопросы медицинской теории и практики.
Одним из наиболее ярких представителей московской школы патофизиологов первого поколения был замечательный русский патофизиолог Владимир Васильевич Воронин (1870-1960). Заслуженный деятель науки, почетный академик Академии наук Грузинской ССР, В.В. Воронин прожил долгую и яркую жизнь в науке, посвятив ее изучению общей патологии воспаления, кровообращения, периферической нервной системы. Его отличали фундаментальность и энциклопедичность знаний в области медицины, физики, химии, математики, феноменальная память, он обладал огромным опытом научно-исследовательской и педагогической работы. Все это он воплотил в двухтомном «Руководстве по патологической физиологии» (1947-1948). Эти книги характеризуются содержательностью и
оригинальностью, поскольку для решения вопросов патогенеза многих заболеваний В.В. Воронин широко использовал законы физики, механики, математики.
История развития патофизиологии в России послеоктябрьского периода неразрывно связана с именем блестящего ученого, ученика В.В. Подвысоцкого и В.В. Воронина, академика Александра Александровича Богомольца (1881-1960). Мировую известность получили классические работы А.А. Богомольца о роли соединительной ткани в патологии. Он впервые указал на огромную роль соединительной ткани в регуляции функций клеток, различных тканей и органов, доказал ее значение в формировании противоинфекционной и противораковой резистентности организма, показал, что состояние соединительной ткани определяет фактический возраст человека. Развивая идеи И.И. Мечникова о возможности стимулирования клеточных функций цитотоксическими сыворотками, А.А. Богомолец разработал и внедрил в клиническую практику антиретикулоэндотелиальную цитотоксическую сыворотку (АЦС), способную
(в малых дозах) стимулировать функцию соединительной ткани и таким образом повышать резистентность организма. Задолго до Ганса Селье он указал на роль коры надпочечников в регуляции защитных реакций организма при повреждающем действии химических агентов и инфекционных раздражителей. А.А. Богомолец является автором крупных монографий («О вегетативных центрах обмена», «Кризис в эндокринологии», «Введение в учение о конституциях и диатезах», «Продление жизни» и др.), учебника по патологической физиологии и многотомного руководства по патологической физиологии, удостоенного в 1941 г. Сталинской премии первой степени и ставшего настольной книгой нескольких поколений советских патофизиологов.
Андрей Дмитриевич Адо (1909-1997), с именем которого связано становление и развитие службы аллергологии в стране. Адо принадлежат основополагающие исследования механизмов аллергических реакций, патогенеза воспаления и иммунитета. Он провел первые в нашей стране исследования по изучению аутоаллергических процессов, им выделен (совместно с А.Х. Канчуриным) новый класс вирусиндуцированных («промежуточных») антигенов. Созданное им двухтомное «Руководство по аллергологии» по сей день является настольной книгой для специалистов самого широкого профиля - как теоретиков, так и клиницистов. Многоопытный педагог, А.Д. Адо - автор учебника по патологической физиологии - основного в последние годы учебного руководства по этой дисциплине для студентов врачебныхфакультетов медицинских вузов. Будучи широко известным ученым-патологом, А.Д. Адо традиционно большое внимание уделял разработке философских проблем медицины, вопросов общего учения о болезни, методологии преподавания патологической физиологии.
Большое влияние на развитие отечественной патофизиологии оказала ленинградская школа академика АМН СССР Николая Николаевича Аничкова (1885-1965)
Круг его научных интересов был очень широк, но основное внимание было сосредоточено на разработке четырех проблем: патологии сердечно-сосудистой системы, физиологии и патологии ретикулоэндотелиальной системы, кислородного голодания, патологии желудочно-кишечного тракта. Н.Н. Аничков выдвинул оригинальную и смелую для своего времени инфильтративную теорию патогенеза атеросклероза, признанную ныне во всем мире. По сей день не ослабевает интерес специалистов к классической работе Н.Н. Аничкова «Учение о ретикулоэндотелиальной системе» (1930) - первой отечественной монографии по этому вопросу. Написанный им в 1927 г. учебник по патологической физиологии выдержал 5 изданий и в течение почти 20 лет был наиболее популярным учебным пособием по этой дисциплине в вузе.
Представитель школы Н.Н. Аничкова академик АМН СССР Петр Николаевич Веселкин известен прежде всего своими фундаментальными исследованиями по
патофизиологии нарушений теплового обмена. Им создано классическое учение о лихорадке, изучены ее механизмы и значение в патологии. Широко известны также труды П.Н. Веселкина, посвященные патогенезу гемотрансфузионных осложнений и травматического шока, изучению роли нервной системы в проницаемости сосудов, гематоофтальмического и гематоэнцефалического барьеров, механизмам эмболии сосудов и др.
Еще одна славная страница истории отечественной патофизиологии связана с именем заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора Семена Семеновича Халатова (1884-1951) и его школы. Является автором трех учебников по патологической физиологии для медицинских вузов. С.С. Халатовым была создана крупная научная школа (И.М. Гольдберг, П.Д. Горизонтов, Р.И. Гаврилов, Г.Л. Френкель, Н.Т. Шутова и др.), основными направлениями которой были проблемы обмена веществ и патологии холестеринового обмена, вопросы эндокринологии и геронтологии. С.С. Халатов первым указал на значение местных отложений холестерина в происхождении ряда патологических процессов и доказал роль нарушений холестеринового обмена в развитии
атеросклероза. В 1923 г. по инициативе С.С. Халатова, поддержанной А.А. Богомольцем, кафедра общей патологии 1-го ММИ была переименована в кафедру патологической физиологии, что более соответствовало задачам и содержанию этой дисциплины.
- Вопросы для подготовки к экзаменам.
- Представление о сущности болезни. Основные критерии состояния болезни и здоровья. Разрушительные и приспособительные явления при болезни.
- Патологический процесс и патологическое состояние, их отличие от болезни. Типические патологические процессы.
- Формы, стадии и исходы болезней. Патофизиология терминальных состояний.
- Понятие о патогенезе. Основные механизмы действия болезнетворных факторов.
- Роль этиологических факторов в патогенезе. Цитогенетические факторы, их виды. Патогенетическая терапия. Основное звено и порочные круги в патогенезе заболеваний.
- Прямое повреждающее действие болезнетворных факторов на клетки. Специфические изменения в клетках, возникающие под действием болезнетворных факторов.
- Механизмы выздоровления. Основные виды защитно-приспособительных реакций. Компенсации.
- Роль нервной и эндокринной систем в развитии защитно-приспособительных реакций. Стресс и общий адаптационный синдром, понятие о психогенном стрессе.
- Мутации, причины их возникновения, виды, частота, роль в развитии наследственных болезней. Хромосомные болезни.
- Методы изучения наследственности у человека.
- Классификация наследственных болезней.
- Мультифакториальные болезни. Генетические болезни соматических клеток. Наследственные болезни с нетрадиционным типом наследования.
- Генные наследственные болезни. Генокопии и фенокопии.
- Современное представление о конституции. Классификация конституциональных типов, их характеристика, связь с патологией.
- Болезнетворное действие механических факторов. Синдром длительного раздавливания.
- Особенности патогенеза отдельных видов шока.
- Болезнетворное действие факторов космического полета – влияние на организм перегрузок и невесомости.
- Действие на организм повышенной и пониженной температуры. Перегревание. Тепловой удар. Гипотермия. Ожоговая болезнь, ее стадии и механизм развития.
- Действие пониженного и повышенного барометрического давления. Гипербарическая оксигенация.
- Болезнетворное действие лучей солнечного спектра. Солнечный удар. Повреждающее действие излучения лазеров.
- Факторы, определяющие степень патогенного действия электрического тока на организм. Местные и общие нарушения в организме при электротравме, механизм их развития.
- Механизмы болезнетворного действия звука, ультразвука, шума.
- Повреждение клетки, причины. Универсальный ответ клетки на повреждение. Стадии повреждения клеток.
- Критерии оценки увеличения проницаемости цитоплазматической мембраны.
- Нарушение структуры и функции митохондрий. Изменение активности ферментов и физико-химических свойств клеток при повреждении.
- Свободнорадикальное (перекисное) окисление липидов, его роль в повреждении биологических мембран. Антиоксидантные системы клеток.
- Лучевая болезнь, этиология и патогенез. Характеристика изменений в организме при острой и хронической лучевой болезни. Разновидности острой лучевой болезни.
- Понятие о реактивности и резистентности, их виды, зависимость от пола, возраста, характера питания и других внешних и внутренних факторов.
- Зависимость реактивности от функционального состояния различных отделов нервной, эндокринной, иммунной и других систем организма.
- Клинические проявления аллергии. Цитотоксический тип аллергических реакций.
- Иммунная система. Органы и функции иммунной системы. Виды антигенов.
- Клеточные и гуморальные факторы иммунитета.
- Иммунный ответ, основные стадии, патогенез.
- Иммунодефицитные состояния.
- Аутоиммунные расстройства. Иммунологическая толерантность.
- Определение понятия «аллергия». Виды аллергических реакций. Классификация и характеристика аллергических реакций по Геллу и Кумбсу. Виды аллергенов.
- Общий патогенез аллергических реакций – стадии, их характеристика. Псевдоаллергические реакции, их этиология, патогенез и клинические проявления.
- Аллергические реакции немедленного типа у человека (I и III типы по классификации Гелла и Кумбса).
- Роль возраста в развитии болезней. Старение.
- Необратимое повреждение клеток при острой гипоксии.
- Механизмы повреждения биологических мембран при патологии.
- Стабильность липидного слоя мембран и явление электрического пробоя.
- Стаз. Нарушения реологических свойств крови, приводящие к развитию стаза, механизм развития, последствия.
- Ишемия, ее виды, механизм развития и последствия. Коллатеральное кровообращение. Эмболия, виды эмболов, последствия эмболии.
- Гиперемия, виды, механизм развития, последствия.
- Тромбоз. Причины и механизм развития тромбов в артериях и венах. Последствия тромбообразования.
- Понятие о лихорадке, ее этиология. Влияние видовой и возрастной реактивности на развитие лихорадки. Экзо- и эндогенные пирогены.
- Патогенез лихорадки.
- Классификация лихорадки по степени подъема температуры и по типу температурных кривых. Стадии лихорадки, отношение между теплопродукцией и теплоотдачей в каждую из них.
- Изменение функции отдельных органов и систем при лихорадке. Значение лихорадочной реакции для организма.
- Обмен веществ при лихорадке.
- Структурно-функциональные особенности микроциркуляторного русла.
- Причины и механизм нарушений микроциркуляции (изменение на уровне сосудистой стенки, внутрисосудистые и периваскулярные изменения).
- Нарушения лимфообращения.
- Определение понятия «воспаление». Значение воспаления для организма.
- Сосудистая реакция при воспалении. Стадии, механизм их развития.
- Эмиграция лейкоцитов в очаг воспаления, механизм ее развития. Хемотаксис.
- Экссудация, ее механизм. Виды экссудата. Отличие экссудата от транссудата. Значение экссудации.
- Альтерация. Механизмы развития.
- Патогенез воспаления.
- Медиаторы воспаления. Классификация. Характеристика.
- Влияние очага воспаления на организм.
- Роль реактивности организма в развитии воспаления.
- Особенности обмена веществ в опухолях. Опухолевая прогрессия.
- Изменения в организме больных раком. Виды паранеопластических синдромов. Механизм развития раковой кахексии.
- Современные взгляды на этиологию опухолей. Виды канцерогенов.
- Современные представления о патогенезе опухолевого роста. Онкогены, гены-супрессоры клеточного деления (антионкогены), их природа и механизм действия.
- Механизмы трансформации нормальной клетки в опухолевую. Стадии опухолевой трансформации.
- Регенерация – определение понятия, обмен веществ в регенерирующей ткани, механизмы регенерации. Виды регенерации.
- Нарушения основных периодов роста человека. Гипо- и гипербиотические процессы.
- Понятие об обмене энергии. Свободное дыхание и окислительное фосфорилирование. Разобщающие и сопрягающие факторы.
- Основной обмен, зависимость его от внутренних и внешних факторов, причины нарушений.
- Биологическая роль углеводов. Причины и механизмы нарушений усвоения углеводов пищи. Нарушение межуточного обмена углеводов.
- Сахарный диабет, классификация воз, этиология и механизм развития.
- Основные проявления сахарного диабета. Диабетические комы. Поздние осложнения (микроангиопатии и нейропатии).
- Нарушения обмена веществ при сахарном диабете. Причины и патогенез гипергликемии и глюкозурии.
- И 81 одинаковые Основные проявления сахарного диабета. Диабетические комы. Поздние осложнения (микроангиопатии и нейропатии).
- Сахарный диабет, классификация воз, этиология и механизм развития.
- Биологическая роль углеводов. Причины и механизмы нарушений усвоения углеводов пищи. Нарушение межуточного обмена углеводов.
- Биологическая роль липидов. Нарушение переваривания и всасывания липидов. Ожирение – виды, причины и механизм развития. Влияние на организм.
- Гиперлипемия (виды, механизм развития, последствия). Нарушение обмена липопротеинов (виды дислипопротеинемий, их роль в развитии болезней).
- Биологическая роль холестерина, источники его эндогенного синтеза, пути экскреции.
- Гипер- и гипохолестеринемия (причины и последствия).
- Жировая инфильтрация и дистрофия печени (причины и механизм развития, последствия). Нарушения промежуточного обмена жира.
- Этиология, патогенез и последствия нарушений усвоения пищевых белков. Белково-калорийная недостаточность.
- Причины, механизм развития и последствия нарушения синтеза и распада белка в клетках. Зависимость белкового обмена от нервно-эндокринной регуляции.
- Нарушение конечных этапов белкового обмена. Гиперазотемия и ее виды. Нарушение синтеза мочевины и ее последствия.
- Причины и последствия нарушения обмена аминокислот.
- Нарушение содержания и нормальных соотношений белков плазмы (сыворотки) крови. Гипо- и гиперпротеинемия, парапротеинемия.
- Биологическая роль нуклеиновых кислот, причины и последствия нарушений их синтеза.
- Конечный этап нуклеинового обмена. Гиперурикемия. Подагра.
- Нарушения обмена кальция и фосфора – причины, основные проявления, механизм, последствия.
- Общая характеристика макро- и микроэлементов в жизнедеятельности организма.
- Нарушения обмена натрия – виды нарушений, причины, механизм, последствия, принципы коррекции.
- Нарушения обмена калия – причины, механизм, последствия, принципы коррекции.
- Нарушения обмена микроэлементов (Fe, Cu, Zn, Mn, Mo, Se, Cr) - причины, последствия.
- Нарушения обмена магния – причины, механизм, последствия.
- Этиология и патогенез гиповитаминозов. Последствия дефицита водорастворимых витаминов (с, в1, в2).
- Последствия дефицита водорастворимых витаминов (рр, в6, в12, в9 и др.).
- Ацидоз (виды, причины, механизм компенсации, последствия).
- Алкалоз (виды, причины, механизм компенсации, последствия).
- Что понимают под кислотно-щелочным состоянием. Классификация нарушений кос, механизм компенсации нарушений кос.
- Обезвоживание (виды, причины и механизм развития).
- Изменения в организме при обезвоживании. Особенности течения обезвоживания у детей. Минимальная суточная потребность в воде.
- Роль различных факторов в механизме развития отеков и водянок. Классификация отеков по патогенезу и этиологии.
- Механизм нервно-эндокринной регуляции вводно-солевого обмена. Роль активной задержки воды и электролитов в развитии отеков. Водное отравление (причины и механизм развития, последствия).
- Патогенез застойных и сердечных отеков. Механизм развития асцита и отеков при циррозе печени.
- Механизм развития отеков при различных заболеваниях почек. Нейрогенные и токсические отеки. Значение отека для организма.
- Голодание, формы голодания, периоды, их характеристика (изменения обмена веществ и функций организма). Лечение голоданием.
- Авитаминозы а, д, к, е. Гипервитаминозы.
- Понятие о системе крови. Функции крови. Органы кроветворения и кроверазрушения. Регуляция процессов кроветворения. Теории регуляции кроветворения.
- Гипопластические и апластические анемии - этиология, патогенез, клинико-гематологические проявления. Классификация анемий по регенераторной функции костного мозга.
- Острая постгеморрагическая анемия (этиология, изменение картины крови). Патогенез кровопотери (нарушение функций и приспособительные явления).
- Хроническая постгеморрагическая анемия (этиология, изменение картины крови, патогенез). Классификация анемий по цветовому показателю.
- Наследственные гемолитические анемии (этиология, патогенез, изменения в крови и целом организме).
- Железодефицитные анемии (этиология, патогенез, картина крови). Эритроцитозы. Патологические формы эритроцитов.
- Лейкоцитозы – определение, этиология и патогенез, классификация. Лейкемоидные реакции.
- Нейтрофильный лейкоцитоз – этиология, виды ядерных сдвигов, их клиническое значение; изменения в лейкоцитарной формуле при каждом виде сдвига.
- Лейкопении – причины и механизм развития, классификация, последствия. Агранулоцитоз. Изменения в лейкоцитарной формуле при различных видах лейкоцитозов и лейкопений.
- Лейкозы – общая характеристика, этиология и патогенез. Патологические формы лейкоцитов.
- Классификация лейкозов.
- Острые лейкозы – особенности классификации, характеристика изменений в крови, кроветворных органах и в целом организме.
- Хронические лейкозы – особенности классификации, патогенеза, изменения в системе крови и в целом организме.
- Виды гемостаза. Механизмы коагуляционного гемостаза. Факторы, участвующие в свертывании крови и препятствующие ему (антитромбины, фибринолитическая система).
- Структура и функция тромбоцитов. Механизм тромбоцитарно-сосудистого гемостаза. Тромбоцитопении и тромбоцитопатии. Особенности кровоточивости при нарушении тромбоцитарно-сосудистого гемостаза.
- Нарушения коагуляционного гемостаза - коагулопатии (этиология, патогенез, особенности кровоточивости).
- Роль естественных антитромбинов и фибринолитической системы в процессе коагуляционного гемостаза и развитии коагулопатии. Синдром двс. Коагулопатия потребления.
- Этиология острой и хронической недостаточности печени. Острые и хронические гепатиты (этиология, патогенез, виды, проявления). Паренхиматозная желтуха.
- Обмен желчных пигментов в норме (место синтеза, концентрации в крови, свойства, экскреция). Механическая желтуха. Изменения состава мочи при желтухах.
- Нарушение обезвреживающей функции печени. Печеночная энцефалопатия, ее патогенез и проявления. Виды печеночных ком. Особенности состава крови при различных комах.
- Основные проявления при заболеваниях почек (изменение ренальных, экстраренальных, показателей и клинические проявления).
- Острая почечная недостаточность (этиология, механизм нарушения диуреза в различные стадии данного синдрома). Изменения ренальных и экстраренальных показателей, клинические проявления.
- Нефротический синдром (этиология, патогенез, нарушения диуреза, изменения в целом организме, механизм развития нефротических отеков).
- Хроническая почечная недостаточность – причины развития. Стадии, характеристика нарушений диуреза. Изменения в крови и целом организме.
- Уремия. Определение. Механизм развития. Проявления и последствия.
- Заболевания ревматической природы и пороки сердца.
- Осложнения инфаркта миокарда и патогенез реперфузионного повреждения сердца.
- Характеристика патогенетических факторов, играющих роль в механизме развития сердечной недостаточности. Патогенез сердечной недостаточности на клеточном уровне.
- Понятие о сердечной недостаточности, этиология. Основные факторы нарушения деятельности сердца. Тампонада сердца.
- Виды некоронарогенной патологии сердца: причины и механизм развивающихся поражений (миокардиты, эндокардиты, перикардиты).
- Основные клинические проявления недостаточности сердца и их патогенез.
- Нарушение коронарного кровообращения: причины, механизм развития, последствия. Инфаркт миокарда (определение понятия, этиология, основные симптомы, саногенез).
- Нарушение проводимости миокарда. Виды блокады, механизм развития. Патогенез нарушений сердечного ритма.
- Нарушения автоматизма и возбудимости миокарда. Виды экстрасистол, их последствия. Мерцательная аритмия. Пароксизмальная тахикардия.
- Артериальная гипертензия (определение понятия, виды). Гипертоническая болезнь – этиология и патогенез, факторы риска, проявления.
- Расстройства процессов возбуждения в нейронах.
- Механизмы болевой чувствительности. Патологические боли (виды, механизм развития). Антиноцицептивная система.
- Нарушение функции спинного мозга. Спинальный шок. Синдром деафферентации.
- Повреждение парасимпатической иннервации - повышение возбудимости, угнетение или выпадение ее функций.
- Последствия нарушения симпатической иннервации. Повреждение гипоталамуса.
- Нарушение высшей нервной деятельности - неврозы (определение понятия, роль внешних и внутренних факторов в их развитии). Нарушение эмоций. Психогенный стресс.
- Влияние травм коры головного мозга и лимбической системы на развитие различных форм поведения, память и эмоции. Компенсация патологии высшей нервной деятельности.
- Нарушение интегративной функции мозга (причины и последствия расстройств функции синапсов).