logo
ОБЩАЯ ГИГИЕНА ЛЕКЦИИ

Лекция №5 Введение в гигиену детей и подростков

Гигиена детей и подростков как научная дисциплина и практическая область здравоохранения призвана обосновывать и осуществлять профилак­тические мероприятия, направленные на укрепление здоровья подрастающе­го поколения. Она изучает влияние природных и социальных факторов, оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм; разраба­тывает гигиенические нормативы и санитарно-противоэпидемические требо­вания и правила; контролирует санитарное состояние детских и подрост­ковых учреждений; обосновывает оздоровительные мероприятия, направлен­ные на снижение заболеваемости, совершенствование функциональных воз­можностей и гармоническое развитие детей и подростков.

Выделение гигиены детей и подростков в самостоятельную гигиени­ческую дисциплину и врачебную специальность обусловлено также тем, что дети и подростки составляют особый контингент населения; они находятся в своеобразных условиях воспитания и обучения, не совпадающих с усло­виями профессиональной и общественной жизни взрослых. Объектом изуче­ния этой дисциплины является здоровье детских и подростковых коллекти­вов, длительное время находящихся в своеобразных условиях окружающей среды.

Гигиена детей и подростков сравнительно молодая профилактическая дисциплина. Самостоятельное развитие она получила только после октября 1917 года. Однако истоки ее находятся в далеком прошлом, в недрах на­родной предупредительной медицины, ее советах по гигиеническому воспи­танию детей. Причины болезней в то время не были известны, лечение не проводилось, или было мало эффективным. Поэтому медицинская мысль была направлена прежде всего на разработку общих рекомендаций по сохранению здоровья детей и подростков. Многовековой опыт человечества в дальней­шем позволил выявить основные причины утраты здоровья и сформировать принципиальные гигиенические требования, но эти разрозненные знания не были научно обоснованы.

В середине 19 века гигиена детей и подростков получила дальнейшее развитие на основе экспериментальных исследований. Этому способствова­ли научные труды А.Г.Доброславина и Ф.Ф.Эрисмана, а также их учеников и последователей - Г.В.Хлопина, В.С.Игнатьева и др. Заслуга этих уче­ных в том, что они впервые применили точные методы естественных наук в гигиенических исследованиях, обосновали необходимость эксперименталь­ных наблюдений.

Особо следует выделить роль работ Ф.Ф.Эрисмана, который по праву считается основоположником отечественной школьной гигиены. Раскрывая суть его научных исследований, мы должны в первую очередь подчеркнуть их социально-гигиенических аспект. Отставание в физическом развитии, высокую заболеваемость и смертность детей ученый рассматривал позиций экономического положения и социальных условий жизни рабочего класса в царской России. К теоретическим работам Ф.Эрисмана относятся исследо­вания по выявлению закономерностей роста детей в зависимости от усло­вий их воспитания и разработка оценочных показателей физического раз­вития (индекс Эрисмана). В его работе "Влияние школ на происхождение близорукости" (1870) впервые выявлена тенденция распространения близо­рукости и усиления ее степени по мере перехода учащихся из класса в класс. Вскрывая причины этого явления, Ф.Эрисман указал, что "прогрес­сивная миопия есть зло, возникающее только от нецелесообразного уст­ройства школ. Он разработал и обосновал целый ряд мероприятий по про­филактике близорукости учащихся: гигиенические требования к освещен­ности класса, размеры и конструкции школьных столов и скамеек, в част­ности он предложил конструкцию парты (парта Эрисмана). Ученый высказал соображения о профилактике переутомления учащихся, о гигиенических требованиях к расписанию уроков и др. Однако в царской России не было возможностей для реализации результатов научных исследований.

Только в новых социальных условиях гигиена детей и подростков стала развиваться не только как научная дисциплина, но и как область здравоохранения. Врачебная деятельность специалистов в этой области в настоящее время основывается на санитарном законодательстве, прави­тельственных актах и постановлениях, т.е. носит государственный харак­тер.