Классификация видов размещения войск
Боеспособность армии, ее отдельных родов и подразделений определяется не только технической оснащенностью, но во многом зависит и от здоровья людей, обслуживающих технику. На организм военнослужащих воздействуют как специфические, так и неспецифические факторы. Среди последней группы, наряду с питанием и водоснабжением, немаловажная роль принадлежит условиям проживания военнослужащих, их труда и отдыха. Санитарно-гигиенический контроль за размещением является одной из задач медицинской службы по гигиеническому обеспечению войск.
Классификация видов размещения войск неоднократно пересматривалась и менялась в последние годы.
Различают 2 вида размещения войск - стационарное и полевое. Типичным примером стационарного размещения, характерным для мирного времени, является военный городок. Полевое размещение войск, которое используется как в мирное, так и в военное время, включает в себя размещение в населенных пунктах (поквартирное), вне населенных пунктов и смешанное. Вне населенных пунктов войска могут располагаться в лагерных условиях (возможны и временные военные городки), бивачным способом и в фортификационных сооружениях. Последние бывают открытые, полузакрытые и закрытые. В свою очередь закрытые фортификационные сооружения могут быть заглубленными и подземными (глубокими). Как заглубленные, так и подземные подразделяются на герметизированные и негерметизированные.
Такова современная классификация видов размещения войск, и нам предстоит обсудить особенности каждого из них.
Наряду с полевым, нам придется для более глубокого понимания рассмотреть основные вопросы и стационарного размещения войск, тем более, что и в полевых условиях могут быть временные военные городки. Под военным городком понимается комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и предназначенных для расквартирования войск. Военные городки обычно строятся из расчета на вместимость от 5 до 10 тыс. человек и в зависимости от этого бывают малые, средние, крупные и большие. Не останавливаясь на вопросах, связанных с выбором участка под строительство, так как они не отличаются от выбора местности под застройку обычных городов и поселков, необходимо более подробно рассмотреть зонирование территории военного городка, ее планировку.
Вся территория военного городка подразделяется на 6 зон. Первая основная зона - это так называемая казарменно-учебная. В этой зоне, как явствует из названия, расположены казармы для личного состава (младшего командного и рядового) и учебные корпуса. Здесь же находится штаб, кухня-столовая, медпункт и гауптвахта.
Вторая зона - зона боевой техники. В этой зоне располагается штатная боевая техника и транспорт данной части. В зависимости от того, к какому роду войск относится данная часть, такова будет и техника. Здесь же находится и склад горюче-смазочных материалов, но этот склад расходный, то есть горюче-смазочных материалов имеется столько, чтобы обеспечить бесперебойную работу техники на 2-3 дня.
Третья зона - хозяйственная. В ней располагаются баня-прачечная, водопроводные сооружения, электростанция и пожарная часть. В случаях, когда военный городок удален от населенных пунктов и есть необходимость возведения собственной хлебопекарни, то она возводится здесь.
Четвертая зона - складская. В этой зоне, тщательно охраняемой, как и зона боевой техники, находятся запасы боевых припасов, горюче-смазочных материалов и все оборудование инженерной службы, к примеру, табельные средства для добычи и обработки воды.
Пятая зона - так называемая жилая - предназначена для размещения офицерского состава, сверхсрочнослужащих и их семей. Для нормального жизнеобеспечения в этой зоне есть детские ясли-сады, школа, магазины, кафе-столовая для офицеров, гостиница для приезжающих и командированных и общежитие для холостых офицеров.
И последняя, шестая зона - клубно-спортивная - включает клуб и спортивное ядро. Спортивный комплекс может быть самым разнообразным, в зависимости от того, какая воинская часть и какие необходимы спортивные снаряды для проведения не только обшеукрепляющих, но и специальных мероприятий.
Все эти зоны в военном городке функционально связаны между собой. Особенно важно, чтобы единый комплекс представляли вторая (боевой техники), третья (хозяйственная) и четвертая (складская) зоны. Тогда по сигналу "тревога" военнослужащие из казарменно-учебной зоны легко могут занять места согласно штатному расписанию и двинуться в нужном направлении.
Более подробно следует остановиться на первой зоне - казарменно-учебной, именно на казармах как местах проживания личного состава младшего командного и рядового. Раньше казармы строились 2 типов: централизованные и децентрализованные. Централизованные казармы чем-то напоминали пожарную часть, когда внизу находится техника, а наверху располагается личный состав. Разумеется, обитание в таких казармах с гигиенической точки зрения не является оптимальным, так как от автотранспорта, находящегося внизу, при регулировке двигателей и обслуживания масса выхлопных газов и горюче-смазочных материалов поступает вверх, в обитаемые помещения. Поэтому в настоящее время полностью отказались от централизованных казарм и перешли на децентрализованные, когда все здания, все помещения заняты под размещение личного состава. Типов и видов казарм очень много.
В обязанности медицинской службы входят оценка условий проживания в казармах и контроль за санитарным состоянием территории воинской части. Врач должен следить за размещением военнослужащих в казарме, за температурно-влажным режимом помещений, вентиляцией, освещением, уборкой и т.д.
В спальных помещениях размещение кроватей может быть 1 - ярусное или 2 - ярусное. Если размещение 1 - ярусное, то на одного человека должно приходиться 4,1 м 52 0 площади и соответственно около 12,3 53 0 помещения. При 2 - ярусном размещении коек площадь соответствует 2,5 м 52 0, кубатура - 7,5 м 53 0 (в жилой зоне, где размещается офицерский состав, на 1 человека положено 6 м 52 0 площади). Объем вентиляции в спальных помещениях должен обеспечивать содержание углекислого газа не выше 0,1%. Система отопления должна поддерживать температурный режим на уровне 16-19 50 0С, относительную влажность- 35-65% и подвижность воздуха около 0,1 м/сек. Во избежание чрезмерного радиационного охлаждения от стен, особенно наружных, или наоборот, перегревания от отопительных приборов кровати должны располагаться не ближе 50-80 см от таковых.
В помещениях должна осуществляться влажная уборка при сквозном проветривании. Причем влажную уборку следует начинать не ранее, чем через 30-40 мин после того, как личный состав покинул помещение. Именно за этот срок пыль успевает осесть на горизонтальные поверхности, и уборка будет эффективной. Паркетные полы натираются мастикой или могут быть покрыты лаком. С гигиенической точки зрения неплохо покрытие полов линолеумом.
Кроме спальных помещений, в казарме имеется ленинская комната из расчета 20 5 0м 52 0 на роту, помещение для хранения и чистки оружия площадью около 15 м 52 0 и таких же размеров комната бытового обслуживания. К примеру, в одном из батальонов по подготовке квалифицированных командиров боевых машин (танков) бытовая комната разделена на несколько функциональных зон. Одна из этих зон предназначена для ремонта обмундирования, его чистки и глажения. Здесь же имеется все необходимое для этого. Раньше каждый военнослужащий в своей тумбочке имел нитки, иголку;и, крючки, пуговицы и т.д. Сейчас же все это находится в специальном ящике в бытовой комнате. В данном помещении бытового обслуживания вторая зона занята под местную парикмахерскую, где из числа военнослужащих выделяется парикмахер, у которого прирожденный дар к этому ремеслу. Третью функциональную зону занимает выделенный из числа военнослужащих сапожник, который осуществляет мелкий несложный ремонт обуви. Естественно, это не дом быта, где все делают мастера, а здесь соблюдается принцип полного самообслуживания.
Для просушки верхней одежды и обуви в казармах необходима сушилка, работающая одновременно в 2 режимах. В режиме около 40 50 0 С осуществляется просушка кожаных изделий, так как если температура будет выше, то эти изделия деформируются и не пригодны для дальнейшего употребления. Температурный режим около 60 50 0 С предназначен для просушки верхней одежды - суконной и хлопчатобумажной. В казарме необходимо и такое функциональное звено как умывальник- туалет. Один кран в умывальнике оборудуется из расчета на 5-7 человек. Раньше говорили, что должна быть ножная ванна и хорошо бы с проточной водой. Служба а армии достаточно трудная и тяжелая, весь день военнослужащий находится на ногах в достаточно тяжелой обуви и, придя после трудового дня в казарму, необходимо вымыть ноги. Это прежде всего с целью профилактики грибковых заболеваний.
В настоящее время в связи с тем, что наши Вооруженные силы полностью моторизованы, насыщены самой разнообразной боевой техникой, возрос контакт военнослужащих с горюче-смазочными и другими материалами. Обычной помывки лица, рук и ног после трудового дня явно недостаточно, поэтому устраиваются душевые комнаты из расчета 1 душевая установка на 10-12 человек.
В туалетных комнатах, состыкованных с умывальными, одно очко рассчитывается на 12-16 человек.
В заключение необходимо указать, что все помещения в казарме, кроме спальни и ленинской комнаты, должны быть объединены в единый функциональный блок, то есть находиться при входе в казарму. Только в таком случае военнослужащие, возвратясь с занятий, смогут привести в порядок оружие, обмундирование и помыться, не загрязняя спальное помещение и ленинскую комнату.
- Лекция №1
- . Гигиена, как медицинская наука, профилактической направленности. . Цель, предмет, объект и метод гигиены.
- Гигиена как фундаментальная наука.
- Законы гигиены.
- . Дифференциация гигиены как учебной дисциплины.
- . История развития гигиены. Связь гигиены с лечебной медициной.
- . Концепция гигиенической диагностики на современном этапе.
- Заключение
- Лекция № 2
- Концепция факторов риска как научная основа современных представлений о профилактике заболеваний
- . Группировка факторов риска
- Алгоритм гигиенической донозологической диагностики
- Гигиеническое нормирование воздействия на организм человека факторов окружающей среды
- . Принципы гигиенического нормирования
- Заключение
- Лекция n 3 тема: физические и биологические основы действия ионизирующих излучений.
- Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом (физическая стадия)
- Прямое и косвенное действие ионизирующих излучений. Радиолиз воды. Кислородный эффект (физико-химическая стадия)
- Действие ионизирующих излучений на макромолекулы (химическая стадия)
- Реакция клеток на облучение (биологическая стадия)
- Лекция №4
- . Гигиеническая характеристика физических факторов воздушной среды.
- . Физические свойства атмосферного воздуха. Метеорологические факторы.
- Температура воздуха
- Влажность воздуха
- . Движение воздуха
- Ионизация воздуха и атмосферное электричество
- Микроклимат помещений и его гигиеническая оценка
- .Принципы гигиенического нормирования микроклимата помещений
- Заключение
- Лекция №5 Введение в гигиену детей и подростков
- . Комплексная оценка состояния здоровья детей
- Медицинские критерии
- Гигиенические основы режима дня и учебно-воспитательного процесса
- Заключение
- Лекция №6
- . Гигиеническая характеристика систем больничного строительства.
- . Гигиенические требования к размещению и планировке лечебно-профилактических учреждений.
- Гигиенические требования к архитектурно-планировочным решениям основных подразделений стационара.
- Поликлиника
- Профилактика внутрибольничных инфекций
- Заключение
- Лекция №7. Гигиеническое значение питьевой воды и
- 2. Эпидемиологическое значение воды.
- 3. Химический состав воды и его влияние на здоровье населения.
- 4. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.
- 5. Гигиеническая характеристика источников водоснабжения
- 6. Санитарная охрана источников водоснабжения.
- 7. Методы улучшения качества питьевой воды
- 8. Заключение
- Лекция № 8 . Введение в гигиену питания.
- . Законы рационального питания и их практическая значимость.
- Принципы рационального режима питания:
- Теория адекватного питания.
- Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергиидля различных групп населения и их гигиеническая оценка.
- Заключение
- Лекция №9
- . Основные принципы диетического питания
- Учет особенностей биохимических и физиологических процессов
- Лечебные свойства пищевых продуктов и отдельных блюд.
- 2 Белковый обмен и белки пищи.
- Жировой обмен и жиры пищи.
- Витамины и их роль в питании человека
- Минеральные вещества и их роль в питании человека
- Организация диетического питания и физиолого-гигиеническая характеристика основных диет
- Заключение
- Лекция № 10
- Гигиеническая экспертиза пищевых продуктов: цель, задачи, этапы проведения и варианты заключения.
- Классификация пищевых отравлений
- . Токсикоинфекции
- . Бактериотоксикозы.
- Микотоксикозы.
- Заключение
- Лекция №11 предмет и содержание военной гигиены
- . Особенности службы в армии
- Роль и место санитарно-гигиенических мероприятий в общей системе медицинского обеспечения войск
- Силы и средства медицинской службы по гигиеническому обеспечению войск
- Классификация видов размещения войск
- Особенности санитарно-гигиенического обеспечения полевого размещения войск
- . Заключение.
- Лекция № 12 гигиена воды и водоснабжение в военное время.
- Организация водоснабжения войск в военное время
- Требования к качеству воды в полевых условиях.
- .Табельные средства по организации водоснабжения в полевых условиях
- . Обязанности медицинской службы по контролю за водоснабжением в 0 2полевых условиях
- Индивидуальные средства обеззараживания воды
- Хлорирование воды по способу профессора Драчева
- Хлорирование воды по способу профессора Черкинского
- Заключение
- Лекция № 13
- Гигиена труда в артиллерии и ракетных войсках
- Особенности службы и медицинского обеспечения в бронетанковых и мотострелковых войсках
- Особенности санитарно-гигиенического обеспечения передвижения войск
- Гигиена труда в радиотехнических войсках
- Глубина проникновения поля свч в организм
- Заключение
- Лекця №14 гигиена питания войск
- 2. Организация питания войск и задачи
- 3. Организация санитарно-гигиенического контроля
- 4. Организация питания войск в военное время
- 5. Защита продуктов питания от отравляющих,
- 6. Санитарная экспертиза продовольствия
- 7.Методы дезактивации и обезвреживания