logo
Gigiena_truda_Alexeev_1988

Методы психологии труда

В психологии труда наиболее распространены следующие методы:

1. Метод опроса (анкетирование, устная беседа, интервью).

2. Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением рабочего с целью выявления соответствия действий, приемов, движений работающего производственным задачам и результатам труда.

3. Экспериментальные методы, направленные на оценку состояния человека в процессе труда: а) лабораторный эксперимент - моделирование производственной деятельности в лаборатории, б) производственный эксперимент.

4. Метод психофизиологических тестов для исследования особенностей психических процессов, имеющих значение в производственной деятельности (памяти, внимания, мышления и др.).

5. Методы оценки личностных особенностей. Большое значение в психологических исследованиях имеет проведение беседы с целью выяснения отношения к труду, переживаний рабочего, его отношения к условиям труда и т. д. Широко используется способ заочной беседы с помощью анкет. Целью наблюдения как метода психологии труда является выявление профессионально значимых особенностей различных психических процессов путем изучения и сопоставления внешних проявлений деятельности человека - мимики, речи, позы, результатов его труда и т. д. Результаты фиксируются в протоколах наблюдения, дополняются рядом способов объективной регистрации - фотографирование, киносъемка, хронометраж и т. д.

Лабораторный эксперимент чаще всего строится по принципу моделирования той деятельности, которая исследуется (пульт управления, кабина водителя и т. д.).

Наиболее полным методом психологии труда является естественный или производственный эксперимент, проводимый непосредственно в цехе во время работы на станке, локомотиве, в полете и т. д., т. е. в конкретной производственной обстановке.

Метод психофизиологических тестов используется для исследования особенностей личности, занятой в производстве, - памяти, внимания, мышления и т. д. В настоящее время предложено большое количество таких тестов, в основе которых лежит принцип функциональных нагрузок, предъявляющих требования к тому или иному психическому процессу или его качеству, оценка различных проявлений свойств и отношений личности, лежащих в основе профессиональной успешности (по личностным опросникам или по характеристикам лиц, хорошо знающих данного рабочего по совместной работе).