. Гигиена, как медицинская наука, профилактической направленности. . Цель, предмет, объект и метод гигиены.
Цель гигиены как науки - охрана и укрепление общественного и личного здоровья путем оздоровления природной и социальной окружающей среды, слагающейся из конкретных условий труда, быта и поведения человека. По современным представлениям (Устав Всемирной организации здравоохранения), здоровье означает не только отсутствие болезней, но и максимальное физическое, психическое и социальное благополучие, позволяющее человеку наиболее эффективно выполнять свои общественные и трудовые функции. Следовательно, здоровье человека является понятием биосоциальным при ведущей роли социального.
Предметом гигиены является изучение закономерностей взаимодействия факторов природной и социальной среды и организма человека, исследование причинно-следственных связей в системе "внешняя среда-здоровье человека", так как большинство случаев нарушения здоровья, болезней и раннего старения организма является результатом взаимодействия человека с неблагоприятными воздействиями внешней среды.
Основными объектами исследования в гигиене выступают здоровый человек (социальная группа, популяция, население региона) и внешняя среда. По происхождению факторы внешней среды делятся на природные, производственные и бытовые. По своей природе факторы внешней среды разделяют на физические (климат, микроклимат помещений, атмосферное электричество, шум, вибрация, ионизирующие и неионизирующие излучения и другие), химические (химический состав атмосферного воздуха жилых и служебных помещений), биологические (микроорганизмы, растения, грибы, насекомые, животные и продукты их жизнедеятельности) и социально-бытовые (условия размещения, отдыха людей, питание, водоснабжение).
Метод гигиены отличается специфической профилактической направленностью, заключающейся в предупреждении или ослаблении действия вредных факторов и использовании полезных факторов природной и социальной среды для достижения цели - сохранения и укреплении общественного здоровья.
Специфичность метода гигиены заключается не только в его направленности на устранение негативного влияния среды на человека, но и в способе реализации этой направленности: не путем непосредственного воздействия на человека (лечение), а через регламентацию комплекса научно обоснованных юридических, административных, технических, хозяйственных и других мероприятий.
В гигиене применяются следующие конкретные методы исследования.
1. Метод гигиенического обследования объекта, в котором живут или
работают люди. Этот метод заключается в натурном исследовании условий труда, быта и отдыха, в сравнении выявленных условий с гигиеническими нормативами и в выработке рекомендаций по устранению выявленных санитарных нарушений.
2. Инструментально-лабораторный метод, сыгравший большую роль в превращении гигиены в научную дисциплину. При этом используется значительное число частных методик для исследования физических, химических, биологических факторов окружающей среды, а также функциональных сдвигов, дающих представление о влиянии этих факторов на организм.
3. Санитарно-статистический метод, позволяющий оценить уровень общественного здоровья в том или ином коллективе, группе населения в связи с воздействием факторов природной и социальной среды по трем основным группам показателей:
- санитарно-демографические показатели, характеризующие воспроизводство населения (рождаемость, смертность, причины смерти, средняя продолжительность жизни, конечные результаты воспроизводства);
- показатели заболеваемости и трудопотерь (первичная обращаемость, госпитализация, трудопотери);
- показатели физического развития (рост, масса тела, функциональные показатели).
4. Экспериментальный метод, используемый в научных исследованиях в интересах гигиенического нормирования, включающий в себя лабораторные и натурные исследования.
Суммируя сказанное, современную гигиену можно определить как комплекс медицинских профилактических научных дисциплин и областей практической деятельности врачей, имеющих целью сохранение и укрепление здоровья людей методом предупреждения болезней и преждевременного старения организма.
- Лекция №1
- . Гигиена, как медицинская наука, профилактической направленности. . Цель, предмет, объект и метод гигиены.
- Гигиена как фундаментальная наука.
- Законы гигиены.
- . Дифференциация гигиены как учебной дисциплины.
- . История развития гигиены. Связь гигиены с лечебной медициной.
- . Концепция гигиенической диагностики на современном этапе.
- Заключение
- Лекция № 2
- Концепция факторов риска как научная основа современных представлений о профилактике заболеваний
- . Группировка факторов риска
- Алгоритм гигиенической донозологической диагностики
- Гигиеническое нормирование воздействия на организм человека факторов окружающей среды
- . Принципы гигиенического нормирования
- Заключение
- Лекция n 3 тема: физические и биологические основы действия ионизирующих излучений.
- Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом (физическая стадия)
- Прямое и косвенное действие ионизирующих излучений. Радиолиз воды. Кислородный эффект (физико-химическая стадия)
- Действие ионизирующих излучений на макромолекулы (химическая стадия)
- Реакция клеток на облучение (биологическая стадия)
- Лекция №4
- . Гигиеническая характеристика физических факторов воздушной среды.
- . Физические свойства атмосферного воздуха. Метеорологические факторы.
- Температура воздуха
- Влажность воздуха
- . Движение воздуха
- Ионизация воздуха и атмосферное электричество
- Микроклимат помещений и его гигиеническая оценка
- .Принципы гигиенического нормирования микроклимата помещений
- Заключение
- Лекция №5 Введение в гигиену детей и подростков
- . Комплексная оценка состояния здоровья детей
- Медицинские критерии
- Гигиенические основы режима дня и учебно-воспитательного процесса
- Заключение
- Лекция №6
- . Гигиеническая характеристика систем больничного строительства.
- . Гигиенические требования к размещению и планировке лечебно-профилактических учреждений.
- Гигиенические требования к архитектурно-планировочным решениям основных подразделений стационара.
- Поликлиника
- Профилактика внутрибольничных инфекций
- Заключение
- Лекция №7. Гигиеническое значение питьевой воды и
- 2. Эпидемиологическое значение воды.
- 3. Химический состав воды и его влияние на здоровье населения.
- 4. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.
- 5. Гигиеническая характеристика источников водоснабжения
- 6. Санитарная охрана источников водоснабжения.
- 7. Методы улучшения качества питьевой воды
- 8. Заключение
- Лекция № 8 . Введение в гигиену питания.
- . Законы рационального питания и их практическая значимость.
- Принципы рационального режима питания:
- Теория адекватного питания.
- Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергиидля различных групп населения и их гигиеническая оценка.
- Заключение
- Лекция №9
- . Основные принципы диетического питания
- Учет особенностей биохимических и физиологических процессов
- Лечебные свойства пищевых продуктов и отдельных блюд.
- 2 Белковый обмен и белки пищи.
- Жировой обмен и жиры пищи.
- Витамины и их роль в питании человека
- Минеральные вещества и их роль в питании человека
- Организация диетического питания и физиолого-гигиеническая характеристика основных диет
- Заключение
- Лекция № 10
- Гигиеническая экспертиза пищевых продуктов: цель, задачи, этапы проведения и варианты заключения.
- Классификация пищевых отравлений
- . Токсикоинфекции
- . Бактериотоксикозы.
- Микотоксикозы.
- Заключение
- Лекция №11 предмет и содержание военной гигиены
- . Особенности службы в армии
- Роль и место санитарно-гигиенических мероприятий в общей системе медицинского обеспечения войск
- Силы и средства медицинской службы по гигиеническому обеспечению войск
- Классификация видов размещения войск
- Особенности санитарно-гигиенического обеспечения полевого размещения войск
- . Заключение.
- Лекция № 12 гигиена воды и водоснабжение в военное время.
- Организация водоснабжения войск в военное время
- Требования к качеству воды в полевых условиях.
- .Табельные средства по организации водоснабжения в полевых условиях
- . Обязанности медицинской службы по контролю за водоснабжением в 0 2полевых условиях
- Индивидуальные средства обеззараживания воды
- Хлорирование воды по способу профессора Драчева
- Хлорирование воды по способу профессора Черкинского
- Заключение
- Лекция № 13
- Гигиена труда в артиллерии и ракетных войсках
- Особенности службы и медицинского обеспечения в бронетанковых и мотострелковых войсках
- Особенности санитарно-гигиенического обеспечения передвижения войск
- Гигиена труда в радиотехнических войсках
- Глубина проникновения поля свч в организм
- Заключение
- Лекця №14 гигиена питания войск
- 2. Организация питания войск и задачи
- 3. Организация санитарно-гигиенического контроля
- 4. Организация питания войск в военное время
- 5. Защита продуктов питания от отравляющих,
- 6. Санитарная экспертиза продовольствия
- 7.Методы дезактивации и обезвреживания