. Особенности службы в армии
В течение нескольких последних 10-летий наука продвигалась далеко вперед, появились новые химические вещества и соединения, новые сплавы, иные решения многих технических вопросов. Все это привело к тому, что в армии вольно или невольно появились новые виды вооружения, новые виды техники, возникли новые рода войск. те факторы, которые воздействовали на организм военнослужащих, остались и до настоящего времени, однако их значение несколько изменилось
Во время службы в армии на организм могут оказывать влияние 3 основных группы факторов - нервно-психическое напряжение, физические и химические факторы. Нервно-психическое напряжение раньше было связано преимущественно не столько с обслуживанием боевой техники, сколько с необычностью обстановки, в которую попадал человек: это большой коллектив, где трудно уединяться, побыть один на один с собой, непривычное питание, размещение и просто тяжелая служба. Сейчас в понятие нервно-психического напряжения вкладывается совершенно другой смысл. Нервно-психическое напряжение можно продемонстрировать на примере летных войск. Во время Великой Отечественной войны скорость серийных боевых самолетов достигла максимум 500 км/час. Сейчас она в 2-3 раза больше скорости звука, то есть превышает 3000 км/час. При такой громадной скорости полеты порой осуществляются на небольшой высоте: 50 100 м над землей. Летчик работает в дефиците времени. Ему необходимо визуально снимать показания с расположенных перед ним приборов, а в зависимости от типа самолета в кабине может быть до 400 приборов и ручек управления, следить за быстро меняющейся обстановкой за пределами самолета и получать наставления от руководителя полета. Всю эту информацию нужно быстро сынтегрировать, выбрать необходимое, принять решение и выполнить его маневром боевой машины, в противном случае может произойти катастрофа.
Под группой физических факторов в основном раньше имелось в виду большая физическая нагрузка. В настоящее время она осталась, но в значительной мере стала менее интенсивной. К примеру, раньше строительство оборонительных сооружений типа окопа, траншеи, ходов сообщения производилось преимущественно мускульной силой солдата, лопатой, ломом и киркой. Сейчас инженерная служба располагает мощными средствами для оборудования таких оборонительных сооружений в более короткий срок. Доля физического труда сокращается, количество маршей и пеших переходов также уменьшается в связи с обеспеченностью армии техникой.
Но к этой группе относится не только физическая нагрузка, но и воздействие различных факторов на организм. Вибрация и шум имеются всегда при обслуживании той или иной техники. Сейчас вибрация достигла очень больших пределов, особенно при совершении полетов на современных боевых самолетах и выполнении фигур высшего пилотажа, а также при запуске ракет. В последнем случае возникает интенсивный шум, по своей напряженности превосходящий не только болевой, но и травматический предел.
Если проводить пример из авиации, то перегрузка и ускорения действовали всегда. Они возникают тогда, когда изменяется скорость или направление движения. Но в связи с возросшими скоростями и маневренностью самолетов эти перегрузки и ускорения стали приближаться к тем, которые испытывает космонавт при старте ракеты либо при вхождении в плотные слои атмосферы спускаемого отсека. Естественно, что предъявляются повышенные требования к организму пилота.
С развитием военной науки и техники появился ряд новых физических факторов. Широкое внедрение радиотехнических средств связано с опасностью воздействия на организм военнослужащих электромагнитных колебаний сверхвысокой частоты, обладающих выраженным биологическим эффектом вплоть до смертельного. Оснащение армии ядерным оружием привело к появлению ионизирующего излучения. Это довольно опасные физические факторы, к тому же при работе с ними сказывается и дополнительное нервно-психическое направление.
К химическим факторам раньше преимущественно относили пороховые газы. При стрельбе, особенно если орудие находится в каком-то закрытом, ограниченном в объеме пространстве (долговременные огневые сооружения либо танк), возможно накопление большого количества пороховых газов, где основными компонентами являются окись углерода и окислы азота, обладающие высокой токсичностью. Если вспомнить статистику, то оказывается, что потери в германском флоте на 80% составляли за счет угорания артиллеристов, которые вели стрельбу из закрытых капониров кораблей. В настоящее время, если говорить о танке как о закрытом пространстве, то объем уменьшился, а скорость стрельбы возросла в несколько раз. Следовательно, концентрация пороховых газов может увеличиться, что сопровождается усилением их действия на организм танкистов. Как видите, старый фактор приобрел новое звучание.
Уже упоминалось об агрессивности ракетных топлив. Это новый и достаточно опасный химический фактор. Некоторые компоненты ракетных топлив по своей токсичности мало уступают старым боевым отравляющим веществам, так что контакт с ними при неправильном обращении может привести к тяжелым отравлениям.
Таковы наиболее общие особенности службы в армии в настоящее время. Естественно, что с изменением условий и появлением новых факторов изменилось и медицинское обеспечение, причем существенные изменения появились именно со стороны санитарно-гигиенического обеспечения войск.
- Лекция №1
- . Гигиена, как медицинская наука, профилактической направленности. . Цель, предмет, объект и метод гигиены.
- Гигиена как фундаментальная наука.
- Законы гигиены.
- . Дифференциация гигиены как учебной дисциплины.
- . История развития гигиены. Связь гигиены с лечебной медициной.
- . Концепция гигиенической диагностики на современном этапе.
- Заключение
- Лекция № 2
- Концепция факторов риска как научная основа современных представлений о профилактике заболеваний
- . Группировка факторов риска
- Алгоритм гигиенической донозологической диагностики
- Гигиеническое нормирование воздействия на организм человека факторов окружающей среды
- . Принципы гигиенического нормирования
- Заключение
- Лекция n 3 тема: физические и биологические основы действия ионизирующих излучений.
- Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом (физическая стадия)
- Прямое и косвенное действие ионизирующих излучений. Радиолиз воды. Кислородный эффект (физико-химическая стадия)
- Действие ионизирующих излучений на макромолекулы (химическая стадия)
- Реакция клеток на облучение (биологическая стадия)
- Лекция №4
- . Гигиеническая характеристика физических факторов воздушной среды.
- . Физические свойства атмосферного воздуха. Метеорологические факторы.
- Температура воздуха
- Влажность воздуха
- . Движение воздуха
- Ионизация воздуха и атмосферное электричество
- Микроклимат помещений и его гигиеническая оценка
- .Принципы гигиенического нормирования микроклимата помещений
- Заключение
- Лекция №5 Введение в гигиену детей и подростков
- . Комплексная оценка состояния здоровья детей
- Медицинские критерии
- Гигиенические основы режима дня и учебно-воспитательного процесса
- Заключение
- Лекция №6
- . Гигиеническая характеристика систем больничного строительства.
- . Гигиенические требования к размещению и планировке лечебно-профилактических учреждений.
- Гигиенические требования к архитектурно-планировочным решениям основных подразделений стационара.
- Поликлиника
- Профилактика внутрибольничных инфекций
- Заключение
- Лекция №7. Гигиеническое значение питьевой воды и
- 2. Эпидемиологическое значение воды.
- 3. Химический состав воды и его влияние на здоровье населения.
- 4. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.
- 5. Гигиеническая характеристика источников водоснабжения
- 6. Санитарная охрана источников водоснабжения.
- 7. Методы улучшения качества питьевой воды
- 8. Заключение
- Лекция № 8 . Введение в гигиену питания.
- . Законы рационального питания и их практическая значимость.
- Принципы рационального режима питания:
- Теория адекватного питания.
- Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергиидля различных групп населения и их гигиеническая оценка.
- Заключение
- Лекция №9
- . Основные принципы диетического питания
- Учет особенностей биохимических и физиологических процессов
- Лечебные свойства пищевых продуктов и отдельных блюд.
- 2 Белковый обмен и белки пищи.
- Жировой обмен и жиры пищи.
- Витамины и их роль в питании человека
- Минеральные вещества и их роль в питании человека
- Организация диетического питания и физиолого-гигиеническая характеристика основных диет
- Заключение
- Лекция № 10
- Гигиеническая экспертиза пищевых продуктов: цель, задачи, этапы проведения и варианты заключения.
- Классификация пищевых отравлений
- . Токсикоинфекции
- . Бактериотоксикозы.
- Микотоксикозы.
- Заключение
- Лекция №11 предмет и содержание военной гигиены
- . Особенности службы в армии
- Роль и место санитарно-гигиенических мероприятий в общей системе медицинского обеспечения войск
- Силы и средства медицинской службы по гигиеническому обеспечению войск
- Классификация видов размещения войск
- Особенности санитарно-гигиенического обеспечения полевого размещения войск
- . Заключение.
- Лекция № 12 гигиена воды и водоснабжение в военное время.
- Организация водоснабжения войск в военное время
- Требования к качеству воды в полевых условиях.
- .Табельные средства по организации водоснабжения в полевых условиях
- . Обязанности медицинской службы по контролю за водоснабжением в 0 2полевых условиях
- Индивидуальные средства обеззараживания воды
- Хлорирование воды по способу профессора Драчева
- Хлорирование воды по способу профессора Черкинского
- Заключение
- Лекция № 13
- Гигиена труда в артиллерии и ракетных войсках
- Особенности службы и медицинского обеспечения в бронетанковых и мотострелковых войсках
- Особенности санитарно-гигиенического обеспечения передвижения войск
- Гигиена труда в радиотехнических войсках
- Глубина проникновения поля свч в организм
- Заключение
- Лекця №14 гигиена питания войск
- 2. Организация питания войск и задачи
- 3. Организация санитарно-гигиенического контроля
- 4. Организация питания войск в военное время
- 5. Защита продуктов питания от отравляющих,
- 6. Санитарная экспертиза продовольствия
- 7.Методы дезактивации и обезвреживания