Вопрос 3. Методические особенности физической тренировки инвалидов
Известно, что для инвалидов с дефектами нижних конечностей характерен низкий уровень физической работоспособности. Степень изменения показателей работоспособности находится в прямой зависимости о величины ампутационного дефекта.
Нормализация обменных процессов, повышение физической работоспособности возможны при выполнении циклических упражнений аэробного характера, сопровождающиеся повышением общей выносливости и максимального потребления кислорода. Ациклические упражнения, в которых структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе выполнения, оказывают преимущественное воздействие на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышается сила мышц, быстрота реакции, подвижность в суставах и т.д. таким образом, необходимо использовать циклические и ациклические упражнения при осуществлении физической тренировки, отдавая предпочтение циклическим упражнениям.
Общая физическая подготовка осуществляется путем проведения тренировок, направленных на укрепление мышц спины, брюшного пресса, верхних конечностей, если инвалид перенес ампутацию нижних конечностей, и на укрепление мышц нижних конечностей, если ампутированы верхние конечности.
Занятия на тренажерных комплексах проводятся в группах по 4-6 человек, ежедневно, длительностью 40-60 минут. В группы подбираются инвалиды с примерно аналогичными уровнями ампутации и физической подготовленностью. В процессе занятий используется метод «круговой тренировки», когда инвалиды имеют возможность во время занятий переходить от одного тренажера к другому. Время тренировки на одном тренажере составляет 3-5 минут, перерывы 2-4 минуты.
Для инвалидов, начинающих занятия на тренажерах, начальная масса грузов определяется уровнем ампутации и физической подготовленности, а также функциональным состоянием организма. Первые занятия могут проводиться без применения грузов. В дальнейшем, по мере адаптации к физической нагрузке, масса грузов может быть увеличена до 20-32 кг.
Тренировочное занятие должно носить постоянный и систематический характер. Длительность тренировочного периода должна составлять не менее 2-х месяцев, что обеспечивает повышение функциональных резервов кардио-респираторной системы, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение физической работоспособности.
Наряду с занятиями на тренажерном комплексе инвалидам показаны физические упражнения ациклического характера.
Особое внимание на занятиях обращается на развитие физических качеств. Сила и выносливость – качества, которыми в значительной мере определяется компенсаторные возможности после ампутации. Вопрос о силе мышц и их выносливости особо большое значение имеет в практике протезирования, т.к. недостаточное развитие этих качеств снижает эффективность протезирования.
Важными являются сведения о силе мышц. Однако из-за отсутствия единой унифицированной методики, которая в настоящее время существует лишь в отношении становой и кистевой динамометрии, имеющиеся данные немногочисленны и разноречивы. Имеется зависимость величины силы от уровня ампутации. Чем выше уровень ампутации, тем потеря в силе больше. Сила разгибателей несколько больше, чем сгибателей, и приводящих больше, чем отводящих.
Функциональная способность нервно-мышечного аппарата характеризуется не только силой мышц, но и выносливостью. Критериями выносливости являются время, в течение которого та или иная работа или усилие могут выполняться.
Методика определения выносливости к статическим напряжениям сводится к тому, что испытуемому дается задание, например, на вытянутой вперед или в сторону руке держать груз или сжимать динамометр столько времени, сколько способен. Задаваемая нагрузка должна составлять определенную долю силы испытуемого (например, 50% от показателя максимальной силы). При динамических нагрузках выносливость изучается, в основном, с помощью метода эргографии и эргометрии.
Установлено, что тренировка с малыми грузами (20%) ведет к развитию одновременно силы, выносливости и быстроты, в то время как с большими грузами дает увеличение силы и уменьшение быстроты и выносливости.
Специальную тренировку для развития силы и выносливости после ампутации конечности, необходимо считать обязательным мероприятием. В методике упражнений для развития силы основным условием является постепенное и последовательное увеличение нагрузки. С этой целью широко используются блоки с подвесным грузом, позволяющие дозировать нагрузку. Могут использоваться различные пружинные и резиновые экспандеры, а т.ж. упражнения с сопротивлением.
После ампутации большое значение имеют упражнения на развитие гибкости позвоночника и вообще подвижности в сочленениях. Этими упражнениями достигается свобода движений, координация, равновесие. Основным препятствием на пути увеличения амплитудных движений, является связочно-мышечный аппарат, поэтому этого можно достигнуть, применяя упражнения «на растягивание». следует помнить, что достигнутый результат легко утрачивается. Упражнения на растягивание целесообразно чередовать с упражнениями на расслабление.
После ампутации всегда нарушаются привычные условия сохранения равновесия. Поэтому применение этих упражнений необходимо. Несмотря на то, что выполнение большинства упражнений происходит из исходного положения стоя, которое само по себе способствует тренировке равновесия, все же желательно выделять такие упражнения в отдельную группу. Особенностью таких упражнений является уменьшение площади опоры (при стоянии) или удержание тела от падения при различных движениях. Упражнения, выполняемые из и.п. стоя, развивают преимущественно статическое равновесие, а выполненные во время передвижения – динамическое равновесие. Используя физические упражнения целесообразно осуществить контроль за их действием. Критериями могут служить различные пробы-тесты на определение веса, амплитуды, координации.
Инвалидам после ампутации на уровне плеча, голени, бедра рекомендуется тренирующий двигательный режим. Используется групповой метод проведения занятий. Количество упражнений 25-30, длительность 45-60 минут. Во время занятия целесообразно включение игровых элементов, развивающих координацию движений, скоростные реакции, внимание.
Инвалидам после ампутации двух конечностей на уровне плеч, бедер, голени показан щадяще-тренирующий двигательный режим. Метод - групповой. Количество упражнений 20-25, продолжительность 30-45 минут. Игровые элементы направлены на развитие координации, скоростных качеств, ловкости.
- Н.Н. Сетяева основы физической реабилитации Часть 2
- Физическая реабилитация при заболеваниях внутренних органов
- Вопрос 1. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- Вопрос 2. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания
- Вопрос 3. Физическая реабилитация при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
- Вопрос 4. Реабилитационные мероприятия при заболеваниях обмена веществ
- Контрольные вопросы
- ФИзическая реабилитация при оперативном вмешательстве на органах грудной и брюшной полости
- Вопрос 1. Оперативные вмешательства при заболеваниях и повреждениях органов грудной полости.
- Вопрос 2. Характеристики реабилитационных мероприятий в предоперационном и послеоперационном периодах при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- 1. Пороки с переполнением малого круга кровообращения (гиперволемией).
- 2. Пороки с обеднением малого круга кровообращения (гиповолемией).
- 3. Пороки с нормальным легочным кровотоком.
- Распределения больных по группам для занятий
- Вопрос 3. Оперативные вмешательства при заболеваниях и повреждениях органов брюшной полости
- 1. Режим – строго постельный.
- 2. Режим – постельный.
- 3. Палатный двигательный режим.
- 4. Свободный режим.
- Контрольные вопросы
- ФИзическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы
- Вопрос 1. Травмы и заболевания периферической нервной системы
- Парезы и параличи
- Вопрос 2. Заболевания вещества спинного мозга
- Долгосрочные задачи реабилитации при рассеянном склерозе в стационаре
- Вопрос 3. Заболевания цнс (головного мозга)
- Вопрос 4. Физическая реабилитация при неврозах
- Вопрос 5. Физическая реабилитация при черепно-мозговой травме
- Вопрос 6. Физическая реабилитация при остеохондрозе
- Контрольные вопросы
- Особенности занятий физическими упражнениями в период беременности, в родах и послеродовом периоде. Лфк при гинекологических заболеваниях План:
- Лфк в период беременности
- Критерии распределения беременных на группы для занятий гимнастикой (по а.К. Поплавскому)
- Корригирующая гимнастика по методике и.Ф. Дикань при высокой спонтанной активности и высоком тонусе матки
- Вопрос 2. Клинико-физиологическое обоснование и методика занятий в период родов
- Вопрос 3. Клинико-физиологическое обоснование и методика занятий в послеродовом периоде
- Вопрос 4. Лфк и массаж при воспалительных гинекологических заболеваний
- Комплексная реабилитация в гинекологии
- Аномалии развития матки
- Контрольные вопросы
- Реабилитация инвалидов с повреждениями и дефектами опорно-двигательного аппарата
- Вопрос 1. Ампутация. Причины ампутации конечности
- Вопрос 2. Метаболические нарушения и функциональные расстройства организма инвалидов после ампутации конечностей
- Вопрос 3. Методические особенности физической тренировки инвалидов
- Контрольные вопросы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Содержание
- Приложения