Вопрос 4. Физическая реабилитация при неврозах
Неврозы - длительное и выраженное отклонение высшей нервной деятельности от нормы вследствие перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности.
В основе изменений при неврозах лежат:
- нарушение процессов возбуждения и торможения;
- взаимоотношений между корой и подкоркой;
- нормального соотношения 1-й и 2-й сигнальной системы.
Неврозы чаще развиваются у лиц со слабым типом нервной системы. Невротические реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению или внутренним конфликтам. Важную роль в генезе неврозов играет и конституциональная предрасположенность.
Выделяют 3 типа неврозов:
- неврастения,
- невроз навязчивых состояний (психастения),
- истерия.
Неврастения (астенический невроз) характеризуется ослаблением внутреннего торможения, повышенной психической и физической утомляемостью, рассеянностью, снижением работоспособности. Больным присуща раздражительность, чрезмерная возбудимость, гиперестезия, возможны нарушения сна, головные боли вегетативные расстройства и т.д. Ее иногда называют раздражительной слабостью.
Психастения (невроз навязчивых состояний) — следствие слабости подкорки и первой сигнальной системы. В коре головного мозга образуются очаги патологической застойности — больные пункты. Характерны навязчивые мысли. Идеи, навязчивые страхи (фобии), боязнь пространства и положения, страх транспорта и т.д.
Истерия - следствие нарушений нормальных взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами с преобладанием первой. При истерии характерны двигательные расстройства (истерические парезы и параличи, гиперкинезы, тики, тремор и т.д.), вегетативные расстройства и расстройства чувствительности.
Физические упражнения при неврозах выравнивают динамику основных нервных процессов (возбуждение и торможение), координируют функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем. Регулярное применение физической культуры сглаживает различные расстройства вегетативной нервной системы.
Методика ЛФК дифференцируется в зависимости от типа невроза. В условиях стационара используются утренняя гигиеническая гимнастика, малоподвижные и подвижные игры, элементы хореотерапии, психотерапевтическое воздействие, массаж, чаще общий, гидротерапия.
Основная задача занятий — общеукрепляющее воздействие.
С этой целью применяются упражнения умеренной интенсивности для всех мышечных групп, сочетающиеся с углублением дыхания, с сопротивлением и отягощениями, со снарядами и на снарядах.
При повышенной возбудимости больных, когда нет необходимости активизировать кору, усиливая ее влияние на подкорку и первую сигнальную систему (истерия), темп занятий, тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть спокойными. Упражнения следует преимущественно объяснять, а не показывать.
Целесообразно использовать целые гимнастические комбинации, упражнения на внимание, равновесие, прыжки, метание, а также некоторые игры и эстафеты.
При истерических контрактурах и параличах следует использовать упражнения и игры, требующие интенсивной активной работы мышечных групп, не вовлеченных в контрактуры и параличи, а также концентрации внимания.
Больных, у которых невроз проявляется преимущественно в заторможенности и угнетенности (психастения), необходимо постоянно и настойчиво активизировать. Рекомендуется использовать хорошо знакомые больному эмоционально-окрашенные упражнения, не фиксируя внимание на точности выполнения упражнений. Исправлять ошибки следует, демонстрируя хорошее выполнение упражнений. Необходимо широко использовать игровой метод проведения занятий. Тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть живыми, бодрыми. Больных с очагами застойного возбуждения во время занятий необходимо отвлекать от навязчивых мыслей, заинтересовать, создавая другую доминанту.
Наиболее благотворно на больных неврозами действует санаторный режим. Реабилитационные мероприятия в санаторно-курортных условиях характеризуются общеукрепляющим воздействием на весь организм и направлены на закаливание организма, повышение работоспособности и психологической устойчивости. С этой целью широко используются прогулки, экскурсии, спортивные игры, занятия в бассейне, элементы спорта, туризм. В арсенал средств обязательно включается общий массаж, различные виды психотерапии и физиобальнеотерапии (оксигенотерапия, иглорефлексотерапия, водные процедуры, радоновые, сульфидные и йодобромные ванны).
- Н.Н. Сетяева основы физической реабилитации Часть 2
- Физическая реабилитация при заболеваниях внутренних органов
- Вопрос 1. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- Вопрос 2. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания
- Вопрос 3. Физическая реабилитация при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
- Вопрос 4. Реабилитационные мероприятия при заболеваниях обмена веществ
- Контрольные вопросы
- ФИзическая реабилитация при оперативном вмешательстве на органах грудной и брюшной полости
- Вопрос 1. Оперативные вмешательства при заболеваниях и повреждениях органов грудной полости.
- Вопрос 2. Характеристики реабилитационных мероприятий в предоперационном и послеоперационном периодах при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- 1. Пороки с переполнением малого круга кровообращения (гиперволемией).
- 2. Пороки с обеднением малого круга кровообращения (гиповолемией).
- 3. Пороки с нормальным легочным кровотоком.
- Распределения больных по группам для занятий
- Вопрос 3. Оперативные вмешательства при заболеваниях и повреждениях органов брюшной полости
- 1. Режим – строго постельный.
- 2. Режим – постельный.
- 3. Палатный двигательный режим.
- 4. Свободный режим.
- Контрольные вопросы
- ФИзическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы
- Вопрос 1. Травмы и заболевания периферической нервной системы
- Парезы и параличи
- Вопрос 2. Заболевания вещества спинного мозга
- Долгосрочные задачи реабилитации при рассеянном склерозе в стационаре
- Вопрос 3. Заболевания цнс (головного мозга)
- Вопрос 4. Физическая реабилитация при неврозах
- Вопрос 5. Физическая реабилитация при черепно-мозговой травме
- Вопрос 6. Физическая реабилитация при остеохондрозе
- Контрольные вопросы
- Особенности занятий физическими упражнениями в период беременности, в родах и послеродовом периоде. Лфк при гинекологических заболеваниях План:
- Лфк в период беременности
- Критерии распределения беременных на группы для занятий гимнастикой (по а.К. Поплавскому)
- Корригирующая гимнастика по методике и.Ф. Дикань при высокой спонтанной активности и высоком тонусе матки
- Вопрос 2. Клинико-физиологическое обоснование и методика занятий в период родов
- Вопрос 3. Клинико-физиологическое обоснование и методика занятий в послеродовом периоде
- Вопрос 4. Лфк и массаж при воспалительных гинекологических заболеваний
- Комплексная реабилитация в гинекологии
- Аномалии развития матки
- Контрольные вопросы
- Реабилитация инвалидов с повреждениями и дефектами опорно-двигательного аппарата
- Вопрос 1. Ампутация. Причины ампутации конечности
- Вопрос 2. Метаболические нарушения и функциональные расстройства организма инвалидов после ампутации конечностей
- Вопрос 3. Методические особенности физической тренировки инвалидов
- Контрольные вопросы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Содержание
- Приложения