. Гигиенические требования к размещению и планировке лечебно-профилактических учреждений.
От месторасположения и других особенностей больничного участка во многом зависит возможность создания в больнице гигиенического комфорта. Поэтому для лечебно-профилактических учреждений отводятся земельные участки, наиболее благоприятные по своим естественным условиям, расположенные на возвышенной сухой местности, по возможности с южным склоном, хорошо проветриваемые и богатые растительностью.
Территория больницы должна быть удалена от источников шума ( железные дороги, аэродромы, главные городские магистрали ) и загрязнения воздуха, почвы и воды ( общегородские свалки, поля ассенизации, бойни, скотомогильники ).
Между промышленными предприятиями и больничным участком устанавливаются санитарно-защитные зоны шириной от 50 до 100 м в зависимости от степени вредности производства. Участок должен располагаться с наветренной стороны ( с учетом розы ветров ) в отношении производственных предприятий и других источников загрязнения воздуха. Не случайно, специализированные больницы, не связанные с амбулаторным приемом больных, строятся на окраине или даже вне населенного пункта, например, туберкулезные, психиатрические больницы или реабилитационные центры, для которых благоприятные природные условия являются дополнительным лечебным фактором.
Наиболее удобным для размещения больничного комплекса является участок прямоугольной формы с соотношением сторон 1:2 или 2:3. Длинная ось больничного здания должна быть расположена в направлении с востока на запад, что позволяет обеспечить наиболее благоприятную южную ориентацию палат для больных.
Участок должен быть связан с обслуживаемым районом или населенным пунктом удобными подъездными путями и подходами.
При современных системах строительства больниц требуется не менее территории в расчете на одну койку.
Перед строительством составляют генеральный план участка больницы. Для создания оптимального санитарного и лечебно-охранительного режимов и психологического комфорта при разработке генерального плана участок делят по функциональному признаку на следующие зоны:
1) лечебных корпусов - неинфекционных, инфекционных;
2) садово-парковую;
3) поликлиники;
4) патологоанатомического отделения;
5) хозяйственную и др.
Больничные здания должны быть простой, но красивой архитектуры, светлыми, окруженными зелеными насаждениями. Они должны находиться от границ участка не менее чем на 30 м. Разрыв между фасадами соседних лечебных корпусов должен быть не менее 2,5 высот противоположного здания; между торцами достаточно расстояния 15 м. Инфекционное отделение располагают в глубине участка.
Здание поликлиники располагают изолированно от лечебных корпусов на расстоянии 30-50 м от них. Вход в зону поликлиники должен быть отдельный. В изолированном месте, не видном из окон больничных зданий, размещают патологоанатомическое отделение с моргом.
При перефирии участка необходима посадка 15-метровой защитной зоны зеленых насаждений, ограждающих больницу от шума, пыли и сильных ветров.
Правильная планировка предусматривает наличие минимум двух въездов на территорию больницы: в лечебную и хозяйственную зоны. Последний может быть использован для подъезда к патологоанатомическому корпусу.
Плотность застройки участка больницы должна быть в пределах 12-15%. Площадь зеленых насаждений и газонов занимает не менее 60% территории, а остальные 20-25% - хозяйственный двор, проезды, дорожки.
- Лекция №1
- . Гигиена, как медицинская наука, профилактической направленности. . Цель, предмет, объект и метод гигиены.
- Гигиена как фундаментальная наука.
- Законы гигиены.
- . Дифференциация гигиены как учебной дисциплины.
- . История развития гигиены. Связь гигиены с лечебной медициной.
- . Концепция гигиенической диагностики на современном этапе.
- Заключение
- Лекция № 2
- Концепция факторов риска как научная основа современных представлений о профилактике заболеваний
- . Группировка факторов риска
- Алгоритм гигиенической донозологической диагностики
- Гигиеническое нормирование воздействия на организм человека факторов окружающей среды
- . Принципы гигиенического нормирования
- Заключение
- Лекция n 3 тема: физические и биологические основы действия ионизирующих излучений.
- Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом (физическая стадия)
- Прямое и косвенное действие ионизирующих излучений. Радиолиз воды. Кислородный эффект (физико-химическая стадия)
- Действие ионизирующих излучений на макромолекулы (химическая стадия)
- Реакция клеток на облучение (биологическая стадия)
- Лекция №4
- . Гигиеническая характеристика физических факторов воздушной среды.
- . Физические свойства атмосферного воздуха. Метеорологические факторы.
- Температура воздуха
- Влажность воздуха
- . Движение воздуха
- Ионизация воздуха и атмосферное электричество
- Микроклимат помещений и его гигиеническая оценка
- .Принципы гигиенического нормирования микроклимата помещений
- Заключение
- Лекция №5 Введение в гигиену детей и подростков
- . Комплексная оценка состояния здоровья детей
- Медицинские критерии
- Гигиенические основы режима дня и учебно-воспитательного процесса
- Заключение
- Лекция №6
- . Гигиеническая характеристика систем больничного строительства.
- . Гигиенические требования к размещению и планировке лечебно-профилактических учреждений.
- Гигиенические требования к архитектурно-планировочным решениям основных подразделений стационара.
- Поликлиника
- Профилактика внутрибольничных инфекций
- Заключение
- Лекция №7. Гигиеническое значение питьевой воды и
- 2. Эпидемиологическое значение воды.
- 3. Химический состав воды и его влияние на здоровье населения.
- 4. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.
- 5. Гигиеническая характеристика источников водоснабжения
- 6. Санитарная охрана источников водоснабжения.
- 7. Методы улучшения качества питьевой воды
- 8. Заключение
- Лекция № 8 . Введение в гигиену питания.
- . Законы рационального питания и их практическая значимость.
- Принципы рационального режима питания:
- Теория адекватного питания.
- Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергиидля различных групп населения и их гигиеническая оценка.
- Заключение
- Лекция №9
- . Основные принципы диетического питания
- Учет особенностей биохимических и физиологических процессов
- Лечебные свойства пищевых продуктов и отдельных блюд.
- 2 Белковый обмен и белки пищи.
- Жировой обмен и жиры пищи.
- Витамины и их роль в питании человека
- Минеральные вещества и их роль в питании человека
- Организация диетического питания и физиолого-гигиеническая характеристика основных диет
- Заключение
- Лекция № 10
- Гигиеническая экспертиза пищевых продуктов: цель, задачи, этапы проведения и варианты заключения.
- Классификация пищевых отравлений
- . Токсикоинфекции
- . Бактериотоксикозы.
- Микотоксикозы.
- Заключение
- Лекция №11 предмет и содержание военной гигиены
- . Особенности службы в армии
- Роль и место санитарно-гигиенических мероприятий в общей системе медицинского обеспечения войск
- Силы и средства медицинской службы по гигиеническому обеспечению войск
- Классификация видов размещения войск
- Особенности санитарно-гигиенического обеспечения полевого размещения войск
- . Заключение.
- Лекция № 12 гигиена воды и водоснабжение в военное время.
- Организация водоснабжения войск в военное время
- Требования к качеству воды в полевых условиях.
- .Табельные средства по организации водоснабжения в полевых условиях
- . Обязанности медицинской службы по контролю за водоснабжением в 0 2полевых условиях
- Индивидуальные средства обеззараживания воды
- Хлорирование воды по способу профессора Драчева
- Хлорирование воды по способу профессора Черкинского
- Заключение
- Лекция № 13
- Гигиена труда в артиллерии и ракетных войсках
- Особенности службы и медицинского обеспечения в бронетанковых и мотострелковых войсках
- Особенности санитарно-гигиенического обеспечения передвижения войск
- Гигиена труда в радиотехнических войсках
- Глубина проникновения поля свч в организм
- Заключение
- Лекця №14 гигиена питания войск
- 2. Организация питания войск и задачи
- 3. Организация санитарно-гигиенического контроля
- 4. Организация питания войск в военное время
- 5. Защита продуктов питания от отравляющих,
- 6. Санитарная экспертиза продовольствия
- 7.Методы дезактивации и обезвреживания