Долгосрочные задачи реабилитации при рассеянном склерозе в стационаре
(клиника неврологии СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова)
Задача | Исполнитель |
Профилактика обострений болезни и вторичных осложнений | Все члены бригады |
Симптоматическое лечение | Невролог |
Информирование пациента/родственников о проблемах, связанных с заболеванием, о возможностях их коррекции. Это процесс обучения, а не однократная информация. | Все члены бригады |
Обучение приемам передвижения и безопасного перемещения | Физиотерапевт |
Физиотерапия для уменьшения спастичности, нарушений координации, поддержания адекватного состояния мышц, нормализации тазовых функций, профилактики вторичных осложнений | Физиотерапевт |
Переобучение бытовым/профессиональным навыкам для улучшения выполнения социальных ролевых обязанностей пациента | Трудотерапевт |
Диагностика и коррекция дисфункции тазовых органов | Невролог, медсестра |
Психологическая адаптация к проблемам, связанным с заболеванием | Все члены бригады |
Эффективное использование принципов работы мультидисциплинарной бригады, а также особенности клинических проявлений рассеянного склероза (собственно, потребовавшие применения мультидисциплинарного подхода) в конечном счете определяют и наиболее приемлемые формы проведения курсов реабилитационного лечения.
Реабилитационная помощь при рассеянном склерозе в стационаре
Наиболее перспективной формой представляется реабилитация в условиях стационара (специализированные палаты или отделения). Ее преимущества: возможность использования бригадного подхода с одновременной всесторонней оценкой проблем больного и правильной постановкой задач данного курса реабилитации; эффективное использование рабочего времени персонала - членов бригады; эффективное использование времени (расписание) и физических возможностей пациента; возможность занятий в группе; возможность для ухаживающих лиц за время пребывания пациента в стационаре решить домашние проблемы (ремонт, переезд, психологическая передышка); возможность гибкой смены режима "стационар - дневной стационар".
В условиях стационара не могут быть эффективно решены проблемы повседневной деятельности пациента в конкретных домашних условиях, его досуга.
Реабилитационная помощь при рассеянном склерозе на дому
Необходимость непрерывности реабилитации при рассеянном склерозе определяет вторую по значимости форму ее проведения - систематическую реабилитационную помощь на дому. У этой формы реабилитации следующие преимущества:
- пациент находится в привычной обстановке, в условиях психологического комфорта, в результате чего меньше выражена физическая истощаемость и занятия более эффективны;
- имеются максимальные возможности для трудотерапевта решать с пациентом конкретные задачи;
- по данным опроса пациентов, этот вид помощи наиболее привлекателен (в том числе из-за неприспособленности больниц к нуждам больных, необходимости их присутствия дома (маленькие дети) и т.д.).
Амбулаторная форма реабилитации в сегодняшних условиях оказывается менее приемлемой для больных рассеянным склерозом: у большинства пациентов есть резкие ограничения способности к передвижению, нарушения функции мочевого пузыря (повелительные позывы и недержание мочи) и быстрая истощаемость. В этих условиях физические усилия, затраченные на посещение поликлиники, и эмоциональные переживания, связанные, например, с дисфункцией мочевого пузыря, могут свести до минимума потенциальную пользу занятий в амбулаторных условиях.
- Н.Н. Сетяева основы физической реабилитации Часть 2
- Физическая реабилитация при заболеваниях внутренних органов
- Вопрос 1. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- Вопрос 2. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания
- Вопрос 3. Физическая реабилитация при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
- Вопрос 4. Реабилитационные мероприятия при заболеваниях обмена веществ
- Контрольные вопросы
- ФИзическая реабилитация при оперативном вмешательстве на органах грудной и брюшной полости
- Вопрос 1. Оперативные вмешательства при заболеваниях и повреждениях органов грудной полости.
- Вопрос 2. Характеристики реабилитационных мероприятий в предоперационном и послеоперационном периодах при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- 1. Пороки с переполнением малого круга кровообращения (гиперволемией).
- 2. Пороки с обеднением малого круга кровообращения (гиповолемией).
- 3. Пороки с нормальным легочным кровотоком.
- Распределения больных по группам для занятий
- Вопрос 3. Оперативные вмешательства при заболеваниях и повреждениях органов брюшной полости
- 1. Режим – строго постельный.
- 2. Режим – постельный.
- 3. Палатный двигательный режим.
- 4. Свободный режим.
- Контрольные вопросы
- ФИзическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы
- Вопрос 1. Травмы и заболевания периферической нервной системы
- Парезы и параличи
- Вопрос 2. Заболевания вещества спинного мозга
- Долгосрочные задачи реабилитации при рассеянном склерозе в стационаре
- Вопрос 3. Заболевания цнс (головного мозга)
- Вопрос 4. Физическая реабилитация при неврозах
- Вопрос 5. Физическая реабилитация при черепно-мозговой травме
- Вопрос 6. Физическая реабилитация при остеохондрозе
- Контрольные вопросы
- Особенности занятий физическими упражнениями в период беременности, в родах и послеродовом периоде. Лфк при гинекологических заболеваниях План:
- Лфк в период беременности
- Критерии распределения беременных на группы для занятий гимнастикой (по а.К. Поплавскому)
- Корригирующая гимнастика по методике и.Ф. Дикань при высокой спонтанной активности и высоком тонусе матки
- Вопрос 2. Клинико-физиологическое обоснование и методика занятий в период родов
- Вопрос 3. Клинико-физиологическое обоснование и методика занятий в послеродовом периоде
- Вопрос 4. Лфк и массаж при воспалительных гинекологических заболеваний
- Комплексная реабилитация в гинекологии
- Аномалии развития матки
- Контрольные вопросы
- Реабилитация инвалидов с повреждениями и дефектами опорно-двигательного аппарата
- Вопрос 1. Ампутация. Причины ампутации конечности
- Вопрос 2. Метаболические нарушения и функциональные расстройства организма инвалидов после ампутации конечностей
- Вопрос 3. Методические особенности физической тренировки инвалидов
- Контрольные вопросы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Содержание
- Приложения