6. Санитарная экспертиза продовольствия
Проведение санитарной экспертизы продовольствия включает организационные и специальные мероприятия, которые осуществляются в целях определения пригодности продуктов для питания личного состава.
При экспертизе продовольствия выделяют несколько этапов.
Первый этап - санитарно-гигиеническое обследование объекта продовольственной службы. Оно может проводиться самой продовольственной службой или в ходе разведки с целью установления вида примененного оружия, какое влияние это оказало на продовольствие. На этом же этапе проводится сортировка продовольствия - деление на группы в соответствии с пригодностью к употреблению, что во многом зависит от защитных свойств тары к упаковке. Выделяют 3 группы:
1-ая группа - продовольствие, которое пригодно для питания без лабораторных исследований: упакованное в герметичную тару и упаковку-бочки с двойным дном, бумажные мешки с двухслойным вкладышем из полиэтилена.
2-ая группа - продовольствие, которое не нуждается в исследовании, но явно не пригодно к употреблению: крупа, фрукты и овощи без упаковки.
3-ая группа - продовольствие сомнительной доброкачественности: свойства тары не обеспечивают надежного укрытия.
Не всегда продовольствие удается разделить на три группы. Тогда производится деление на две группы - пригодное и не пригодное к употреблению, при этом продукт сомнительной пригодности относят к непригодному.
Второй этап экспертизы - отбор проб. Пробы отбираются от 10% мест, вес каждой пробы-не менее 400 г. Проба продукта складывается в полиэтиленовый мешок, мешок перекручивается и вкладывается в другой с завершающей той же процедурой. В комплекте радиологических лабораторий в укладках имеется набор таких мешков. Отбор проб-довольно сложное мероприятие: к примеру, необходимо из эшелона продовольствия отобрать пробы. А если это пробы масла в условиях Средней Азии летом? Или зараженное продовольствие - отбор необходимо производить с соблюдением всех мер предосторожности.
Третий этап - проведение исследований. В первую очередь проводится санитарно-микробиологическое исследование с постановкой биологической пробы, для чего требуются термостаты, лабораторные животные и время: результаты получаем как минимум только через 2-3 суток. В дальнейшем осуществляется санитарно-радиологическое и общесанитарное (определение физических, органолептических, химических свойств) исследования.
Четвертый этап - заключение, в котором должно быть четко определена пригодность продовольствия для питания. Формулировка заключения может быть трех видов:
1. Продовольствие пригодно для питания личного состава.
2. Продовольствие не пригодно для питания личного состава.
3. Продовольствие временно не пригодно, требуется повторное исследование через 2-4 суток (обычно при загрязнении продуктами ядерного взрыва или ОВ).
Если продовольствие не пригодно для питания личного состава, то медицинская служба не может сама давать заключение об уничтожении, решение принимает командир подразделения, после чего создается комиссия с включением лиц, ответственных за материальное обеспечение.
В военное время в пищевых продуктах могут находится ОВ, РВ и БС. Имеется специальная деректива Министра Обороны СССР о допустимых количествах РВ и ОВ в пищевых продуктах. В жидких и сыпучих продуктах допускается радиоактивное загрязнение в следующих количествах: на ведро продукта-40 мр/час, на котелок-14 мр/час, буханка хлеба-не более 14 мр/час. Потреблять продукты такой степени радиоактивности можно в течение суток, если потребление в течение месяца-доза должна быть ниже в 10 раз-соответственно 4 и 1,4 мр/час.
Допускается наличие отравляющих веществ: иприт-0,1 мг/кг продовольствия, азотистый иприт-0,04 мг/кг, люизит-0,06 мг/кг. Фосфороорганические соединения (зарин, зоман) и ви-газы в продуктах питания не должны содержаться.
Исследование пищевых продуктов начинается в санитарно-противоэпидемическом взводе, где имеются дозиметры и медицинский прибор химической разведки, продолжается в санитарно-противоэпидемическом отряде армии, а при необходимости - в СПЭО и фронта.
- Лекция №1
- . Гигиена, как медицинская наука, профилактической направленности. . Цель, предмет, объект и метод гигиены.
- Гигиена как фундаментальная наука.
- Законы гигиены.
- . Дифференциация гигиены как учебной дисциплины.
- . История развития гигиены. Связь гигиены с лечебной медициной.
- . Концепция гигиенической диагностики на современном этапе.
- Заключение
- Лекция № 2
- Концепция факторов риска как научная основа современных представлений о профилактике заболеваний
- . Группировка факторов риска
- Алгоритм гигиенической донозологической диагностики
- Гигиеническое нормирование воздействия на организм человека факторов окружающей среды
- . Принципы гигиенического нормирования
- Заключение
- Лекция n 3 тема: физические и биологические основы действия ионизирующих излучений.
- Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом (физическая стадия)
- Прямое и косвенное действие ионизирующих излучений. Радиолиз воды. Кислородный эффект (физико-химическая стадия)
- Действие ионизирующих излучений на макромолекулы (химическая стадия)
- Реакция клеток на облучение (биологическая стадия)
- Лекция №4
- . Гигиеническая характеристика физических факторов воздушной среды.
- . Физические свойства атмосферного воздуха. Метеорологические факторы.
- Температура воздуха
- Влажность воздуха
- . Движение воздуха
- Ионизация воздуха и атмосферное электричество
- Микроклимат помещений и его гигиеническая оценка
- .Принципы гигиенического нормирования микроклимата помещений
- Заключение
- Лекция №5 Введение в гигиену детей и подростков
- . Комплексная оценка состояния здоровья детей
- Медицинские критерии
- Гигиенические основы режима дня и учебно-воспитательного процесса
- Заключение
- Лекция №6
- . Гигиеническая характеристика систем больничного строительства.
- . Гигиенические требования к размещению и планировке лечебно-профилактических учреждений.
- Гигиенические требования к архитектурно-планировочным решениям основных подразделений стационара.
- Поликлиника
- Профилактика внутрибольничных инфекций
- Заключение
- Лекция №7. Гигиеническое значение питьевой воды и
- 2. Эпидемиологическое значение воды.
- 3. Химический состав воды и его влияние на здоровье населения.
- 4. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.
- 5. Гигиеническая характеристика источников водоснабжения
- 6. Санитарная охрана источников водоснабжения.
- 7. Методы улучшения качества питьевой воды
- 8. Заключение
- Лекция № 8 . Введение в гигиену питания.
- . Законы рационального питания и их практическая значимость.
- Принципы рационального режима питания:
- Теория адекватного питания.
- Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергиидля различных групп населения и их гигиеническая оценка.
- Заключение
- Лекция №9
- . Основные принципы диетического питания
- Учет особенностей биохимических и физиологических процессов
- Лечебные свойства пищевых продуктов и отдельных блюд.
- 2 Белковый обмен и белки пищи.
- Жировой обмен и жиры пищи.
- Витамины и их роль в питании человека
- Минеральные вещества и их роль в питании человека
- Организация диетического питания и физиолого-гигиеническая характеристика основных диет
- Заключение
- Лекция № 10
- Гигиеническая экспертиза пищевых продуктов: цель, задачи, этапы проведения и варианты заключения.
- Классификация пищевых отравлений
- . Токсикоинфекции
- . Бактериотоксикозы.
- Микотоксикозы.
- Заключение
- Лекция №11 предмет и содержание военной гигиены
- . Особенности службы в армии
- Роль и место санитарно-гигиенических мероприятий в общей системе медицинского обеспечения войск
- Силы и средства медицинской службы по гигиеническому обеспечению войск
- Классификация видов размещения войск
- Особенности санитарно-гигиенического обеспечения полевого размещения войск
- . Заключение.
- Лекция № 12 гигиена воды и водоснабжение в военное время.
- Организация водоснабжения войск в военное время
- Требования к качеству воды в полевых условиях.
- .Табельные средства по организации водоснабжения в полевых условиях
- . Обязанности медицинской службы по контролю за водоснабжением в 0 2полевых условиях
- Индивидуальные средства обеззараживания воды
- Хлорирование воды по способу профессора Драчева
- Хлорирование воды по способу профессора Черкинского
- Заключение
- Лекция № 13
- Гигиена труда в артиллерии и ракетных войсках
- Особенности службы и медицинского обеспечения в бронетанковых и мотострелковых войсках
- Особенности санитарно-гигиенического обеспечения передвижения войск
- Гигиена труда в радиотехнических войсках
- Глубина проникновения поля свч в организм
- Заключение
- Лекця №14 гигиена питания войск
- 2. Организация питания войск и задачи
- 3. Организация санитарно-гигиенического контроля
- 4. Организация питания войск в военное время
- 5. Защита продуктов питания от отравляющих,
- 6. Санитарная экспертиза продовольствия
- 7.Методы дезактивации и обезвреживания